Тип урока: “открытие” новых знаний
Цель урока: познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.
Планируемые результаты:
Личностные
- осознавать собственные знания по теме и умение их применить,
- понимать успешность выполненной работы,
- уметь самостоятельно преодолевать трудности.
Метапредметные
- уметь анализировать предложенные задачи и выделять главное,
- логически строить план решения,
- прогнозировать результата задачи,
- контролировать правильность и полноту выполнения действий,
- уметь применять навыки само и взаимоконтроля при проверке работы,
- проявлять навыки культуры общения и взаимопомощи.
Активизировать имеющиеся у учащихся представления о сезонных изменениях в природе. Формировать эмоционально-ценностное отношение к осени, развивать у детей чувства видения красоты природы.
Предметные
- уметь раскрывать смысл слов “больше в 2 (3,4,...) раза”,
- уметь рационально применять приемы вычисления для табличного умножения и соответствующих случаев деления (с числами 2,3,4),
- уметь применять ранее изученные навыки вычисления числовых выражений.
Оборудование урока для учителя:
- М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Учебник “Математика” для 3 класса, М.,2013г;
- М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.М. Полевщикова “Методика преподавания математики в начальных классах”, М., 2012;
- мультимедиа проектор;
- мультимедиа презентация по теме урока.
- аудиозапись шуршания осенних листьев
Оборудование урока для учащихся:
1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Учебник “Математика” для 3 класса, М., 2013 г;
2. рабочая тетрадь;
3. раздаточный и счетный материал.
- индивидуальные карточки с числами (результаты таблицы умножения на 2, 3, 4);
- образец письма цифры 4;
- карточки с названием действий и их компонентов;
- счётный материал (квадраты, круги, треугольники);
- карточки для краткой записи задачи (цена, количество, стоимость).
Ход урока
I Организационный момент
Настрой на урок
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Послушайте внимательно четверостишие и скажите: “О каком времени года идет речь?”.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
/Бунин Иван “Листопад”/
- (об осени)
- О каких осенних признаках говориться в стихотворении?
(О разноцветных осенних листьях)
- Сегодня я вам хочу предложить украсить осеннее дерево листочками, ведь совсем скоро листьев на деревьях не останется, а наше дерево будет вечно-красивым. Согласны украсить дерево? Чем больше решим заданий, тем больше листьев наберем.
II Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа. Закрепление знаний таблицы умножения.
Это задание принесла веточка...(какого дерева), верно – рябины. (Ученики должны отгадать загадку)
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (Рябина)
(Ученики получают карточки с заданием)
Множитель 7 4 3 4 Множитель 6 Произведение 21 18 16
Множитель 3 4 7 Множитель 4 5 Произведение 12 36 21
Множитель 2 4 3 Множитель 3 4 8 Произведение 16 12
2. Фронтальный опрос таблицы умножения и деления на 3, 4 по карточкам.
3. Групповая работа (дети работают у доски)
Соотнесите названия компонентов с действием (на доске карточки):
Сложение множитель
множитель
произведениеВычитание слагаемое
слагаемое
суммаУмножение делимое
делитель
частноеДеление уменьшаемое
вычитаемое
разность
(Справившись с заданием, ребята приклеивают на “дерево” листик рябины)
4. Работа с задачами
Это задание принесла веточка...(какого дерева), верно – дуба. (Ученики должны отгадать загадку)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
(Учитель читает задачу. Учащиеся поднимают карточку со знаком действия, которым она решается, и называют ответ)
Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили её на дерево и стали наблюдать за птицами. (И я вам советую уже сейчас начинать мастерить кормушки для птиц)
Клевать сало прилетели синички. Они заняли 3 веточки, сев по 4 синички на каждую веточку. Сколько синичек прилетело? (. ,12)
Полакомиться рябиновыми ягодами решили 12 снегирей. Они сели на 2 кормушки поровну. Сколько снегирей сидело на каждой кормушке? (: , 6)
У воробья 2 крыла. Сколько крыльев у 7 воробьёв? (. , 14)
5. Минутка чистописания
(Анализ образца цифры. Письмо цифры 4 по инструкции учителя):
Напишите цифру 4 три раза, ещё два раза. Сколько цифр написали? (5)
- Напишите на две цифры меньше. Сколько напишете цифр? (3) Сколько всего написали цифр? (8)
- Сколько цифр надо дописать, чтобы их стало 10? (2)
- Допишите строчку до конца.
6. Математический диктант
- Запишите только ответы:
- Увеличьте 17 на 9.
- Уменьшите 25 на 7.
- Увеличьте 4 в 8 раз.
(При проверке последнего задания возникает проблемная ситуация, мотивирующая вывод правила увеличения числа в несколько раз). Я думаю, что сегодня на уроке вы сами постараетесь найти ответ на последний вопрос.
III Самоопределение к деятельности
Работа в группах:
(Учитель спрашивает название геометрических фигур, находящихся у учащихся)
1-я группа работает с кругами
2-я группа с квадратами
3-я группа с квадратами
- положите на парту 2 синие фигуры.
- под ними положите 2 красные фигуры. Что можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Их поровну)
- Положите ещё 2 красных фигуры. Что теперь можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Синих фигур на 2 меньше, чем красных, а красных на 2 больше, чем синих)
- Положите ещё 2 красных фигуры. Что теперь можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Синих фигур на 4 меньше, чем красных, а красных на 4 больше, чем синих)
- Положите ещё 2 красных фигуры. Сколько раз по 2 красных фигуры мы брали? (4 раза)
- Можно сказать, что красных фигур в 4 раза больше, чем синих? А что можно сказать о синих фигурах? (Их в 4 раза меньше, чем синих)
- Кто понял, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи на увеличение числа в несколько раз)
IV Работа по теме урока
1 - Ребята, а кто догадался, каким действием решаются задачи на увеличение числа в несколько раз?
2 ? 4 = 8
Увеличить в ..... раз
3.Физминутка
4. Просмотр видеофильма на электронном приложении к уроку по теме “Решение задач на увеличение числа в несколько раз”.
5. Работа по учебнику
Прочитайте запись рядом с красной чертой на с. 36. Каким действием находят число, которое в несколько раз больше данного? (Умножением)
№ 1 (с. 36)
- Прочитайте задачу. Сколько зелёных мячей купили? Нарисуйте их.
- Сколько красных мячей купили? Что значит “в 3 раза больше”? (Число 5 повторяется 3 раза)
- Нарисуйте красные мячи.
O O O O O
O O O O O O O O O O O O O O O
- Запишите решение задачи. (5 * 3 = 15 (м).)
V Закрепление изученного материала
Это задание принесла веточка...(какого дерева), верно – берёзы. (Ученики должны отгадать загадку)
Она такая тонкая и нежная
Надела платье белоснежное
А солнышка осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет.
Таким нарядом каждый год
Встречает осени приход (Береза)
- Сделайте рисунок и решите задачу самостоятельно.
Ластик стоит 2 рубля., а тетрадь в 4 раза дороже. Сколько стоит тетрадь?
(Проверка по образцу. Самооценка)
O O
O O O O O O O O
Решение: 2· 4 = 8 (руб)
Ответ: 8 рублей.
Дополнительное задание
№ 2 (с. 36)
Цена Количество Стоимость 3 руб. 9 т. ? руб. 3 руб. ? т. 27 руб. ? руб. 9 т. 27 руб.
№ 5 (с. 36) (решение примеров самостоятельно)
VI Рефлексия
VII Подведение итогов урока
- С каким видом задач познакомились сегодня на уроке?
- Что значит в ...раз больше?
- Как же увеличить 4 в 8 раз? (4 * 8 = 32)
- Для чего необходимо уметь решать задачи? Где это может пригодиться?
- Удалось ли вам украсить наше “Чудо-дерево” своим трудом? Где мы сможем его использовать? (Для оформления сцены к празднику, выставки осенних поделок и т. д.)
Домашнее задание
Рабочая тетрадь с. 9.
Дополнительный материал к уроку (если останется время на уроке, учащиеся могут выступить с сообщениями) в приложении 2.