Цель: продолжаем закреплять знания и представления о лете, его признаках; актуализировать летние воспоминания, учить составлять рассказ на их основе; развивать связную речь, творческое воображение, произвольное внимание; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь и уважение к родной природе.
Ход занятия
Воспитатель: - Вот и наступила снова осень. Мы с вами встретились после летнего отдыха. Вы все выросли, похорошели, загорели и отдохнули. Мне кажется мы все рады нашей встрече, так как успели, соскучатся друг по другу, (делает паузу) выслушивает мнения, высказывания детей.
Воспитатель: Читает загадку
Солнце печет
Липа цветет
Рожь поспевает
Когда это бывает?
Ответы детей: Летом.
Воспитатель: - Умнички! Конечно же, это лето. И сегодня я предлагаю вам вспомнить, как мы провели лето. О том, какое это прекрасное время года и за что мы его любим.
Дидактическая игра на развитие связной речи. Составление детьми рассказов из нескольких предложений на тему: “Что такое лето”.
Рассказы детей.
Воспитатель: - Прекрасные рассказы. Я поняла, что вы замечательно отдохнули и готовы продолжать наше занятие. Послушайте, пожалуйста, музыку А.Вивальди “ Лето” и после прослушивания, поделитесь своими эмоциями и впечатлениями.
Звучит аудиозапись А. Вивальди “ Лето”
Рассказы детей о своих впечатлениях полученных во время прослушивания.
Воспитатель вовлекает в обсуждение всех детей. Если дети затрудняются, задает наводящие вопросы.
Воспитатель: - Спасибо вам ребятки за такие прекрасные рассказы. За ваши эмоции, за знания летних явлений природы. Я вам предлагаю вспомнить, о которых вы промолчали или забыли.
Загадывает загадки.
- Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)
- Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Гроза)
- Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. (Дождь)
Воспитатель: - Молодцы, правильно вы назвали эти летние явления. Послушайте, пожалуйста, прекрасные стихи И.Бунина, в которых, он красиво описал эти явления.
Дождь прошел. Уж не трепещет
Тучка молнией-грозой.
Посмотри, как небо блещет
Сквозь деревья бирюзой!От кустов ложатся тени,
А цветы полны водой;
Пахнет свежестью сирени,
Сладко пахнет резедой.Точно замер пруд широкий;
Как в зеркальном серебре,
Отразились в нем глубоко
Избы, ивы на горе.А вдали уже алеет
Свет заката, — и теплом
Ночь в окно порою веет,
Точно ласковым крылом.
Воспитатель: - Ребятки давайте вспомним, какие явления мы еще можем наблюдать летом?
Воспитатель загадывает загадки:
Крошечное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Утром бусы засверкали
Всю траву с собой заткали
А пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем! (Роса)
Воспитатель: - Молодцы, правильные дали ответы, но есть еще одно явление (очень редко, но бывает).
Говорю я брату
- Ох, с неба сыплется горох!
Вот чудак – смеется брат –
Твой горох, ведь это... (Град)
Обсуждение с детьми природных явлений, выяснение причин появления их в летний период.
Проводится динамическая пауза (Тучка).
После игры возвращаемся на места, и проводится словесная игра на тему “Хорошо-плохо”.
Например:
- Что есть лето – хорошо! А что короткое – плохо!
- Что летом жарко – хорошо! А что солнечный удар – плохо!
- Что летом дождик – хорошо! А промокнуть – плохо!
Продолжаем игру на любую летнюю тему, пока дети ее предлагают.
Воспитатель: - Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Такие интересные темы вы затронули и отметили, что в каждом явлении, периоде, в процессе, есть как хорошие стороны, так и плохие.
А теперь я хочу вам предложить послушать стихотворение. Будьте добры, ответьте, пожалуйста, о каком летнем месяце в нем идет речь?
Теплый, длинный-длинный день,
В полдень – крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц? Подскажи-ка?
Ответы детей: - Июнь.
Воспитатель: - Конечно же, это июнь месяц. А давайте вспомним, как его в народе еще называют?
Ответы детей: (если затрудняются – воспитатель подсказывает) “Хлеборост”, “Румянец”.
Воспитатель: - Молодцы! Есть и еще одно название, в народе говорят “Июнь-скопидом, урожай копит на целый год”.
Совместно с детьми обсуждаем июнь месяц.
Воспитатель: - Ну не только этим любим этот месяц для некоторых детей, а еще и тем, что они родились в этот месяц.
Воспитатель приглашает детей, родившихся в июне месяце выйти из-за стола. Вручает им в подарок книжки. Дети садятся на места.
Воспитатель: - Послушайте, пожалуйста, пословицу: “Месяц этот – макушка лета – устали не знает, все прибирает” и еще этот месяц в народе называют “Страдником”. Что это за месяц?
Ответы детей: - Июль.
Совместное обсуждение с детьми июля месяца. Поздравление детей родившихся в июле месяца.
Воспитатель читает стихотворение С.Маршака:
Море плещет, солнце светит
Август жаркий нас приветит.
Отдыхают от души,
Веселятся малыши.
Воспитатель приглашает детей, родившихся в августе месяце для поздравления и вручения подарков.
Воспитатель: - Вот и вспомнили мы наше прошедшее лето. В народе говорят: “Август-лето-закат” или “В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит”. Да, действительно наше лето пробежало, наступила осень. Остались у нас воспоминания (о дне рождения, об отдыхе на дачах, на курортах, о походах в лес, о купании в реках , озерах , морях). Ребятки давайте мы с вами нарисуем наши картины и назовем их “Как я провел лето !”. Но прежде, чем мы преступим за нашу работу, давайте поздравим еще раз наших деток, чьи дни рождения выпали на летние месяцы.
Проводятся игры:
1. “Каравай”
2. “Своему другу пожелай” - игра с мячом.
После игр дети принимаются за свои рисунки.
Воспитатель проводит с каждым ребенком обсуждение его работы и оформляет выставку в группе на тему “Вот и лето прошло”.