Разработка урока по теме "Задачи на увеличение числа в несколько раз". 3-й класс

Разделы: Математика

Класс: 3


Тип урока: “открытие” новых знаний

Цель урока: познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.

Планируемые результаты:

Личностные

  • осознавать собственные знания по теме и умение их применить,
  • понимать успешность выполненной работы,
  • уметь самостоятельно преодолевать трудности.

Метапредметные

  • уметь анализировать предложенные задачи и выделять главное,
  • логически строить план решения,
  • прогнозировать результата задачи,
  • контролировать правильность и полноту выполнения действий,
  • уметь применять навыки само и взаимоконтроля при проверке работы,
  • проявлять навыки культуры общения и взаимопомощи.

Активизировать имеющиеся у учащихся представления о сезонных изменениях в природе. Формировать эмоционально-ценностное отношение к осени, развивать у детей чувства видения красоты природы.

Предметные

  • уметь раскрывать смысл слов “больше в 2 (3,4,...) раза”,
  • уметь рационально применять приемы вычисления для табличного умножения и соответствующих случаев деления (с числами 2,3,4),
  • уметь применять ранее изученные навыки вычисления числовых выражений.

Оборудование урока для учителя:

  • М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Учебник  “Математика” для 3 класса, М.,2013г;
  • М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.М. Полевщикова “Методика преподавания математики в начальных классах”, М., 2012;
  • мультимедиа проектор;
  • мультимедиа презентация по теме урока.
  • аудиозапись шуршания осенних листьев

Оборудование урока для учащихся:

1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Учебник “Математика” для 3 класса, М., 2013 г;

2. рабочая  тетрадь;

3. раздаточный и счетный материал.

- индивидуальные карточки с числами (результаты таблицы умножения на 2, 3, 4);

- образец письма цифры 4;

- карточки с названием действий и их компонентов;

- счётный материал (квадраты, круги, треугольники);

- карточки для краткой записи задачи (цена, количество, стоимость).

Ход урока

I Организационный момент

Настрой на урок
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Послушайте внимательно четверостишие и скажите: “О каком времени года идет речь?”.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
/Бунин Иван “Листопад”/

- (об осени)

- О каких осенних признаках говориться в стихотворении?

(О разноцветных осенних листьях)

- Сегодня я вам хочу предложить украсить осеннее дерево листочками, ведь совсем скоро листьев на деревьях не останется, а наше дерево будет вечно-красивым. Согласны украсить дерево? Чем больше решим заданий, тем больше листьев наберем.

II Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа. Закрепление знаний таблицы умножения.

Это задание принесла веточка...(какого дерева), верно – рябины. (Ученики должны отгадать загадку)

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (Рябина)

(Ученики получают карточки с заданием)

Множитель 7 4 3 4
Множитель   6    
Произведение 21   18 16

 

Множитель 3   4 7
Множитель   4 5  
Произведение 12 36   21

 

Множитель 2   4 3
Множитель   3 4 8
Произведение 16 12    

2. Фронтальный опрос таблицы умножения и деления на 3, 4 по карточкам.

3. Групповая работа (дети работают у доски)

Соотнесите названия компонентов с действием (на доске карточки):

Сложение   множитель
множитель
произведение
Вычитание   слагаемое
слагаемое
сумма
Умножение   делимое
делитель
частное
Деление   уменьшаемое
вычитаемое
разность

(Справившись с заданием, ребята приклеивают на “дерево” листик рябины)

4. Работа с задачами

Это задание принесла веточка...(какого дерева), верно – дуба. (Ученики должны отгадать загадку)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

(Учитель читает задачу. Учащиеся поднимают карточку со знаком действия, которым она решается, и называют ответ)

Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили её на дерево и стали наблюдать за птицами. (И я вам советую уже сейчас начинать мастерить кормушки для птиц)

Клевать сало прилетели синички. Они заняли 3 веточки, сев по 4 синички на каждую веточку. Сколько синичек прилетело? (. ,12)

Полакомиться рябиновыми ягодами решили 12 снегирей. Они сели на 2 кормушки поровну. Сколько снегирей сидело на каждой кормушке? (: , 6)

У воробья 2 крыла. Сколько крыльев у 7 воробьёв? (. , 14)

5. Минутка чистописания

(Анализ образца цифры. Письмо цифры 4 по инструкции учителя):

Напишите цифру 4 три раза, ещё два раза. Сколько цифр написали? (5)

- Напишите на две цифры меньше. Сколько напишете цифр? (3) Сколько всего написали цифр? (8)

- Сколько цифр надо дописать, чтобы их стало 10? (2)

- Допишите строчку до конца.

6. Математический диктант

- Запишите только ответы:

  • Увеличьте 17 на 9.
  • Уменьшите 25 на 7.
  • Увеличьте 4 в 8 раз.

(При проверке последнего задания возникает проблемная ситуация, мотивирующая вывод правила увеличения числа в несколько раз). Я думаю, что сегодня на уроке вы сами постараетесь найти ответ на последний вопрос.

III Самоопределение к деятельности

Работа в группах:

(Учитель спрашивает название геометрических фигур, находящихся у учащихся)

1-я группа работает с кругами

2-я группа с квадратами

3-я группа с квадратами

- положите на парту 2 синие фигуры.

- под ними положите 2 красные фигуры. Что можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Их поровну)

- Положите ещё 2 красных фигуры. Что теперь можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Синих фигур на 2 меньше, чем красных, а красных на 2 больше, чем синих)

- Положите ещё 2 красных фигуры. Что теперь можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Синих фигур на 4 меньше, чем красных, а красных на 4 больше, чем синих)

- Положите ещё 2 красных фигуры. Сколько раз по 2 красных фигуры мы брали? (4 раза)

- Можно сказать, что красных фигур в 4 раза больше, чем синих? А что можно сказать о синих фигурах? (Их в 4 раза меньше, чем синих)

- Кто понял, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи на увеличение числа в несколько раз)

IV Работа по теме урока

1 - Ребята, а кто догадался, каким действием решаются задачи на увеличение числа в несколько раз?

2 ? 4 = 8

2 - Показ таблицы

Увеличить в ..... раз

3.Физминутка

4. Просмотр видеофильма на электронном приложении к уроку по теме “Решение задач на увеличение числа в несколько раз”.

5. Работа по учебнику

Прочитайте запись рядом с красной чертой на с. 36. Каким действием находят число, которое в несколько раз больше данного? (Умножением)

№ 1 (с. 36)

- Прочитайте задачу. Сколько зелёных мячей купили? Нарисуйте их.

- Сколько красных мячей купили? Что значит “в 3 раза больше”? (Число 5 повторяется 3 раза)

- Нарисуйте красные мячи.

O O O O O

O O O O O O O O O O O O O O O

- Запишите решение задачи. (5 * 3 = 15 (м).)

V Закрепление изученного материала

Это задание принесла веточка...(какого дерева), верно – берёзы. (Ученики должны отгадать загадку)

Она такая тонкая и нежная
Надела платье белоснежное
А солнышка осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет.
Таким нарядом каждый год
Встречает осени приход (Береза)

- Сделайте рисунок и решите задачу самостоятельно.

Ластик стоит 2 рубля., а тетрадь в 4 раза дороже. Сколько стоит тетрадь?

(Проверка по образцу. Самооценка)

O O

O O O O O O O O

Решение: 2· 4 = 8 (руб)

Ответ: 8 рублей.

Дополнительное задание

№ 2 (с. 36)

Цена Количество Стоимость
3 руб. 9 т. ? руб.
3 руб. ? т. 27 руб.
? руб. 9 т. 27 руб.

№ 5 (с. 36) (решение примеров самостоятельно)

VI Рефлексия

VII Подведение итогов урока

- С каким видом задач познакомились сегодня на уроке?

- Что значит в ...раз больше?

- Как же увеличить 4 в 8 раз? (4 * 8 = 32)

- Для чего необходимо уметь решать задачи? Где это может пригодиться?

- Удалось ли вам украсить наше “Чудо-дерево” своим трудом? Где мы сможем его использовать? (Для оформления сцены к празднику, выставки осенних поделок и т. д.)

Домашнее задание

Рабочая тетрадь с. 9.

Дополнительный материал к уроку (если останется время на уроке, учащиеся могут выступить с сообщениями) в приложении 2.

Презентация 1.

Приложение 3