Форма урока: нетрадиционная.
Цель: создать условия для формирования уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; развивать умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России: Гжели, Хохломы, Городца и Семеновских матрёшек.
Овладение компетенциями:
А)общими компетенциями:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
- ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
- ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
- ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
- ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Должны уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;
- рисовать, лепить, конструировать;
Должны знать:
содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику их преподавания: основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования, технологии художественной обработки материалов.
Оборудование для учителя: наглядные пособия, презентация, трафареты из бумаги в форме посуды.
Оборудование для студентов: краски, кисточки, баночки, тряпочки, альбом, заранее студентами готовится выставка предметов народного промысла.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Не случайно выставлены в аудитории произведения народного творчества.
Сегодня я приглашаю вас в “ Страну мастеров”. А что это за страна вы узнаете по ходу урока.
3. Вступительное слово.
- Мы сегодня поговорим и закрепим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.
- Как вы уже догадались тема нашего урока “Ярмарка народных промыслов России”.
Цель урока: формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России: гжели, хохломы, городца и семеновских матрешек.
- Что такое народный промысел?
- Народный промысел — это, прежде всего, жизненно необходимый труд, потому что все, что производится в нем, связано с устройством жизни человека, будь то посуда или дом, или девичье украшение. Но в то же время это искусство. Ведь украсить свой дом деревянными кружевами, посадить конька на крышу и петуха на ворота, да так, чтобы люди в восторге останавливались перед таким творением, сможет далеко не каждый, а лишь истинный художник, народный умелец, мастер.
- Сегодня вы покажите все свои знания, умения и опыт по представлению нам своих творческих проектов русских народных промыслов. Вы были распределены на группы, каждая из которых готовила свое представление , свою историческую справку, свой продукт о конкретном народном промысле России. Каждая группа студентов будет рассказывать нам об особенностях каждого художественного промысла. После творческого прослушивания, я вам дам задание для самостоятельной работы. В конце каждого выступления команды, вы можете своим однокурсникам задать интересующие вас вопросы.
4. Изучение нового материала.
Каждая команда группы представляет свой проект “Русские народные промыслы” (презентация+творческий подход+креативность+достоверность фактов и подтверждающие предметы росписи)
5. Самостоятельная работа.
- Спасибо, уважаемые студенты за интересный и оригинальный подход к созданию ваших проектов. Я думаю, вы многое увидели, как выполняли орнаментальные композиции на основе народных росписей России художники и мастера своего дела. И сегодня мы с вами попробуем стать мастерами каждый своей деревни, своего ремесла.
- У вас у каждого на столах лежат трафареты посуды из бумаги: ложки, тарелки. Ваша задача состоит в том, чтобы вы попробовали себя в роли мастеров, оформить посуду элементами народных росписей. Каждый попробует расписать посуду той росписью, которую он представлял. В помощь у вас на столах есть технологические карты с последовательностью рисования элементов той или иной росписи.
6. Итог урока.
- Выставка работ.
- Чему вы сегодня учились на уроке? Что открыли для себя новое, а может быть дополнили новой информацией то, что уже вам было известно?
- Что вы подчеркнули для себя помимо практического опыта для своей профессиональной деятельности, если рассматривать урок с методической точки зрения?
- Рассмотрели структуру урока преподавания в начальных классах;
- Сравнили формы традиционного урока от нетрадиционного;
- Учились находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к уроку;
- Учились работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
- Учились организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
7. Рефлексия.
И.А.Ильин писал: “Судьбы народа скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего”. Да, если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды... И мы начинаем превращаться в “Иванов, родства не помнящих”.
- Сегодня мы увидели , как много духовных и культурных ценностей заложено в наших предках, которые нельзя забывать, а нужно продолжать развивать, передавать детям своим из поколения в поколение. Ведь сколько прекрасного мы не замечаем? Я желаю вам , чтобы всю историю, традиции, ремесла своего народа вы могли пронести достойно по нашей Земле, передавая из поколение в поколение.