Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением"

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика


Цель: отработка умения проверять написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Задачи:

1. Обучающие:

  • Отработка алгоритма проверки безударной гласной в слове.
  • Формирование понимания того, что написание слов с непроверяемыми гласными нужно запомнить.
  • Совершенствование орфографических навыков и навыков самоконтроля.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Коррекция и развитие связной устной и письменной речи.
  • Коррекция и развитие мыслительной деятельности.
  • Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Развитие умения анализировать, делать выводы.
  • Расширение кругозора.

3. Воспитательные:

  • Воспитание интереса к родному языку и урокам русского языка.
  • Воспитание зрительного и слухового внимания к слову.
  • Воспитание самостоятельности и организованности.
  • Создание условий для культуры общения.
  • Воспитание заботливого отношения к птицам.

Вид урока: комбинированный

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы урока: фронтальные, парные, индивидуальные.

Наглядный материал и оборудование к уроку: магнитофон с аудиозаписями, картинки с изображением птиц, карточки с безударными гласными, осенние листья с надписями, рабочие тетради, ручки, карандаши, учебник, дневник, записи на доске, карточки с заданием, орфографический словарь, кормушка для птиц, образцы корма, конверты.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

- Проверьте всё ли у вас готово к уроку: тетрадь, ручки, учебник, дневник.

- На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились. Надеюсь, что и сегодня работа будет эффективной. А что вам нужно для этого?

 

 

 

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопрос.

(Быть внимательными и старательными)

Мотивация.

Цель - развитие мыслительной деятельности, мотивировать на активное восприятие учебного материала.

- Нас ожидает встреча с нашими друзьями. А вот с кем именно, вы узнаете, послушав аудиозапись (учитель включает магнитофон, слышатся голоса птиц).

- Кто готов сказать, о ком пойдет на уроке речь?

- Птиц на земле много - около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и крошечные, не больше бабочки и стрекозы. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть, которые едят только растительную пищу, в основном только ягоды и семена.

- Почему птиц называют друзьями?

 

Слушают запись

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Чистописание.

Цель - подготовка учащихся к письму, формирование навыков каллиграфического письма, правильной посадки во время письменной работы.

- Посмотрите, ребята, какие “птички” прилетели в наш класс.

(на доске карточки с безударными гласными а о и е я).

- На птичках написаны буквы.

- К какой группе относятся эти буквы?

 

- В чем особенность этих гласных?

- Открываем тетради, садимся прямо, низко не наклоняемся и вспомним написание этих букв, свяжем их одной веревочкой, именно они будут часто встречаться в заданиях.

- Показ на доске учителем.

 

 

Отвечают на вопрос (Гласные)

Отвечают (Когда на них не падает ударение, их нужно проверять)

 

 

 

Работа в тетрадях. Прописывают буквы.

Постановка темы урока.

Всесторонняя проверка знаний.

- Когда мы будем проверять их написание?

- В каком случае мы будем смело писать букву?

- Кто догадался, какая будет тема урока?

(Учитель вывешивает тему на доску)

- А еще сегодня на уроке мы познакомимся с написанием непроверяемых безударных гласных.

- Чем будем заниматься на уроке?

 

 

- Кто будет нашими помощниками на уроке?

Отвечают на вопросы

- Когда эти гласные находятся в безударном положении

- Когда эти гласные будут под ударением.

- Мы будем учиться проверять безударные гласные.

- Находить в словах безударные гласные, проверять их, учится писать грамотно, развивать свою речь, помогать друг другу)

- Птицы.

Подготовка учащихся к усвоению учебного материала.

Цель - создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии, включить всех воспитанников в работу, расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

- Ребята, у вас на партах карточки с изображением птиц. Вы узнали их?

- Посмотрите, сколько разных птиц нас встретили. А теперь подумайте, могут ли все эти птицы собраться в зимнюю пору?

- Почему?

- Действительно, осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Ведь зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправляться в дальние путешествия. Как называют этих птиц? (учитель открывает на доске табличку с надписью “Перелетные птицы”)

- Но не все птицы улетают на зиму в теплые края. Остаются те, которые могут находить себе пропитание. Как называют этих птиц? (открывает надпись “Зимующие птицы”)

- Давайте отправим к солнышку тех, которые не остается у нас зимовать.

Учитель крепит к доске картинки с изображением перелетных птиц (к солнышку)

- И назовем тех, кто остается зимовать в нашей местности.

Читают названия птиц

Отвечают на вопросы.

- Нет.

- Потому что некоторые птицы улетают зимовать на юг, в теплые страны.

 

 

 

- Перелетные.

 

 

- Зимующие.

  - Учитель крепит к доске картинки с изображением зимующих птиц (к зимнему лесу)

- И вот воевода - дятел объявил всем вредным личинкам и насекомым войну. Он стал собирать войско, но вот незадача: в названиях некоторых птиц пропала безударная гласная. Поможем дятлу, вставим пропущенные буквы и подберем проверочные слова.

- Как проверить слово с безударной гласной?

- Учащиеся называют перелетных птиц – грачи (одна из самых полезных птиц, поедает опасного вредителя-жука-челкуна), дрозды, журавли, ласточки.

Зимующих - сова, сорока,

ворона, дятел, воробей.

Повторяют правило. Отвечают с места.

- Чтобы проверить написание безударной гласной в слове, надо изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Усвоение новых знаний.

Работа учащихся на доске.

Цель - формирование умения объяснять написание слов, пользуясь правилом.

Учитель вызывает учащихся к доске по одному, остальные работают в тетрадях.

Проверка выполнения задания.

- Правило проверки безударной гласной в слове вы можете услышать и в стишке.

- Безударный хитрый звук
причиняет много мук.
Как писать гора, трава,
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье:
Горы, травы, море, дело.
Вот теперь напишем смело.

- Молодцы, ребята! Дятел очень доволен вашей работой, теперь вредные личинки не страшны деревьям, и они порадуют нас весной своей свежей зеленью, а летом прохладой.

грачи-грач, дрозды-дрозд, журавли-журавль, сова-совы.

Слушают стих

Написание слов с непроверяемыми безударными гласными.

Словарно орфографическая работа.

Цель – знакомство со словами с непроверяемыми гласными, подготовка к усвоению учащихся правила проверки словарных слов.

- Как вы думаете, написание любого слова можно проверить ударением?

- Запишем слово дятел (учитель пишет на доске)

- Разделим его на слоги.

- Поставим ударение.

- Подчеркните безударную гласную зеленым цветом.

- Придумайте предложение со словом дятел.

- Попробуйте подобрать проверочное слово.

- А теперь попробуйте ещё раз ответить на вопрос: написание всех безударных гласных можно проверить с помощью проверочного слова?

- Если не все слова можно проверить, как написать слово не сделав ошибки?

- Как мы называем такие слова?

- В нашем учебнике тоже есть словарик. Мы часто им пользуемся и уже запомнили написание некоторых слов.

- Ответы учащихся.

- Работают в тетрадях.

- Отвечают на вопросы.

 

- Придумывают предложения.

- Не получается.

 

 

- Отвечают на вопросы.

- Выучить его, спросить у учителя, мамы, посмотреть в словаре.

- Словарные слова, их написание надо запомнить, в случае затруднения обратиться к словарю.

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Цель – знакомство с правилом, развитие орфографической зоркости, формирование навыков самоконтроля.

- Откройте учебник на странице 77.

- Прочитайте правило. Его нужно запомнить.

- Кто может его повторить?

- А теперь отгадайте загадку:

Хищная птица сверху налетает
И острым клювом добычу хватает.

- Правильно, это ястреб.

- Запишите отгадку в тетрадь.

- Поставьте в слове ударение, подчеркните безударную гласную.

- Можно ли безударную гласную е проверить ударением?

- Какой делаем вывод?

- А теперь проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово ястреб.

- Закройте тетради.

- Название еще какой птицы встретилось вам в словарике?

- Конечно, цыпленок. А кто это такой?

- Вот сейчас мы с вами немного отдохнем. Я буду курочкой, а вы моими цыплятами.

Читают правило.

Повторяют.

 

Слушают и отгадывают загадку.

Записывают отгадку (ястреб)

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос (это слово с непроверяемой гласной, написание этого слова нужно запомнить)

Находят и проверяют слово в словаре.

Ищут в словаре название птицы (цыпленок)

Отвечают на вопрос (птенец курочки)

Физкультминутка.

Цель - предупредить утомляемость учащихся на уроке, развивать координацию движений, чувство ритма.

Но сначала поиграем в игру “Узнай птиц”. Можно встать и выйти из-за парты.

- Как подает голос воробей ...

- Кукушка...

- Ворона...

- Курица...

- Утка...

- Сорока...

И сейчас мы превращаемся в цыплят и начинаем гулять с мамой-курочкой по птичьему двору.

- Проводится физкультминутка под музыку.

Отвечают хором

- Чирикает.

- Кукует.

- Каркает.

- Квохчет.

- Крякает.

- Трещит.

 

Выполняют ритмические упражнения.

Продолжение работы по теме. Самостоятельная работа.

Цель - отработка умения применять правила правописания слов с безударной гласной при самостоятельной работе, формирование умения контролировать свое письмо правилом.

- А пока мы с вами отдыхали, птицы приготовили для вас интересные задания.

(Учитель раздает по одному конвертику на парту)

- Посмотрим, что в них.

- Вот первое из них. Задание по вариантам (учитель читает задание на карточке)

В левом столбике даны слова с пропущенной безударной гласной, вставь безударные гласные, а проверочное слово выбери из правого столбика, соединив их стрелочкой.

п..ро

гн..здо

д...ма

гл..за

з...ма

глаз

гнёзда

зимы

перья

дом

гр...бы

сл...ды

р...ды

хл..ба

г...ра

хлеб

ряд

след

гриб

горы

- А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание (учитель вывешивает слова по вариантам на доску)

 

 

 

Смотрят, что в конвертах.

Достают карточки. Задание по вариантам.

 

 

 

 

- Выполнение задания (на карточках)

 

Читают слова парами с места.

Речевая разминка. Хоровые ответы.

Цель – формирование правильного подбора проверочных слов, развитие речи.

- Ребята, сейчас вы работали самостоятельно, а теперь давайте поможем друг другу - вместе подберем проверочные слова в стихотворении. Я буду начинать, а вы дополняйте.

- На берегу растет сосна,
А рядом с нею -...(сосны)
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею -...(звезды)
А на траве лежит роса,
А рядом с нею -...(росы)
Вот по траве спешит коса,
А рядом с нею -...(косы).

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

Отвечают хором, дополняя предложение.
Продолжение работы по теме.

Работа с деформированным текстом.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, развитие умения строить предложения.

- За окном конец ноября, заканчивается листопад. Птицы прислали вам последние листочки этой осени. Выньте их из конверта. На листочках - слова. Сейчас вы должны расположить эти слова так, чтобы получилось предложение. А затем записать предложение в тетрадь. Это второе задание птиц.

Проверка: чтение предложений по цепочке.

Пришла зима с трескучими морозами.
В такую погоду пернатым голодно.
Птицы летят к жилью человека.
Ребята, помогайте птицам зимой.
Птицы охраняют урожай от вредителей.

Индивидуальная проверка выполнения работы.

- Чего больше боятся птицы: холода или голода?

- Как вы можете помочь птицам?

- А где же птицы могут найти наши угощения?

 

- Вот послушайте, что говорит синичка в стихотворении.

- Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям-
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
“Тинь-тень, тили-тень,
Все короче зимний день
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.

 

 

Работают в парах.

Составляют предложение.

Читают предложения.

 

 

Записывают в тетрадь предложение.

Отвечают на вопросы

- Голода.

- Подкармливать.

- В кормушках.

 

Слушают стих.

Работа над развитием речи учащихся.

Цель – развитие устной речи учащихся, познавательных интересов, воспитание заботливого отношения к птицам в зимнее время.

- Посмотрите, у нас с вами тоже есть кормушка для птиц (демонстрация кормушки). Ее сделали на уроках трудового обучения мальчики старших классов. Сейчас кормушка наша пуста. Что же мы положим в нашу кормушку?

- Оказывается, в кормушку нельзя класть все подряд. Например, для птиц вредны пряные, острые, соленые и кислые продукты. Нежелательно кормить их гречкой и рисом. Можно давать белый хлеб, но нельзя черный, он плохо переваривается, особенно в мороз.

- Посмотрите, пожалуйста, у вас в конвертах последнее задание от птиц. Это меню для птичьих столовых и очень важные советы от птиц. Прочитайте их внимательно и постарайтесь их запомнить.

Все птицам - семена подсолнечника;
Синице - сало, мясо, семена арбуза;
Снегирю - ягоды рябины, калины;
Клесту - семена шишек;
Воробью - пшено, просо.

Чистить от снега кормушки, не забывать подкладывать корм, не распугивать птиц возле кормушек.

- Действительно, запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима - очень тяжелое время года. Целый день они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают птиц от холода, но не от голода. Я думаю, горсточка семечек, маленький кусочек несоленого сала найдется у каждого из вас (учитель демонстрирует на тарелочке образцы корма для птиц).

-Покормите птиц зимой, чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть одна нужна
Горсть одна - и не страшна будет им зима.
Приучайте птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

- Я надеюсь, что теперь вы - специалисты в области зимующих птиц и, благодаря этим советам, именно ваша кормушка станет самой посещаемой.

- Мы обязательно повесим нашу кормушку на березку около школы, и не будем забывать заботиться о птицах.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

Читают советы птиц.

Рефлексия. Самооценка работы на уроке. - Что интересного было на уроке?

- Какие задания вызывали затруднения?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Ответы учащихся.
Подведение итогов урока.

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

- Закончим схему (схема на доске)
Что а, о, е, и, я
Как надо проверять? изменить слово
Чем ударением

- А если невозможно подобрать проверочное слово, что будем делать?

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Выучить правило на стр.77 и выполнить упражнение № 7 на странице 79.

- Дорогие друзья?

Древняя японская легенда гласит, что, если сложить из бумаги 1000 журавликов, то исполнится загаданное желание. Неужели действительно, спросите вы? Возможно! Ведь секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ 1000 улыбок. Вот и я сегодня хочу подарить вам всем маленьких журавликов, чтобы все ваши желания всегда исполнялись.

(Подарить журавликов детям и гостям).

- Ребята, меня очень тронули вот такие строки. Послушайте.

Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках.
Я взял в руки жука, и жук умер у меня на ладонях.
Я посадил птицу в клетку, и она погибла...
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!

- А что значит “прикоснуться сердцем”?

Отвечают на вопросы.

- безударные гласные

- надо изменить слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

Безударная гласная проверяется ударением.

- Это слово словарное, его написание надо запомнить или посмотреть в словаре.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

- Да, ребята, природу, все живое вокруг нужно любить и беречь, и тогда жизнь на Земле будет продолжаться бесконечно!

Спасибо всем за урок!

Отвечают на вопрос.

- Любить и беречь природу