Цель урока: обобщить и
систематизировать знания учащихся об
основных способах словообразования в русском
языке.
Форма работы: коллективная,
индивидуальная.
Задачи урока:
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смыслов
учебной деятельности;
- создание условий для развития уважительного
отношения учеников друг к другу;
Предметные:
- Корректировать индивидуальную работу в
соответствии с коммуникативной целью;
- Анализировать и характеризовать особенности
словообразования в русском языке
Регулятивные:
- формировать умение формулировать тему урока,
цели урока, умение принимать и сохранять учебную
задачу;
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией на
уроке, связно излагать мысли.
- сохранять и развивать умение сотрудничать в
паре и группе;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою
точку зрения.
Познавательные:
- формировать умение работать с разными
способами словообразования;
- понимать и интегрировать информацию в
имеющийся запас знаний, преобразовывать,
структурировать и применять её с учётом
решаемых задач;
- извлекать нужную информацию;
Ход урока
1. Отработка заданий первого уровня.
Коллективная работа
Заполнение карты – схемы (схема дана без
надписей).
|
Полусамостоятельно
Работа в парах. Изобразите элемент карты урока
(приставочно-суффиксальный способ
словообразования). Каждый составляет, затем
меняются и проводят проверку, сверяя с картой –
схемой урока.
|
Самостоятельно.
Изобразите элемент карты урока (приставочный
способ словообразования). Проверьте себя по
карте-схеме урока (смотри карту-схему).
|
2. Отработка заданий второго уровня.
Коллективная работа
Каков способ образования следующих слов?
Уличный, застроить, дозвониться, плащ-палатка,
тишь, мороженое.
|
Коллективная работа
Сгруппируйте слова по способу их
словообразования.
Улыбка, надежность, способный, преувеличить,
лотерейный, паровозик, кресло-кровать, гостиная,
подснежник, собкор, надомница, двигатель.
|
Полусамостоятельно.
Упражнение № 311. Каков способ образования
следующих слов.
Скрестить, скрести (ср.: скребу), скупить (вещи),
скупиться, слезать, слезиться, слизать,
слизистый, сорить, ссорить, спать, сложение,
сложность, смешать, смешить, совладелец,
советовать, справка, справа, сверкнуть, сверять,
свершить.
|
Полусамостоятельно
Упражнение № 311. Сгруппируйте слова по способу
их словообразования.
Скрестить, скрести (ср.: скребу), скупить (вещи),
скупиться, слезать, слезиться, слизать,
слизистый, сорить, ссорить, спать, сложение,
сложность, смешать, смешить, совладелец,
советовать, справка, справа, сверкнуть, сверять,
свершить.
|
Самостоятельно
Каков способ словообразования следующих слов.
заступник, недруг, подоконник, сбербанк,
сталелитейщик, серебристый, антисанитарный,
заморский, научно-популярный, перестроить,
обедать, озеленить.
|
Самостоятельно.
Сгруппируйте слова по способу их
словообразования:
заступник, недруг, подоконник, сбербанк,
сталелитейщик, серебристый, антисанитарный,
заморский, научно-популярный, перестроить,
обедать, озеленить
|
3. Задания третьего уровня.
Коллективная работа
1.Укажите способ словообразования слов выброс,
противоположность, классный, приморский,
подводник, пылесос, мастерская.
|
Коллективная работа
2. Выпишите из предложений слово,
образованное способом сложения.
Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде
капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый дождь
- крупнокапельный, выпадающий из кучевых облаков...
|
Полусамостоятельно.
Укажите способ словообразования слов прыжок,
молодушка, приусадебный, подбородок, мореход,
северо-западный, гостиная.
|
Полусамостоятельно
Упражнение № 307
Прочитайте текст. Выпишите из текста слова,
образованные приставочным способом.
Много вредных насекомых переловят скворцы за
лето для себя и своих скворчат. Потому и
стараются люди приманивать скворцов поближе к
полям и огородам. Потому и развешивают для них
скворечники. Добро пожаловать, дорогие гости!
Полезная птица скворец, а уж какая занятная!
Занятней, пожалуй, и не найдешь.
Послушайте, как – нибудь, как он, сидя на ветке
около домика, песенки распевает. То засвистит,
затрещит, а то вдруг лягушкой заквакает, или, как
курица, закудахчет...Слушаешь его – и дивишься:
какие только звуки в его песенке не встречаются!..
Что услышит скворец, что запомнит, то и старается
повторить.
|
Самостоятельно
Укажите способ словообразования слов
наколенник, прибежать, работяга, ГИБДД, ход,
ванная.
|
Самостоятельно.
Выпишите из предложений слово, образованное
приставочным способом.
“Спасибо вам, дяденька”, - прошептал я. “За что,
мальчик?” - “За то, что я не сирота”.
Восторженными слезами благодарил я Васю, этот
мир ночной, спящее село, спящий лес.
|
4. Итоговая контрольная работа.
Задания первого уровня.
1. Изобразите схему темы “Основные способы
словообразования”.
2. Образуйте слова из данных морфем.
- приставки: пере-, под-, при-;
- корни: город, стро, окон, стол, соб, пар, кор, воз,
везд, мед, ход, сестр, клресл, чал, кровать;
- суффиксы: -ск, -, -ник, -ов, -и, -и;
- соединительные гласные: о, е, о
Задания второго уровня.
3. 1) Укажите способ образования слова НЕТОЧНОЕ.
2) Укажите способ образования слова
ВОПРОСИТЕЛЬНО.
3) Укажите способ словообразования слова
ПАНИЧЕСКИ.
4. Сгруппируйте слова по способам их
образования.
Актуальность, ошейник, каменистый, утюжить,
тишина, бег, наводнение, безрельсовый,
беспрепятственный, перебежка, послеобеденный,
контратака, поохотиться, увлажнить,
сверхскорость, МГУ, съедобный, бескрайний,
желтеть, ГИБДД, поискать, расщепить, мороженое,
педсовет, медсправка.
Задания третьего уровня.
5. Из данных предложений выпишите слово,
образованное приставочным способом.
Убивается любознательность, так сильно
присущая детям в начале учебы. Знание тяготит,
ибо не обогащает. Затем подрастающему недорослю
попадаются сигареты, пиво, затем иные, быстрые
способы получения удовольствия, он скатывается
на неправильные привычки.