НОД в старшей группе "Осенний лес полон чудес…"

Разделы: Работа с дошкольниками


Направление: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Программное содержание:

  • учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;
  • развивать умение детей замечать изменения в природе, развивать логическое мышление;
  • закрепить названия деревьев, овощей, фруктов;
  • закрепить навыки счета, умение сравнивать разные группы предметов;
  • закреплять умения детей рисовать нетрадиционным способом (техника пластилинография-кленовые листья);
  • закреплять умение находить предметы с определенными звуками;
  • развитие речемыслительной деятельности и сенсорных способностей с помощью резиновых массажеров;
  • воспитывать умение замечать красоту в осенней природе, сопереживать другим.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций, картин об осени;
  • чтение литературных произведений об осени;
  • заучивание стихотворений, пословиц и поговорок об осени;
  • предварительная работа по рисованию.

Словарная работа: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, урожай, ранняя, золотая, желтеют, заготовка, витамины и др.

Используемые медиа-объекты: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Используемое оборудование: искусственные елки, деревья, пеньки, следы животных. Игрушки Маши и Медведя, фрукты и овощи в корзине, резиновые мячи-ежики, листья с разных деревьев, мяч.

Организационный компонент: непосредственная образовательная деятельность составлена в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13, место проведения –музыкальный зал.

Ход деятельности

1. Организационный момент. (дети парами входят в зал).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и представимся им:

“Мы из “Чайки” все ребята,

Мы ребята-дошколята.

В детский садик ходим мы,

Мы уже не малыши.

В садике мы все друзья,

Ведь без дружбы нам нельзя!

(дети стоят парами и хлопают

друг друга в ладоши)

(дети маршируют на месте)

 

(обнимаются)

Воспитатель: А теперь скорей ,друзья, посмотрите на меня.

- Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать . Мы с вами побывали уже на северном полюсе, в пустыне, а хотите прямо сейчас очутиться в осеннем лесу? (Да.) Ну что ж настало время волшебства. Закройте свои глазки:

Все закроем дружно глазки,
Попадем мы сразу в сказку.
Зашумит осенний лес,
Полон тайн он и чудес,
Раз, два, три, четыре, пять,
Можно глазки открывать!

На экране появляется 1 слайд “Осенний лес”.

Презентация.

Воспитатель: Вот мы и в осеннем лесу. ( звучит фонограмма – звуки дятла) Слышите кто-то стучит. Как вы думаете, кто это? (ответы детей).

На экране появляется ответ - 2 слайд “Дятел стучит”.

Воспитатель: Молодцы, догадались. А чем же занят дятел? (ответы детей)

3 слайд “Картина осеннего леса

Воспитатель: Слышите, ребята, к нам опять кто-то спешит.

Под музыку “Разноцветная осень” входит Осень.

Осень: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас в своем лесу. Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу? (ответы детей). Ну что ж, тогда давайте погуляем по лесу. А я познакомлю вас с моими друзьями. Пойдемте по лесной тропинке, с кочки на кочку перескакиваем, через ручеек перешагиваем, под ветками наклоняемся. Вот мы и вышли на полянку. Посмотрите-ка, ребята, какие деревья растут в моем лесу?

Дети: дуб, береза, рябина, клен, ель.

Осень: Сколько здесь на полянке елок? Сколько берез? Чего больше берез или елок?

- А давайте поиграем с осенними листьями.

Игра “Подбери лист к дереву” (к дубу, березе, рябине).

Осень: Ой, ребята, посмотрите, все деревья красивые, только клен стоит грустный: нет у него красивого наряда. А давайте мы ему поможем: мы раскрасим ему все листочки.

Но сначала давайте разомнем наши ручки, чтобы они не устали. А помогут нам в этом маленькие ежики, которые спрятались в траве.

Пальчиковая гимнастика ( с резиновым мячиком).[*2]

- Я с ежонком поиграю,

Меж ладошек покатаю,

А потом сожму рукой,

Ой, колючий ты какой!

Ежик, ежик, не колись!

Ты со мною подружись!

(Дети садятся за столы.)

(прокатывают между ладонями)

 

(сжимают)

(разжимают)

(гладят)

(сжимают обеими руками).

Пластилинография “Кленовый листок”.

Осень: Какого цвета листочки у клена осенью?

Дети: желтые, красные, оранжевые.

Осень: Выбирайте пластилин любого цвета и раскрашивайте ваши листочки. Помните, ребята, что цвета можно смешивать. Если взять несколько цветов, то ваш листок получится разноцветным.

В процессе работы на экране появляется 4 слайд “Осенний клен” и звучит музыка леса.

В завершении работы дети приклеивают разноцветные листочки на дерево.

Осень: Посмотрите-ка , ребята, какой красивый клен у нас получился. А теперь давайте отправимся дальше по лесной тропинке: с кочки на кочку перескакиваем, через ручеек перешагиваем, под ветками наклоняемся.

-Посмотрите, ребята, домик, а рядом какие-то следы…

На экране появляется 5 слайд “Зверя по следам любого…”(музыка из мультфильма “Маша и Медведь”) .

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем угадать, кто же здесь проходил.

Игра “Определи, чей след”.

На экране появляется 6 слайд (картинка зайца, птицы, медведя, девочки).

Дети: Это следы…

Осень: Правильно, здесь живут мои друзья - Маша и Медведь. Наверное, вы их тоже знаете?

- Давайте посмотрим, чем же они заняты.

На экране появляется 7 слайд “Соберу-ка я кореньев…” (из мультфильма “Маша и Медведь”).

Осень: Похоже сегодня наша Маша решила сделать запасы на зиму, да только все перепутала. Ребята, давайте поможем маше правильно разложить по корзинам овощи и фрукты.

Игра “Фрукты и овощи”.

(Играют 2 команды: 1 команда выбирает фрукты для компота, другая команда- овощи для соленья).

Воспитатель: Ребята, а для чего нужно есть овощи и фрукты?

(ответы детей).

Воспитатель: А еще это вкусно и полезно! Предлагаю поиграть в игру с мячом “Что можно приготовить”….(из яблок, капусты, картофеля и тд.).

Воспитатель: Вы наверно устали и я предлагаю вам немножко отдохнуть и послушать историю, которую мне рассказала Маша. А слышала она ее на корабле, на котором плыла в гости к Медведю. “ На корабле повар, его называют кок, готовил обед. Но тут началась буря, страшная качка. Ветер раскачивал корабль из стороны в сторону. И все продукты попрыгали, как попало: картошка попала в компот, котлеты в суп, лапша в салат. В общем, не обед, а винегрет. Путаницу, которая получилась у повара, образно назвали словом винегрет, потому что в нем смешивают разные овощи”.[*1]

Сейчас мы с вами тоже устроим такую путаницу, такой винегрет. Наш винегрет необычный. В него положим все те овощи, в названия которых есть звуки (р) или (р).

У меня на подносе овощи. Надо выбрать тот или иной овощ и назвать его, выделяя звуки (р) или (р).

(По очереди вызываются желающие. Ребенок произносит слово с интонационным выделением и называет выделенный звук изолированно. Для этого воспитатель спрашивает: “Какой звук слышится в этом слове?” Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей найти овощ, название которого начинается на звук (р). (Репа). А потом, назвать овощ. Где (р) последний? (Помидор).

Воспитатель: А давайте отдадим корзину Маше, она такая выдумщица, пусть приготовит для Мишки необычный винегрет.

Осень: Какие вы молодцы, ребята, а Маша приготовила для вас подарок. Вместе с Мишкой они собрали целое лукошко вкусных грибов и орешков, и теперь они хотят угостить вас. (кукла Маша отдает угощение воспитателю).

Воспитатель: Ну что ж настала пора возвращаться в детский сад.

Осень: До свидания, ребята. Приходите снова в мой лес. Мы будем рады вас видеть.

Воспитатель говорит волшебные слова:

Все закроем дружно глазки,
Возвращаемся из сказки,
Попадаем в детский сад,
Здесь нас видеть каждый рад.
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно глазки открывать! (Осень исчезает, дети открывают глаза).

Воспитатель: Вот мы и опять в нашем любимом детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Хотите еще раз прийти в гости к Маше и Медведю? Обязательно пойдем, но в другой раз.

А сейчас давайте попрощаемся с гостями и отправимся в группу пить чай с угощениями.

Список литературы.

1. Арушанова А. Г.“Игры-занятия со звучащим словом”: “Сфера”, 2012.

2. Ковалько В.И. “Школа физкультминуток” - М.: “Вако”, 2007.

3. Новикова В.Т.“Математика в детском саду ” старшая группа. - М.:“Мозаика-Синтез”, 2009.

4. С.Н.Николаева “Комплексные занятия по экологии” М.: Педагогическое общество России, 2005.

5. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов “Познавательно-исследовательская деятельность”, М.: Мозаика-синтез, 2014..

6. Давыдова Г.Н. “Пластилинография” ,“Скрипторий”, 2008.

7. Новикова В.Т.“Математика в детском саду ” старшая группа. - М.:“Мозаика-Синтез”, 2009.