План теоретического теста по вопросам
I. Тональности, 3 вида лада, знаки альтерации, интервалы
1-3 – тональности (ключевые знаки, буквенное обозначение);
4-5 – 3 вида мажора и минора (строение ладов);
6-8 – простые диатонические интервалы (консонансы, диссонансы, количество тонов, обращение);
9-10 – знаки альтерации при повышении и понижении звуков;
11-12 – тритоны, их определение по нотам;
13-14 - характерные интервалы с разрешением, определение по нотам.
II. Аккорды, каденции
15-16 – 4 типа трезвучий, обращения Б5/3, М5/3 вне лада;
17-19 – обращения главных трезвучий с разрешением, определение по нотам;
20-21 – интервальное строение аккордов вне лада (Д7 и его обращений, мVII7, умVII7, VII5/3);
22-23 – разрешение VII5/3, мVII7, умVII7, Д7 с обращениями, определение по нотам;
24-25 – каденция, её виды.
III Общие теоретические понятия
26-28 - 3 типа тональных соотношений (сопоставление, отклонение, модуляция), секвенции;
29 – виды ритмов;
30-31 – виды размеров;
32 – понятие группировки;
33-34 – транспонирование, её способы;
35-37 – фактура, её виды, фигурация;
38-39 – альтерация, хроматизм, хроматические звуки;
40-42 – понятия имитации, энгармонизма, органного пункта.
I. Тональности, 3 вида лада, знаки альтерации, интервалы
1. Подписать параллельные тональности от 1b до 7b (слогами):
Знаки | 1b | 2b | 3b | 4b | 5b | 6b | 7b |
Мажор | Фа | ||||||
Минор | ре |
2. Подписать параллельные тональности от 1b до 7b буквенно:
Знаки | 1b | 2b | 3b | 4b | 5b | 6b | 7b |
Мажор | F | ||||||
Минор | d |
3. Подписать параллельные тональности от 7# до 1# (слогами или буквенно):
Знаки | 7# | 6# | 5# | 4# | 3# | 2# | 1# |
Мажор | |||||||
Минор |
4. Подписать 3 вида минора одной начальной буквой:
Минор с VII# и _____________________
Минор без изменений ___________________
Минор с VI# и VII# , а повышения отменяются ________________________
5. Подписать 3 вида мажора одной начальной буквой:
а) Мажор без изменений _____________________
б) Мажор с VIb и VIIb и __________________
в) Мажор с VIb и _________________________
6. Простые диатонические интервалы. Подписать обозначение консонирующих интервалов и количество тонов, которые они содержат:
Консонансы |
||||||||
Интервалы | весьма совершенные |
совершенные | несовершенные | |||||
Обозначение | ||||||||
Количество тонов |
7. Подписать диссонирующие интервалы и их количество тонов:
Диссонансы |
||||||
Обозначение интервалов | ||||||
Количество тонов |
8. Написать обращение интервалов буквенным обозначением:
ч.1 | |
м.2 | |
б.2 | |
м.3 | |
б.3 | |
ч.4 | |
ч.5 |
м.6 | |
б.6 | |
м.7 | |
б.7 | |
ув.4 | |
ум.5 | |
ув.2 |
9. Поставить знаки альтерации перед нотами при повышении звуков на полутон:
Дано: | Повышение: | |
O | —> | O? |
b O-- | —> | O? |
bbO | —> | O? |
O | —> | O? |
#O | —> | O? |
10. Поставить знаки альтерации перед нотами при понижении звуков на полутон:
Дано: | Понижение: | |
O | —> | O? |
O | —> | O? |
O | —> | O? |
#O | —> | O? |
bO | —> | O? |
11. Соединить тритоны с разрешением:
ув. 4 IV |
мажор б.3; I |
минор м.3 I |
ум. 5 VII, VII# |
м.6; III |
б.6 III |
12. Определить и подписать тритоны в данной мелодии. Рис.<1>:
13. Соединить характерные интервалы с разрешением. Подписать ступени, на которых строятся интервалы и их разрешения:
ув.2 | ч.5 |
ум. 7 | ч. 4 |
14. Определить характерные интервалы в мелодиях и подписать их. Рис. <2> а), б):
II Аккорды, каденции
15. Подписать буквенным обозначением 4 типа трезвучий, учитывая их строение:
м.3 + м.3 = _______________?
м.3 + б.3 = ________________?
б.3 + м.3 = ________________?
б.3 +б.3 = _________________?
16. Написать обращения Б5/3 и М5/3 буквенным обозначением:
б.3 + ч.4 = ________________?
ч.4 + б.3 = ________________?
ч.4 + м.3 = ________________?
м.3 + ч.4 = ________________?
17. Подписать функциональное обозначение аккордов к ступеневым обозначениям в натуральном мажоре и гармоническом миноре (в скобках):
I 5/3___________________?
I 6 ___________________ ?
I 6/4__________________ ?
IV 5/3_________________?
IV6___________________?
IV6/4__________________?
V5/3__________________ ?
V6____________________?
V6/4___________________ ?
18. Соединить главные трезвучия с разрешением, подписать ступени, на которых строятся эти аккорды:
Д5/3 иии |
Т5/ 3 (t5/3) иии |
S5/3 (s 5/3) иии |
Д6 иии |
Т6 (t6) иии |
S6 (s6) иии |
Д6/4 иии |
Т6/4 (t6/4) иии |
S6/4 (s 6/4) иии |
19. Определить и подписать тональность, главные трезвучия и их обращения в мелодии. Рис.<3>:
20. Подписать строение септаккордов буквенным обозначением:
Б5/3 + м.3 = _________________?
ум.5/3 + м.3 =________________?
ум.5/3 + б.3 = ________________?
21. Подписать строение обращений Д7 обозначением:
Б.2 + Б5/3 = _________________?
м.3 + б.2 + б.3 = _____________?
ум.5/3 +б.2 =_________________?
22. Соединить аккорды с разрешением:
ум.VII 5/3 ум.VII7 м.VII7 |
Т5/3+3 Т6+1 (t6+1) Т3+1 (t3+1) Т5/3р.+1 (t5/3р.+1) Т5/3+3 (t5/3+3) Т5/3+1 (t5/3+1) Т3 (t3) с утроенной тоникой |
Д6/5 Д2 Д4/3 Д7 |
23. Определить тональности, аккорды в мелодиях и подписать их. Рис. <4> а), б), в):
24. Заключение музыкальной мысли называется... --------------------------------- (дописать).
25. Подписать названия каденций, если остановка построения на следующих аккордах:
1) S – T5 __________________
2) T – D___________________
3) T – S – D________________
4) S – D7 - T1__________________
5) D7 – T3_____________________
6) T – S___________________
III Общие теоретические понятия
26. Подписать 3 типа тональных соотношений (сопоставление, отклонение модуляция):
а) смена тональности после цезуры без модуляционного перехода __________________________________
б) переход из одной тональности в другую с закреплением тоники новой тональности __________________________
в) переход из одной тональности в другую с возвращением в первоначальную тональность __________________________________
27. Определить и подписать отклонение и модуляцию в музыкальных примерах. Рис <5> а); б):
28. Определить и подписать в музыкальных примерах диатоническую секвенцию и модулирующую секвенцию. Рис.<6> а), б):
29. Написать названия ритмов. Рис. <7> а), б), в):
30. Написать названия размеров:
а) 2/4, 3/4, 3/8 _______________________________
б) 4/4, 6/8, 6/4, 9/8, 12/8 _______________________
в) 2/4 —> 3/4 —> 4/4 —> 2/4 ________________________
г) 5/4, 7/4, 11/4, 7/8 ___________________________
31. Определить и подписать вид размера. Рис. <8> а), б):
32. Объединение нот в группы по размеру пьесы называется... (дописать).
33. Перенесение мелодии в другую тональность называется... (дописать).
34. Назвать наиболее известные способы перенесения мелодии в другую тональность при помощи:
а)_______________________________; б)_____________________________;
в)_______________________________; г)_____________________________.
35. Способ изложения музыкальной ткани называется... --------------------------------- (дописать).
36. Написать основные виды фактуры:
а)_______________________________; б)_____________________________;
в)_______________________________; г______________________________.
37. Усложнение музыкальной фактуры путём введения мелодических или ритмических элементов называется... --------------------------------- (дописать).
38. Подписать к определениям слова “хроматизм”, “альтерация”:
- повышение или понижение ступеней, вызывающее новые тяготения –
- повышение или понижение неустойчивых ступеней, вызывающее обострение тяготений в ладу –
39. Определить вспомогательные и проходящие хроматические звуки, отметить их крестиком, подписать. Рис. <9> а); б):
40. Проведение темы или её отрезка последовательно в двух или более голосах называется... ____________________________________(дописать).
41. Написать, как называется музыкальное явление, когда высотное звучание одинаково, а запись, обозначение различно (у звуков, интервалов, аккордов, тональностей)? __________________________________________
42. Выдержанный или повторяемый звук в басу называется ________________________________________(дописать).