Цель: Обобщить знания детей о песке и его свойствах. Уточнить знания детей о происхождении песка в природе.
Задачи:
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность, желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, желания участвовать в исследовательской деятельности.
- Развивать устную речь детей, обогащать словарь: рыхлый, сыпучий, песчинки.
- Знакомить с последовательностью явлений в природе.
- Стимулировать собственные высказывания детей.
- Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение, закреплять умение выкладывать мозаику на основу.
- Закреплять навыки работы с увеличительным стеклом, защитными очками.
- Закреплять представления о свойствах песка, знакомить со способом получения песка путём трения между собой двух камней и измельчение ракушек.
- Воспитывать аккуратность, любознательность, активность, интерес к объектам неживой природы.
Оборудование: Фартуки и нарукавники у детей, защитные очки, бархатная бумага, черный картон, лупы, пластиковая ложка, ракушки тонкие, маленькие в файле, по два камня на каждого ребенка, мультимедийное оборудование, разрезанная картина с фоном из пластилина, кусочки ракушек.
Ход занятия
Воспитатель приветствует детей.
(Дети здороваются).
А сейчас послушайте, пожалуйста, загадку.
Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло – серый.
То морской он, то речной.
Отгадайте кто такой!
(Воспитатель читает загадку).
(начало презентации приложение 1)
Дети, скажите, о чем эта загадка?
Дети: Это загадка о песке.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами снова поговорим о песке и вспомним его свойства.
Песок – какой он?
Дети: Сухой песок сыпучий.
- Песок может двигаться.
- Мокрый песок, может принимать любую форму.
- Песок рыхлый.
- Песок хорошо пропускает воду.
Воспитатель: Дети, вы молодцы, правильно назвали свойства песка.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Дети, кажется кто–то стучится. Войдите.
Незнайка: Здравствуйте, это группа “Ягодка”?
Воспитатель: Да, это группа “Ягодка”.
Незнайка: Тогда я к вам.
Воспитатель: Дети, вы догадались кто это?
Дети: Это Незнайка.
Незнайка: Да, я Незнайка. И пришел к вам, так как узнал, что вы проводите какие–то эксперименты?
Воспитатель: Незнайка, ты правильно слышал, только не эксперименты, а эксперименты.
Незнайка: Я понял, (медленно проговаривает) эк-спе-ри-мен-ты.
Воспитатель: Вот теперь ты произнес это слово правильно.
Незнайка: Я не знаю, что такое эксперимент и поэтому, хотел бы посмотреть, как вы их проводите?
Воспитатель: Оставайся с нами и мы тебе всё расскажем и покажем. Присаживайся, пожалуйста, вот на этот стульчик, делай все, что будут делать дети.
Незнайка: Хорошо, я согласен. А можно я задам вам еще один вопрос?
Воспитатель: Да, конечно.
Незнайка: Я сегодня наблюдал, как дети играют в песочнице, и задался вопросом. Откуда он взялся, песочек?
Воспитатель: Незнайка, это ты очень удачно зашел. Мы сегодня и хотели выяснить, как образуется песок в природе. А для этого и будем проводить эксперименты.
Незнайка: Ой, как интересно. Мне можно присесть за этот столик?
Воспитатель: Да, да. Здесь есть все, что нужно для работы.
(Воспитатель обращает внимание детей на экран).
Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это?
Дети: Это море.
- Сильный шторм.
- Волны бьются о берег, о скалы.
Воспитатель: Обратите внимание на то, с какой силой волны бьются о скалы.
Дети: Посмотрите, волны выносят на берег ракушки.
- Они разбиваются о камни на мелкие кусочки.
Воспитатель: Да, дети, это вы правильно подметили, волны выносят ракушки на берег и они разбиваются о камни на очень мелкие кусочки. Давайте и мы попробуем разбить ракушки. Как можно это сделать?
Дети:
- Бросить на пол.
- Растоптать ногами.
Незнайка: Если ракушка очень тоненькая, то можно ее просто раздавить пальцами.
Воспитатель: Все это правильно, но мы не будем топтать ракушки ногами. Тем более не будем стараться раздавить их пальцами. Скажите, почему?
Дети: Ракушки очень тонкие и острые.
Воспитатель: Правильно. И что может произойти?
Дети: Можно поранить пальцы.
Воспитатель: Правильно, поэтому мы сделаем совсем иначе. Посмотрите, у меня есть ступка, сюда я уже насыпала ракушки. Я беру пестик и начинаю им давить ракушки. Послушайте, как они (скрипят, шуршат.......). А теперь посмотрите, что у нас получилось?
Дети: Ракушки разломились на мелкие кусочки.
Воспитатель: Правильно. Если мы будем продолжать их разминать, что произойдет?
Незнайка: Можно я скажу.
Воспитатель: Мы тебя слушаем, Незнайка.
Незнайка: Они, наверное, превратятся в песок.
Воспитатель: Правильно. Дети, хотите получить из ракушек песок?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Хорошо, но у нас всего лишь одна ступка, поэтому нам придется сделать это как – то иначе.
Дети: Мы готовы.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лежат целлофановые пакетики, в них я уже насыпала ракушки. Посмотрите, какие они?
Дети: Они совсем мелкие и тонкие.
Воспитатель: А что еще лежит рядом с пакетиком?
Дети: Пластмассовая ложечка.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего она нужна?
Незнайка: Я кажется, догадался. С помощью ложки мы попробуем раздавить ракушки.
Воспитатель: Правильно. Дети, обратите внимание, у вас на столах лежат еще очки? Для чего они могут нам понадобиться?
Дети: Их надо надеть.
Воспитатель: Для чего?
Дети: Чтобы случайно кусочек ракушки не попал нам в глаз.
Воспитатель: Вы молодцы. Все правильно сказали, а теперь надевайте очки и сейчас приступим к работе.
(Дети надевают очки).
Я вижу, что вы все готовы и теперь вы должны меня очень внимательно слушать и выполнять все, что я буду вам говорить.
Все дети и ты Незнайка, зажмите ложку в кулачок так, чтобы большой палец находился в ее углублении. Посмотрите, как это сделала я.
(Воспитатель проверяет правильность выполнения задания).
А теперь осторожно нажимаем на целлофановый пакет и начинаем аккуратно надавливать на ракушки. У всех получается?
(Если кто-то из детей затрудняется, то воспитатель подходит и помогает им).
Воспитатель: Ну вот, я вижу, что все справились с заданием. Посмотрите, у вас на столах лежат листы бархатной бумаги, положите их к себе поближе и постарайтесь аккуратно высыпать все, что у вас в пакетиках на этот лист.
(Дети выполняют задание).
Дети, наверное, нам очки будут пока не нужны, поэтому давайте их снимем. Ну, вот все очки сняли и можно продолжать наше занятие. Дети, посмотрите, что еще у вас есть на столах?
Дети: У меня на столе еще лежит лупа.
- Правильно. А для чего нужна лупа?
Дети: Через лупу можно рассмотреть что-то очень мелкое.
Незнайка: Я знаю, что лупа, это увеличительное стекло. А у моего друга Знайки есть тоже лупа, только он через нее на звезды смотрит.
Дети говорят Незнайке, что это - телескоп.
Воспитатель: Все это правильно. Поэтому берите каждый свою лупу и рассматривайте через нее, то, что у нас осталось от ракушек.
Дети: Ракушки рассыпались на мелкие частички.
Воспитатель: На что они похожи?
Дети: На песчинки.
Воспитатель: Они все одинаковые?
Дети: Нет, они разные?
- Есть песчинки большие, а есть совсем мелкие.
Воспитатель: Как вы думаете, от чего это зависит?
Дети: Мы их не смогли раздавить.
Воспитатель: Почему?
Незнайка: Можно я отвечу.
Воспитатель: Отвечай, конечно.
Незнайка: Наверное, это те части ракушки, которые были более твердые.
Воспитатель: Правильно, Незнайка.
Физкультминутка “Рыбки”:
(дети под музыку выполняют движения и проговаривают слова)
Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся – разойдутся,
То зароются в песке.(повторяют 2-3 раза)
Воспитатель: Дети посмотрите на экран. Как вы думаете что изображено здесь. (на заставке песок увеличенный в 250 раз)
Ответы детей. (камешки, стеклышки, ракушки, кораллы...).
Воспитатель: Это песок , только увеличен под микроскопом, во много раз.
Незнайка: А песок образуется только из ракушек?
Воспитатель: Дети, кто из вас скажет, из чего еще может образовываться песок?
Дети: Песок получается из камешков.
- Они разбиваются и крошатся, когда их волны перекатывают с места на место. А камни откуда?
Дети: Скалы разрушаются под воздействием природных явлений, то солнышко, то ветер. От скал отламываются большие куски , потом эти куски разламываются и так получаются камни.
Незнайка: Это, наверное, не просто получить песок из камней, ведь они такие твердые?
Воспитатель: Ты прав, Незнайка. Но ведь в природе песок получается не за один день, а проходят многие годы, прежде чем камень превратится в песок. Дети, давайте покажем Незнайке, как можно получить песок из камня?
(Дети вместе с Незнайкой и воспитателем трут камни друг об друга над черным картоном).
Воспитатель: Я вижу, что у всех получился песочек, ведь вы так старались. А теперь аккуратно пересыпьте его на наш бархатный листок. Возьмите снова лупы и сравните песок, который вы получили сейчас и песок, который вы получили из ракушек.
Дети: Песок из ракушек получился крупнее.
Воспитатель: Почему?
Дети: Его надо было дольше растирать.
Воспитатель: Они похожи между собой.
Дети: Похожи.
Воспитатель: А теперь возьмите в руки маленькую баночку, которая у вас на столе. Как вы думаете, что в ней?
Дети: Это песок.
Воспитатель: Правильно. А если точнее, то это морской песок. Обратите внимание на то, какой он светлый. Как вы думаете почему?
Дети: В море очень много ракушек.
- Их выносит на берег.
- Они разбиваются и превращаются в песок.
Воспитатель: Правильно. Откройте баночку, насыпьте немного песка на наш бархатный листок и сравните опять с помощью лупы песок, который мы получили и песок, который привезли с моря.
(Дети высказывают свои наблюдения).
Дети, мы с вами выяснили, как в природе получается песок. Но только ли песок можно получить из ракушек.
Дети: Они очень красивые, из них можно сделать коллекцию.
- Есть ракушки жемчужницы, в них есть жемчуг.
- Можно сделать различные поделки.
Незнайка: Ой, ребятки, я совсем забыл передать вам посылку!
Дети: Какую посылку?
- А где она?
Незнайка: Когда я шел к вам и проходил мимо почты, то меня попросили доставить посылку вот по этому адресу.
(Достает листок с адресом детского сада и читает).
Это ваш адрес?
Воспитатель: Правильно. Адрес наш. Незнайка, давай ее откроем.
(Воспитатель вместе с Незнайкой открывает посылку).
Дети, посмотрите здесь письмо. (Приложение 2) Сейчас я его прочитаю.
(воспитатель достает из посылки картину и рассматривает ее вместе с детьми. (Приложение 3))
Воспитатель: Дети, посмотрите, картина состоит всего из двух цветов. Каких?
Дети: Голубого.
- И сиреневого.
Воспитатель: Как вы думаете, голубой цвет, это цвет чего?
Дети: Это цвет моря.
Воспитатель: Правильно. Значит, мы его мозаикой выкладывать не будем. А вот, то, что окрашено в сиреневый цвет мы выложим мозаикой и тогда увидим, что же изображено на этой картине. Открывайте свои баночки, в которых у вас разбитые ракушки и приступайте к работе. Незнайка, а ты, если хочешь, можешь помогать детям.
Незнайка: Конечно, очень хочу.
(Дети делают аппликацию на пластилиновой основе из разбитых ракушек).
Воспитатель: Я вижу, что все дети с заданием справились. Давайте теперь из ваших работ составим картину. Подходите, пожалуйста, все к моему столу попробуем вместе составить картину из нескольких частей. (Дети составляют картину).
Незнайка, ты знаешь, кто изображен на этой картине?
Незнайка: Я так думаю, что если картину прислал царь Нептун, то это, наверное, кто-то из морских обитателей, а точнее сказать не могу.
Воспитатель: Дети, подскажите Незнайке, кто это?
Дети: Это медузы.
Незнайка: Медузы? Никогда не видел, но они мне очень нравятся. Надо куда-то повесить картину.
Воспитатель: Сейчас мы ее пока оставим на столе, а потом мы склеим её и оформим в рамку.
(Незнайка смотрит на часы).
Незнайка: Дети, мне пора уходить. Спасибо за то, что вы разрешили мне быть на вашем занятии. Я узнал очень много нового и интересного. До свидания.
Дети: До свидания, Незнайка.
Воспитатель: Дети и нам пора заканчивать наше занятие. Давайте подведем его итоги.
(Воспитатель вместе с детьми подводит итоги занятия, рефлексию)