Цель: отработка умения проверять написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
Задачи:
1. Обучающие:
- Отработка алгоритма проверки безударной гласной в слове.
- Формирование понимания того, что написание слов с непроверяемыми гласными нужно запомнить.
- Совершенствование орфографических навыков и навыков самоконтроля.
2. Коррекционно-развивающие:
- Коррекция и развитие связной устной и письменной речи.
- Коррекция и развитие мыслительной деятельности.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Развитие умения анализировать, делать выводы.
- Расширение кругозора.
3. Воспитательные:
- Воспитание интереса к родному языку и урокам русского языка.
- Воспитание зрительного и слухового внимания к слову.
- Воспитание самостоятельности и организованности.
- Создание условий для культуры общения.
- Воспитание заботливого отношения к птицам.
Вид урока: комбинированный
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы урока: фронтальные, парные, индивидуальные.
Наглядный материал и оборудование к уроку: магнитофон с аудиозаписями, картинки с изображением птиц, карточки с безударными гласными, осенние листья с надписями, рабочие тетради, ручки, карандаши, учебник, дневник, записи на доске, карточки с заданием, орфографический словарь, кормушка для птиц, образцы корма, конверты.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
Организационный момент Цель: организовать направленное внимание на начало урока. |
Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. - Проверьте всё ли у вас готово к уроку: тетрадь, ручки, учебник, дневник. - На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились. Надеюсь, что и сегодня работа будет эффективной. А что вам нужно для этого? |
Учащиеся проверяют готовность к уроку. Отвечают на вопрос. (Быть внимательными и старательными) |
|||||||||
Мотивация. Цель - развитие мыслительной деятельности, мотивировать на активное восприятие учебного материала. |
- Нас ожидает встреча с нашими друзьями.
А вот с кем именно, вы узнаете, послушав
аудиозапись (учитель включает магнитофон,
слышатся голоса птиц). - Кто готов сказать, о ком пойдет на уроке речь? - Птиц на земле много - около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и крошечные, не больше бабочки и стрекозы. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть, которые едят только растительную пищу, в основном только ягоды и семена. - Почему птиц называют друзьями? |
Слушают запись Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос. |
|||||||||
Чистописание. Цель - подготовка учащихся к письму, формирование навыков каллиграфического письма, правильной посадки во время письменной работы. |
- Посмотрите, ребята, какие “птички”
прилетели в наш класс. (на доске карточки с безударными гласными а о и е я). - На птичках написаны буквы. - К какой группе относятся эти буквы?
- В чем особенность этих гласных? - Открываем тетради, садимся прямо, низко не наклоняемся и вспомним написание этих букв, свяжем их одной веревочкой, именно они будут часто встречаться в заданиях. - Показ на доске учителем. |
Отвечают на вопрос (Гласные) Отвечают (Когда на них не падает ударение, их нужно проверять)
Работа в тетрадях. Прописывают буквы. |
|||||||||
Постановка темы урока. Всесторонняя проверка знаний. |
- Когда мы будем проверять их написание? - В каком случае мы будем смело писать букву? - Кто догадался, какая будет тема урока? (Учитель вывешивает тему на доску) - А еще сегодня на уроке мы познакомимся с написанием непроверяемых безударных гласных. - Чем будем заниматься на уроке?
- Кто будет нашими помощниками на уроке? |
Отвечают на вопросы - Когда эти гласные находятся в безударном положении - Когда эти гласные будут под ударением. - Мы будем учиться проверять безударные гласные. - Находить в словах безударные гласные, проверять их, учится писать грамотно, развивать свою речь, помогать друг другу) - Птицы. |
|||||||||
Подготовка учащихся к усвоению
учебного материала. Цель - создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии, включить всех воспитанников в работу, расширение кругозора, обогащение словарного запаса. |
- Ребята, у вас на партах карточки с
изображением птиц. Вы узнали их? - Посмотрите, сколько разных птиц нас встретили. А теперь подумайте, могут ли все эти птицы собраться в зимнюю пору? - Почему? - Действительно, осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Ведь зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправляться в дальние путешествия. Как называют этих птиц? (учитель открывает на доске табличку с надписью “Перелетные птицы”) - Но не все птицы улетают на зиму в теплые края. Остаются те, которые могут находить себе пропитание. Как называют этих птиц? (открывает надпись “Зимующие птицы”) - Давайте отправим к солнышку тех, которые не остается у нас зимовать. Учитель крепит к доске картинки с изображением перелетных птиц (к солнышку) - И назовем тех, кто остается зимовать в нашей местности. |
Читают названия птиц Отвечают на вопросы. - Нет. - Потому что некоторые птицы улетают зимовать на юг, в теплые страны.
- Перелетные.
- Зимующие. |
|||||||||
- Учитель крепит к доске картинки с
изображением зимующих птиц (к зимнему лесу) - И вот воевода - дятел объявил всем вредным личинкам и насекомым войну. Он стал собирать войско, но вот незадача: в названиях некоторых птиц пропала безударная гласная. Поможем дятлу, вставим пропущенные буквы и подберем проверочные слова. - Как проверить слово с безударной гласной? |
- Учащиеся называют перелетных птиц
– грачи (одна из самых полезных птиц, поедает
опасного вредителя-жука-челкуна), дрозды,
журавли, ласточки. Зимующих - сова, сорока, ворона, дятел, воробей. Повторяют правило. Отвечают с места. - Чтобы проверить написание безударной гласной в слове, надо изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. |
||||||||||
Усвоение новых знаний. Работа учащихся на доске. Цель - формирование умения объяснять написание слов, пользуясь правилом. |
Учитель вызывает учащихся к доске по
одному, остальные работают в тетрадях. Проверка выполнения задания. - Правило проверки безударной гласной в слове вы можете услышать и в стишке. - Безударный хитрый звук - Молодцы, ребята! Дятел очень доволен вашей работой, теперь вредные личинки не страшны деревьям, и они порадуют нас весной своей свежей зеленью, а летом прохладой. |
грачи-грач, дрозды-дрозд,
журавли-журавль, сова-совы. Слушают стих |
|||||||||
Написание слов с непроверяемыми
безударными гласными. Словарно орфографическая работа. Цель – знакомство со словами с непроверяемыми гласными, подготовка к усвоению учащихся правила проверки словарных слов. |
- Как вы думаете, написание любого слова
можно проверить ударением? - Запишем слово дятел (учитель пишет на доске) - Разделим его на слоги. - Поставим ударение. - Подчеркните безударную гласную зеленым цветом. - Придумайте предложение со словом дятел. - Попробуйте подобрать проверочное слово. - А теперь попробуйте ещё раз ответить на вопрос: написание всех безударных гласных можно проверить с помощью проверочного слова? - Если не все слова можно проверить, как написать слово не сделав ошибки? - Как мы называем такие слова? - В нашем учебнике тоже есть словарик. Мы часто им пользуемся и уже запомнили написание некоторых слов. |
- Ответы учащихся. - Работают в тетрадях. - Отвечают на вопросы.
- Придумывают предложения. - Не получается.
- Отвечают на вопросы. - Выучить его, спросить у учителя, мамы, посмотреть в словаре. - Словарные слова, их написание надо запомнить, в случае затруднения обратиться к словарю. |
|||||||||
Закрепление изученного материала. Работа по учебнику. Цель – знакомство с правилом, развитие орфографической зоркости, формирование навыков самоконтроля. |
- Откройте учебник на странице 77. - Прочитайте правило. Его нужно запомнить. - Кто может его повторить? - А теперь отгадайте загадку: Хищная птица сверху налетает - Правильно, это ястреб. - Запишите отгадку в тетрадь. - Поставьте в слове ударение, подчеркните безударную гласную. - Можно ли безударную гласную е проверить ударением? - Какой делаем вывод? - А теперь проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово ястреб. - Закройте тетради. - Название еще какой птицы встретилось вам в словарике? - Конечно, цыпленок. А кто это такой? - Вот сейчас мы с вами немного отдохнем. Я буду курочкой, а вы моими цыплятами. |
Читают правило. Повторяют.
Слушают и отгадывают загадку. Записывают отгадку (ястреб) Выполняют задание. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос (это слово с непроверяемой гласной, написание этого слова нужно запомнить) Находят и проверяют слово в словаре. Ищут в словаре название птицы (цыпленок) Отвечают на вопрос (птенец курочки) |
|||||||||
Физкультминутка. Цель - предупредить утомляемость учащихся на уроке, развивать координацию движений, чувство ритма. |
Но сначала поиграем в игру “Узнай
птиц”. Можно встать и выйти из-за парты. - Как подает голос воробей ... - Кукушка... - Ворона... - Курица... - Утка... - Сорока... И сейчас мы превращаемся в цыплят и начинаем гулять с мамой-курочкой по птичьему двору. - Проводится физкультминутка под музыку. |
Отвечают хором - Чирикает. - Кукует. - Каркает. - Квохчет. - Крякает. - Трещит.
Выполняют ритмические упражнения. |
|||||||||
Продолжение работы по теме. Самостоятельная
работа. Цель - отработка умения применять правила правописания слов с безударной гласной при самостоятельной работе, формирование умения контролировать свое письмо правилом. |
- А пока мы с вами отдыхали, птицы
приготовили для вас интересные задания. (Учитель раздает по одному конвертику на парту) - Посмотрим, что в них. - Вот первое из них. Задание по вариантам (учитель читает задание на карточке) В левом столбике даны слова с пропущенной безударной гласной, вставь безударные гласные, а проверочное слово выбери из правого столбика, соединив их стрелочкой.
- А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание (учитель вывешивает слова по вариантам на доску) |
Смотрят, что в конвертах. Достают карточки. Задание по вариантам.
- Выполнение задания (на карточках)
Читают слова парами с места. |
|||||||||
Речевая разминка. Хоровые ответы. Цель – формирование правильного подбора проверочных слов, развитие речи. |
- Ребята, сейчас вы работали
самостоятельно, а теперь давайте поможем друг
другу - вместе подберем проверочные слова в
стихотворении. Я буду начинать, а вы дополняйте. -
На берегу растет сосна, Ударение над гласной Может сделать букву ясной. |
Отвечают хором, дополняя предложение. | |||||||||
Продолжение работы по теме. Работа с деформированным текстом. Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, развитие умения строить предложения. |
- За окном конец ноября, заканчивается
листопад. Птицы прислали вам последние листочки
этой осени. Выньте их из конверта. На листочках -
слова. Сейчас вы должны расположить эти слова
так, чтобы получилось предложение. А затем
записать предложение в тетрадь. Это второе
задание птиц. Проверка: чтение предложений по цепочке. Пришла зима с трескучими морозами. Индивидуальная проверка выполнения работы. - Чего больше боятся птицы: холода или голода? - Как вы можете помочь птицам? - А где же птицы могут найти наши угощения?
- Вот послушайте, что говорит синичка в стихотворении. - Спозаранок скачут птицы |
Работают в парах. Составляют предложение. Читают предложения.
Записывают в тетрадь предложение. Отвечают на вопросы - Голода. - Подкармливать. - В кормушках.
Слушают стих. |
|||||||||
Работа над развитием речи учащихся. Цель – развитие устной речи учащихся, познавательных интересов, воспитание заботливого отношения к птицам в зимнее время. |
- Посмотрите, у нас с вами тоже есть
кормушка для птиц (демонстрация кормушки). Ее
сделали на уроках трудового обучения мальчики
старших классов. Сейчас кормушка наша пуста. Что
же мы положим в нашу кормушку? - Оказывается, в кормушку нельзя класть все подряд. Например, для птиц вредны пряные, острые, соленые и кислые продукты. Нежелательно кормить их гречкой и рисом. Можно давать белый хлеб, но нельзя черный, он плохо переваривается, особенно в мороз. - Посмотрите, пожалуйста, у вас в конвертах последнее задание от птиц. Это меню для птичьих столовых и очень важные советы от птиц. Прочитайте их внимательно и постарайтесь их запомнить. Все птицам - семена подсолнечника; Чистить от снега кормушки, не забывать подкладывать корм, не распугивать птиц возле кормушек. - Действительно, запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима - очень тяжелое время года. Целый день они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают птиц от холода, но не от голода. Я думаю, горсточка семечек, маленький кусочек несоленого сала найдется у каждого из вас (учитель демонстрирует на тарелочке образцы корма для птиц). -Покормите птиц зимой, чтоб со всех концов - Я надеюсь, что теперь вы - специалисты в области зимующих птиц и, благодаря этим советам, именно ваша кормушка станет самой посещаемой. - Мы обязательно повесим нашу кормушку на березку около школы, и не будем забывать заботиться о птицах. |
Ответы учащихся.
Читают советы птиц. |
|||||||||
Рефлексия. Самооценка работы на уроке. | - Что интересного было на уроке? - Какие задания вызывали затруднения? - Как оцениваете свою работу на уроке? |
Ответы учащихся. | |||||||||
Подведение итогов урока. Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке. |
- Закончим схему (схема на доске)
- А если невозможно подобрать проверочное слово, что будем делать? - Откройте дневники и запишите домашнее задание. - Выучить правило на стр.77 и выполнить упражнение № 7 на странице 79. - Дорогие друзья? Древняя японская легенда гласит, что, если сложить из бумаги 1000 журавликов, то исполнится загаданное желание. Неужели действительно, спросите вы? Возможно! Ведь секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ 1000 улыбок. Вот и я сегодня хочу подарить вам всем маленьких журавликов, чтобы все ваши желания всегда исполнялись. (Подарить журавликов детям и гостям). - Ребята, меня очень тронули вот такие строки. Послушайте. Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках. - А что значит “прикоснуться сердцем”? |
Отвечают на вопросы. - безударные гласные - надо изменить слово, чтобы безударная гласная стала ударной. Безударная гласная проверяется ударением. - Это слово словарное, его написание надо запомнить или посмотреть в словаре. Открывают дневники и записывают домашнее задание. |
|||||||||
- Да, ребята, природу, все живое вокруг
нужно любить и беречь, и тогда жизнь на Земле
будет продолжаться бесконечно! Спасибо всем за урок! |
Отвечают на вопрос. - Любить и беречь природу |