ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Очно-дистанционный проект “Книга своими руками” |
Адрес сайта | http://proekt-kniga.jimdo.com |
Краткое описание идеи проекта (1-2 ст.) | Очно-дистанционный проект "Книга
своими руками" реализуется в рамках районного
проекта "Человек читающий" и районного
методического объединения учителей технологии. Цель проекта: создать творческий проект по технологии в рамках требований ФГОС. Задачи проекта:
|
География реализации проекта | Учащиеся 5-11 классов школ Сарапульского района |
Актуальность проекта | Очно-дистанционный проект "Книга своими руками" разработан по учебному предмету "Технология" в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования второго поколения (от 17.12.2010 года № 1897). |
Полное и обоснованное описание проекта | Основные компоненты проекта: Определение потребности и краткая формулировка задачи. Это исследования на тему: для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему этому человеку оно необходимо. Формулировка задачи начинается обычно со слов "Разработать и изготовить...". Набор первоначальных идей. Это размышления о вариантах выбранного изделия. Для изделий, изготовляемых из древесины, металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают на бумаге в виде эскизов. Проработка одной или нескольких идей. Обсуждение всех предложенных идей позволяет оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Планирование и изготовление изделия. Планирование процесса изготовления изделия предусматривает разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления в соответствии с имеющимися у вас знаниями и умениями, наличием необходимых материалов и оборудования. Эта работа займёт большую часть времени, отведённого на проект, Ведите краткую запись того, как вы продвигаетесь по пути изготовления. Возможно вам придётся изменить свой план. Испытание и оценка изделия. |
Способы реализации и оценки результатов проекта | Результат проектной деятельности оценивается в два этапа: текущий и итоговый (Таблица 1). |
Виды деятельности участников проекта | Групповая Индивидуальная |
Отзывы участников, реальные творческие и исследовательские работы учащихся (если проект проведен) | Отзывы можно посмотреть на сайте проекта в разделе “Гостевая книга”. |
Описание сетевых сервисов Интернет для проведения проекта, сбора, получения, анализа, представления результатов взаимодействия участников проекта |
|
Список информационных источников, предложенных при реализации проекта |
|
Краткое описание проекта
Очно-дистанционный проект "Книга своими руками" реализуется в рамках районного проекта "Человек читающий" и районного методического объединения учителей технологии.
Цель проекта: создать творческий проект по технологии в рамках требований ФГОС.
Задачи проекта:
- создать сайт очно-дистанционного проекта;
- проработать этапы проекта;
- изготовить книгу своими руками, используя разные материалы;
- защитить проект.
Участники: учащиеся 5 - 11 классов.
В проекте могут принять участие, как девочки, так и мальчики. Количество участников от одной школы не ограничено.
Ученический проект может быть создан:
- одним учащимся;
- группой учащихся из одного или из разных классов;
- одной семьёй.
Очно-дистанционный проект состоит из двух модулей:
Первый модуль - дистанционный.
Этот модуль состоит из 5 этапов проектной деятельности и подготовительного этапа к защите проекта.
Второй модуль - очный.
Однодневная встреча для защиты проекта и подведения итогов работы в проекте.
Для выполнения первого модуля необходимо, обязательно, иметь на компьютере браузер Google и адрес электронной почты, зарегистрированный на gmail.com.
Структуру работы в проекте можно посмотреть на рисунке1.
Рис.1
Сроки работы в проекте:
- регистрация - с 15.12.2014 г. по 11.01.2015 г.
- I этап - 12.01. - 18.01.2015 г.
- II этап - 19.01. - 25.01.2015 г.
- III этап - 26.01. - 01.02.2015 г.
- IV этап - 02.02. - 22.02.2015 г.
- V этап - 23.02. - 01.03.2015 г.
- подготовка к защите проекта - 02.03. - 08.03.2015 г.
- самоподготовка - 09.03. - 22.03.2015 г.
- защита проекта - 26.03.2015 г.
География реализации проекта
В очно-дистанционном проекте “Книга своими руками” принимают участие учащиеся 5 - 11 классов школ Сарапульского района.
Актуальность проекта
Очно-дистанционный проект "Книга своими руками" разработан по учебному предмету "Технология" в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования второго поколения (от 17.12.2010 года № 1897).
Полное и обоснованное описание проекта
Проект обычно учитывает потребности людей и общества. Он должен содержать: составление плана по удовлетворению какой-либо потребности, проектирование процесса труда, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества и определение реального спроса на это изделие или эту услугу. Каждый проект включает пять основных компонентов (этапов) по И.А. Сасовой:
Определение потребности и краткая формулировка задачи.
Это исследования на тему: для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему этому человеку оно необходимо. Формулировка задачи начинается обычно со слов "Разработать и изготовить...".
Набор первоначальных идей.
Это размышления о вариантах выбранного изделия. Для изделий, изготовляемых из древесины, металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают на бумаге в виде эскизов.
Проработка одной или нескольких идей.
Обсуждение всех предложенных идей позволяет оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше.
Планирование и изготовление изделия.
Планирование процесса изготовления изделия предусматривает разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления в соответствии с имеющимися у вас знаниями и умениями, наличием необходимых материалов и оборудования.
Эта работа займёт большую часть времени, отведённого на проект, Ведите краткую запись того, как вы продвигаетесь по пути изготовления. Возможно вам придётся изменить свой план.
Испытание и оценка изделия.
Испытание изделия.
Удачным ли получилось ваше изделие? Лучший способ проверки - его испытание. Дайте изделие человеку, которому оно предназначается. Попросите его воспользоваться изделием и оценить, насколько оно отвечает потребностям.
Проанализируйте, соответствует ли изделие выбранным критериям? Удобно ли им пользоваться? Что можно сделать, чтобы его улучшить?
Оценка своей работы (самооценка).
Для этого ответьте на следующие вопросы: хорошо ли сформулирована задача проекта? Правильно ли приняты решения, учитывая результаты своего исследования, или какая-то часть работы была пустой тратой времени? Правильно ли были выбраны критерии оценки? Разнообразны ли были идеи? Насколько тщательно продуманы проработка лучшей идеи, планирование и изготовление? Было ли испытание изделия объективным и полезным? И наконец, если бы пришлось выполнять проект снова, что бы вы сделали по-другому?
Последний вопрос наиболее важный: вы анализируете и оцениваете сильные и слабые стороны своей работы над проектом.
Знакомство.Уважаемые участник! Предлагаю пройти первый этап нашей работы - "знакомство".
Задание:
вам необходимо на linoit.com) разместить информацию о себе: фотографию, Ф.И., школа, класс, любимую пословицу о труде (Приложение 1).Внимание! Рекомендации по работе с сервисом yuferevaev14@gmail.com, yuferevaev@yandex.ru.
Если задание выполнили, то можно смело переходить к I этап – “Определение потребности и краткая формулировка задачи” (с 12.01. – 18.01.2015 г.)
С чего же начать проект по технологии?
Правильно, с изучения потребностей людей. Но вы, вероятно плохо, пока представляете, как это следует делать. Давайте потренируемся и выполним упражнения, направленные на развитие навыков общения с людьми.
Упражнение 1.1. “Определение потребностей”
У каждого человека есть потребности, требующие удовлетворения.
Различают потребности:
1) физиологические (необходимые для поддержания жизни) - пища, вода, воздух, тепло, жильё и др.;
2) в безопасности и сохранении здоровья - передвижение на улице при гололёде, при большом скоплении транспорта; медицинское обслуживание и др.;
3) интеллектуальные - образование, посещение выставок, театров, кинотеатров и т.п.;
4) в общении и уважении - возможность выразить себя, признание достоинств и т.п.;
5) в самовыражении - возможность проявить свои знания, умения, творчество.
Этапы работы в Приложении 2.
Упражнение 1.2. “Как проводить опрос (интервью)”
Прежде чем проектировать какое-либо изделие, вы должны как можно больше узнать о тех людях, для которых вы будете его создавать. Один из общепринятых способов - это интервью, или опрос. Данное упражнение поможет вам подготовиться и взять интервью.
Этапы работы в Приложении 3.
Упражнение 1.3. “Краткая формулировка задачи”
Обычно перед исполнителем ставят задачу с указанием, что необходимо спроектировать и для кого. Например: "Разработать и изготовить обучающую игру (игрушку) для ребёнка четырёх-пяти лет" или "Разработать и сшить фартук для работ по дому и на кухне".
Этапы работы в Приложение 4.
Самостоятельная работа - “Заполняем онлайн тетрадь”.
Вам необходимо скопировать на свой Google-Диск онлайн тетрадь.
Шаблон онлайн тетради можно скопировать см. Приложение 6.
В онлайн тетради вам необходимо:
- сформулировать тему вашего проекта;
- определить потребность вашего проекта;
- краткая формулировка задачи.
Ссылку на онлайн тетрадь разместить здесь.
II этап – “Набор первоначальных идей” (с 19.01. – 25.01.2015 г.)
В этом разделе вы научитесь анализировать изделия через дизайн-анализ и мозговой штурм, а так же выбирать лучшую идею.
Упражнение 2.1. “Анализ изделия пользователем”
Все изделия создаются для того, чтобы сделать жизнь людей лучше. Наиболее эффективный способ понять, насколько изделие отвечает этой задаче, - воспользоваться им или посмотреть, как им пользуются другие.
Этапы работы в Приложении 6.
Упражнение 2.2. “Дизайн-анализ”
Дизайн-анализ - это способ исследования изделий, предметов интерьера, созданных другими людьми. С помощью него можно узнать о материалах, способах производства и характеристиках изделия: эстетических (почему оно выглядит красиво), эргономических - (что делает его удобным в использовании).
Каждое изделие появляется в результате процесса проектирования. С помощью данного дизайн-анализа вы сможете не только исследовать замысел дизайнера, но и попытаться понять, какие решения он принимал в ходе работы над этим изделием и почему.
Этапы работы в Приложении 7.
Упражнение 2.3. “Мозговой штурм”
Мозговой штурм, или свободное выражение своих мыслей, приводит к проявлению множества идей. Во время мозгового штурма вы концентрируетесь на том, чтобы "выплеснуть" все свои идеи, какими бы странными или непривлекательными они ни казались на первый взгляд.
Этапы работы в Приложении 8.
Самостоятельная работа - “Заполняем онлайн тетрадь”.
Вам необходимо скопировать на свой Google-Диск онлайн тетрадь.
Шаблон онлайн тетради можно скопировать здесь.
В онлайн тетради вам необходимо:
- исследовать анализ проблемы;
- проанализировать изделия пользователем;
- провести дизайн-анализ и мозговой штурм.
Ссылку на онлайн тетрадь разместить здесь.
III этап – “Проработка одной или нескольких идей” (26.01. – 01.02.2015 г.)На этом этапе вам необходимо определить перечень критериев и проработать одну из идей.
Упражнение 3.1. “Определение перечня критериев”
Чтобы не тратить много времени на разработку изделия, не удовлетворяющего потребности пользователя (заказчика), необходимо собрать как можно больше информации о нём. Для этого необходимо выяснить требования, которым должно соответствовать изделие.
В нашем случае перечень критериев (требований) будет следующий:
какие функции изделие должно выполнять;
как изделие должно выглядеть;
какие материалы и отделка могут быть использованы;
каковы размеры изделия;
каковы требования безопасного пользования, экологичности и др.
Этапы работы смотрите в Приложении 9.
Упражнение 3.2. "Выбор лучшей идеи"
Вы должны решить, какая из идей самая подходящая. Спросите себя: "Какая идея лучше всего отвечает потребностям?", "Достаточно ли у меня времени, чтобы её реализовать?", "Есть ли в школе необходимое оборудование?", "Смогу ли я найти нужные материалы?", "Какая из идей соответствует выбранным критериям?".
Этапы работы смотрите в Приложении 10.
Упражнение 3.3. “Проработка выбранной идеи”
Вам следует продумать все детали проекта. Например, как представить эскизы изделий из древесины или металла. Какие выбрать размеры , способы соединения деталей. В проектах при изготовлении швейного изделия необходимо сделать выкройку, соответствующую вашей фигуре.
Этапы работы смотрите в Приложении 11.
Самостоятельная работа - “Заполняем онлайн тетрадь”.
Вам необходимо скопировать на свой Google-Диск онлайн тетрадь.
Шаблон онлайн тетради можно скопировать здесь.
В онлайн тетради вам необходимо:
- определить перечень критериев;
- выбрать лучшую идею;
- проработать выбранную идею.
Ссылку на онлайн тетрадь разместить здесь.
IV этап – “Планирование и изготовление изделия” (02.02. – 22.02.2015 г.)
После проработки лучшей идеи можно приступать к планированию изготовления изделия.
Упражнение 4.1. “Планирование изготовления”
Представьте себе, что вас попросили спроектировать и изготовить одно из изделий:
- фартук для работы на кухне;
- небольшой столик для гостиной;
- полезный для здоровья бутерброд.
Выберите одно из изделий и выполните см. Приложение 12.
Упражнение 4.2. "Технологическая последовательность"
В этом упражнении вам необходимо написать последовательность изготовления изделия.
Этапы работы в Приложении 13.
Самостоятельная работа - “Заполняем онлайн тетрадь”.
Вам необходимо скопировать на свой Google-Диск онлайн тетрадь.
Шаблон онлайн тетради можно скопировать здесь.
В онлайн тетради вам необходимо:
- проработать технологии изготовления книги;
- составить технологическую карту изготовления книги;
- изготовить книгу.
Ссылку на онлайн тетрадь разместить здесь.
V этап – “Испытание и оценка изделия” (23.02. – 01.03.2015 г.)
Поздравляю! Вам осталось выполнить последний этап.
В пятом этапе вам необходимо поставить оценку своему изделию, оценить качество проектирования и заполнить диаграмму "Паучок".
Упражнение 5.1. "Окончательная оценка проекта"
Когда проект завершён, необходимо выполнить его оценку (самооценку), а затем подготовить презентацию. При этом важно оценить как готовое изделие, так и качество его проектирования. Это поможет выявить сильные и слабые стороны и избежать ошибок в дальнейшей проектной деятельности.
Этапы работы смотрите в Приложении 14.
Упражнение 5.2. “Диаграмма “Паучок””
Различные люди по-разному оценивают то или иное изделие. Иногда бывает полезно сравнить несколько мнений. Вы сможете это сделать и представить результаты в графической форме, используя диаграмму "Паучок".
Этапы работы смотрите в Приложении 15.
Самостоятельная работа - “Заполняем онлайн тетрадь”.
Вам необходимо скопировать на свой Google-Диск онлайн тетрадь.
Шаблон онлайн тетради можно скопировать здесь.
В онлайн тетради вам необходимо:
- провести окончательную оценку проекта;
- заполнить диаграмму "Паучок".
Ссылку на онлайн тетрадь разместить здесь.
Способы реализации и оценки результатов проекта
Результат проектной деятельности оценивается в два этапа: текущий и итоговый (Таблица 1).
Таблица 1.
Текущий | Таблица
продвижения (Приложение 16).
Участники заполняют в течение всего проекта. Если задание выполнено, то ставят знак *. Руководитель проекта проверяет выполненные задания и закрашивает ячейку зелёным цветом. Если возникают вопросы, то оставляет комментарии. |
Итоговый | По итогам проекта участники
описывают творческий проект, создают изделие
(“Книга своими руками”) и защищают проект. В диаграмме “Паучок” каждый участник оценивает по 5-й шкале свою проектную работу. Защита проекта (очная встреча) проходит 26 марта 2015 года. Члены жюри оценивают проекты, согласно критериям, и вручают 1,2,3 место. На сайте проекта размещаются все проектные работы в разделе “Банк проектов” (Приложение 17). |
Виды деятельности участников проекта
Групповая
Индивидуальная
- общение участников, взаимооценка и комментирование работ на основе предоставленного доступа к материалам на страницах команд;
- коллективно-распределительная деятельность, обеспечивающая создание участницами проекта общего интеллектуально или социально значимого продукта деятельности;
Отзывы участников, реальные творческие проекты учащихся
Защита творческих проектов состоялась 26 марта 2015 года на базе Сигаевской школы. С реальными творческими проектами можно ознакомиться на сайте проекта в разделе “Банк проектов” и в приложении 17.
С протоколом защиты проекта можно ознакомиться в приложении 18.
Отзывы о работе в очно-дистанционном проекте можно прочитать на сайте проекта в разделе “Гостевая книга”.
Описание сетевых сервисов Интернет для проведения проекта
Сетевой сервис Интернет | Описание | Применение в проекте |
Google Диск | Google Диск (англ. Google Drive) — облачное хранилище данных, принадлежащее компании Google Inc., позволяющее пользователям хранить свои данные на серверах в облаке и делиться ими с другими пользователями в Интернете [1]. | |
Google-формы | Это удобный инструмент, с помощью которого можно легко и быстро составлять опросы и тесты, а также собирать другую информацию. Форму можно подключить к электронной таблице Google, и тогда ответы респондентов будут автоматически сохраняться в ней. | Регистрация на участие в проекте. |
Google-таблицы | Это редактор по смыслу и внешнему виду очень напоминающий MS Excel. | Таблица продвижения в проекте. |
Google-word | Интернет-сервис по созданию, форматированию и совместному редактированию документов. | Диаграмма
“Паучок”. Инструкция. Краткая формулировка задачи 1.3. Окончательная оценка проекта 5.1. Последовательность работы в технике. |
Google-презентация | Интернет-сервис по созданию, форматированию и совместному редактированию документов. Это редактор по смыслу и внешнему виду очень напоминающий MS PowerPoint. | Проработка идей. |
Linoit.com | Линоит (англ. Lino it) – это бесплатный сервис, работающий в режиме web. Линоит как интернет-площадка может использоваться для организации идей, обмена ими с другими пользователями. | Знакомство. |
Список информационных источников
- Википедия.
- Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/[И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.]; под ред. И.А. Сасовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 240 с.: ил.
- Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.: ил.
- Технология: программа: 5-8 классы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 144 с.
- Технология.Технология ведения дома: 5 класс: методическое пособие / Н.В. Синица. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 144 с.
- Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 192 с.: ил.
- Технология : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 240 с.: ил.
- Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: тетрадь творческих работ: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.И. Ширина, Н.А. Захарова, Л.Н. Корнева и др.; под ред. И.А. Сасовой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 80 с. ил.
- Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя / под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003. - 296 с.: ил.
- Метод проектов в технологическом образовании школьников: 6 класс: пособие для учителя / под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 144 с.
- Картинки взяты из сети Интернет.