Урок по теме "Физические и химические явления. Химические реакции". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель урока: формирование знаний о физических и химических явлениях, выяснение их существенных отличий, формирование понятия о химических реакциях, выявление признаков химических реакций, развитие навыков работы с химическим оборудованием и реактивами.

Тип урока: изучения нового материала.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрации, лабораторные опыты, интерактивные методы обучения.

Оборудование и реактивы: пробирки, штатив для пробирок, химический стакан, блюдце, монета, свеча, спички, стеклянная трубка, пробирка с налетом марганцовки, стакан с чаем, лимон, молоко, пищевая сода, уксус, кусочек хлеба или печенья, растворы пищевой соды, технической соды, лимонной кислоты, йода, перекиси водорода, вишневый сок.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знания о физических и химических явлениях в природе, умения распознавать химические явления по их существенным признакам, усвоение понятия “химическая реакция”.
  • Метапредметные: умения выполнять познавательные и практические задания; понимать проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций, проводить химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности.
  • Личностные: развитие готовности к решению творческих задач, формирование познавательной и информационной культуры.

Ход урока

1. Организационный момент

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель приветствует учащихся, создает благоприятное настроение в классе, организует работу в классе по группам Приветствуют учителя, распределяются на 4 команды по 4-5 человек

2. Мотивация, целеполагание, планирование деятельности

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивирует учащихся к деятельности на уроке.

Вступительное слово учителя:

Ребята, для того чтобы узнать тему и цель нашего занятия, необходимо решить следующую проблемную эксперименталь-ную задачу: необходимо достать монетку из блюдца с водой, используя при этом только свечу, спички и пустой стакан.

Вовлекает учащихся в обсуждение с использованием интерактивного приема “Мозговой штурм”, объясняет правила участия в “Мозговом штурме”

Активно обсуждают и находят решение поставленной задачи: необходимо зажечь свечу, поставить ее посередине блюдца с водой, накрыть горящую свечу стаканом, так, чтобы монетка оказалась за пределами стакана; при горении свечи создается разница давления и вода поднимается внутри стакана, уходя при этом из блюдца; монетка оказывается вне жидкости.

Проводят эксперимент, демонстрируя решение задачи, высказывают мнение относительно темы урока.

В ходе демонстрационного опыта наблюдались различные явления, что указывает на тему урока – “Физические и химические явления. Химические реакции”.

Участники команд самостоятельно формулируют задачи изучения темы урока: выяснить, чем отличаются физические и химические явления (химические реакции); исследовать, какие внешние эффекты сопровождают химические реакции.

Записывают тему в тетради.

3. Изучение нового материала

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Обращается к командам:

Ребята, вам известно из школьного курса, что процессы, которые происходят в

природе называются явлениями. Приведите примеры таких явлений.

Побуджает учащихся к размышлению:

Ученик, выполняя домашнее задание, привел примеры таких химических явлений: на деревьях листья желтеют и опадают; из открытой бутылки “Пепси-колы” выделяются пузырьки газа; чай в стакане светлеет, когда кладешь в него лимон; сода “шипит”, если положить ее в стакан с кипятком; на металлической решетке появилась ржавчина; после добавления сахара чай становится сладким,

в испеченном мамой пироге вишни стали синего цвета.

 

Приводят примеры явлений в природе: (дождь, снег, ветер, гроза, кипение, плавление, скисание молока, приготовление пищи, ржавление железа, горение свечи).

Размышляют над тем, какие явления бывают в природе и можно ли все указанные явления отнести к химическим.

Представляет учащимся новую информацию и включает их в ее осмысление.

Физические явления НЕ сопровождаются образованием новых веществ.

Примеры: изменение формы тела, агрегатного состояния вещества (плавление, кипение, замерзание), свечение раскаленных тел, прохождение электрического тока, распространение запахов, притяжение к магниту, растворение соли.

Химические явления (химические реакции) заключаются в превращении веществ, в результате которых образуется одно или несколько новых веществ.

Примеры: ржавление железа, скисание молока, обугливание дерева, горение спирта.

Знакомятся с информацией о том, что явления в природе можно разделить на физические и химические. Ставят перед собой задачу научиться отличать химические явления от физических.
Организует деятельность учащихся в командах, объясняет суть работы “перекрестных групп”. Интерактивный метод Перекрестные группы”: учащиеся работают в командах над выполнением определенного задания, затем по два ученика из каждой команды переходят в другие команды и обмениваются результатами своей работы. Этот процесс может продолжаться, пока каждая пара не вернется в свою первичную команду. Можно осуществить один переход учебных пар, например, обмениваются парами команды № 1 и №2, № 3 и №4. Таким образом, команды должны выявить несколько признаков протекания химических реакций. Ставят перед собой задачу по выявлению признаков химических реакций путем проведения лабораторного эксперимента, повторяют правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.

Проводят экспериментальное исследование.

Обмениваются информацией в “перекрестных группах”, выявляют признаки химических реакций.

Участники команд озвучивают выявленные в ходе экспериментального исследования признаки химических реакций:

  • Изменение цвета
  • Выделение газа.
  • Выпадение или растворение осадка.
С целью выявления других признаков учитель демонстрирует командам опыт “Вулкан” (зажжение смеси порошков бихромата аммония и магния), а также зачитывает отрывок стихотворения А.С.Пушкина

...Тогда услышал я, о, диво, запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе, сжав, отворотил лицо.

Учащиеся делают вывод относительно других признаков химических реакций:
  • Появление, исчезновение или изменение запаха.
  • Выделение или поглощение теплоты или света.
  • Появление пламени

Задания для команд:

Команда № 1 ( выявление признаков химической реакции - изменение цвета, выпадение осадка)

Лаб. опыт 1.

  • В стакан с горячим чаем добавить несколько капель лимона (наблюдается изменение цвета чая – посветление).

Лаб. опыт 2.

  • В стакан с чаем с лимоном добавить немного молока (наблюдается выпадение хлопьев).

Команда№ 2 (выявление признаков химической реакции - выделение газа, изменение цвета )

Лаб. опыт 1.

  • В пробирку поместить немного пищевой соды, добавить 1 мл уксуса (наблюдается выделение газа).

Лаб. опыт 2.

  • На кусочек хлеба, печенья или чипсы поместить 1-2 капли раствора йода (наблюдается образование синего окрашивания).

Команда № 3 (выявление признаков химической реакции - изменение цвета, выпадение осадка)

Лаб. опыт 1.

  • В пробирку налить 1-2 мл вишневого сока, добавить к нему раствора пищевой соды (цвет сока изменяется на синий).

Лаб. опыт 2.

  • В пробирку налить 1 мл раствора хлористого кальция, добавить 1 мл раствора кальцинированной (технической) соды (наблюдается выпадение белого осадка).

Команда № 4 (выявление признаков химической реакции - выделение газа, растворение осадка)

Лаб. опыт 1.

  • В пробирку поместить немного порошка мела, добавить 1 мл раствора лимонной кислоты (наблюдается выделение газа).

Лаб. опыт 2.

  • В пробирку с налетом марганцовки на стенках налить раствор перекиси водорода и немного уксуса (осадок марганцовки полностью исчезает, пробирка становится чистой)

4. Проверка усвоения знаний, контроль и оценивание

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предлагает учащимся распределить явления на физические и химические, используя приобретенные знания о признаках химических реакций. Выполняют предложенное задание.

Физические явления: из открытой бутылки “Пепси-колы” выделяются пузырьки газа; после добавления сахара чай становится сладким.

Химические явления: листья на деревьях желтеют; чай в стакане светлеет, когда кладешь в него лимон; сода “шипит”, если положить ее в стакан с кипятком; на металлической решетке появилась ржавчина; в испеченном мамой пироге вишни стали синего цвета.

Предлагает учащимся выявить физические и химические явления, представленные в искусстве живописи (учитель демонстрирует репродукции картин, к примеру: И. Левитана “Март 1895 г.”, О.Щербакова “Осенний парк”, И.Айвазовского “Радуга”, “Синопский бой 18 ноября 1853 г”, К.Васильева “Ожидание”, К.Брюллова “Последний день Помпеи”. Выполняют задание, аргументируют свои ответы.
Участникам команд предлагает задание, в котором необходимо отметить значком физическое либо химическое явление, при всех правильных ответах появляется ключевое слово. Задание выполняется на время.

Оценивает работу команд и отдельных учащихся на уроке

Выполняют задание

Задание для команды № 1

Явление Физическое Химическое
Горение спирта А В
Плавление стекла Д Л
Образование тумана Е У
Прокисание молока В О
Растирание мела в ступке К Б
Выпаривание спирта З П
Покрытие медных изделий зеленым налетом Ф Д
Замерзание воды в луже Ц Ж
Пригорание яичницы Х О
Пожелтение листьев на деревьях Н Р
Горение бензина Р О
Испарение воды Т Е
Горение магния О Д

Определите, какие являения являються физическими, а какие химическими. Обведите букву в том столбце, в котором есть правильный ответ. Если вы дадите правильный ответ, то в колонке химических явлений по вертикали получите название самого легкого газа, название которого в переводе означает “рождающий воду”. (Ответ: водород)

 Задание для команды № 2

Явление Физическое Химическое
Ржавление железа Б С
Перегонка воды К Л
Образование тумана А Г
Прокисание молока В О
Растирание мела в ступке Л Н
Ковка металла Ь П
Покрытие медных изделий зеленым налетом Ф О
Замерзание воды в луже Ц Ж
Пригорание яичницы Х Ш
Почернение серебряных изделий Н О
Фильтрование раствора И И
Горение угля Т Ю
Кипение воды Й К

Определите, какие являения являються физическими, а какие химическими. Обведите букву в том столбце, в котором есть правильный ответ. Если вы дадите правильный ответ, то в колонке физических явлений по вертикали получите название метала. (Ответ: кальций)

Задание для команды № 3

Явление Физическое Химическое
Ржавление железа Б С
“Гашение” соды уксусом Ю Е
Образование тумана А Г
Прокисание молока В Р
Зажигание спички О Е
Растирание мела в ступке Щ Н
Выпаривание спирта Ь П
Горение свечи Ф Б
Засахаривание варенья Э Ж
Пригорание яичницы Х Р
Образование зеленого налета на медных изделиях Н О
Фильтрование раствора И Ы
Плавление свинца Т Ю
Кипение воды Й К

Определите, какие являения являються физическими, а какие химическими. Обведите букву в том столбце, в котором есть правильный ответ. Если вы дадите правильный ответ, то в колонке химических явлений по вертикали получите название драгоценного металла. (Ответ: серебро)

Задание для команды № 4

Явление Физическое Химическое
Протухание куриного яйца Л К
Взаимодействие соды с уксусом К И
Образование сосулек на крышах домов С Б
Брожение виноградного сока Т С
Ковка металла Р Д
Подгорание еды на сковороде Е Л
Покрытие медных изделий зеленым налетом О О
Листопад Ы Ж
Растворение сахара в чае П У
Пожелтение листьев на деревьях Н Р
Посветление чая при добавлении лимона С О
Испарение воды Г А
Скисание молока С Д

Определите, какие являения являються физическими, а какие химическими. Обведите букву в том столбце, в котором есть правильный ответ. Если вы дадите правильный ответ, то в колонке химических явлений по вертикали получите название самого распространенного элемента на Земле. (Ответ: кислород )

5. Рефлексия

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Проводит рефлексию в виде опроса. Вопросы:
  • Я узнал(а) много нового.
  • Мне это пригодится в жизни.
  • На уроке было над чем подумать.
  • На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
  • На уроке я работал(а) добросовестно, сотрудничал (ла) в команде и цели урока достиг(ла).

Учитель просит поднять руки тех, кто поставил пять плюсов на поставленные вопросы, затем тех, у кого четыре и три плюса.

Отвечают на вопросы, отмечая на полях тетради значком + или -.