Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-

Разделы: Русский язык


Количество часов на выполнение модуля: 1

Цели обучения:

Кадет:

  • знает условия написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-;
  • применяет на практике правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-;
  • приводит собственные примеры на изученное правило.

Содержание модуля:

1. Информационный блок:

а) Введение: основные правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-;

б) Таблица, отражающая правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-.

2. Операционный и контрольно-измерительный блоки:

а) Задания к информационной части;

б) Критерии оценивания учебных достижений кадетов;

в) Творческие задания.

3. Методический блок:

а) Рекомендации для выполнения заданий;

б) Определение минимального количества баллов для зачета данного модуля;

в) Рекомендуемая литература.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Введение

Правописание о-а в корнях –лаг- (-лож-)

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

лаг — лог — лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж — о, напр.: излага'ть, облага'ть, предполага'ть, прилага'ть, разлага'ть, безотлага'тельный, отлага'тельство, прилага'тельное, слага'емое, стихослага'тель, но: заложи'ть, изложи'ть, отложи'ть, положи'ть, предложи'ть, приложи?ть, изложе'ние, положе'ние, предложе'ние, стихосложе'ние, обложно'й, отложно'й. Под ударением всегда о: нало'г, зало'г, подло'г, подло'жный, поло?жит, поло'женный. В слове по'лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

Таблица, отражающая правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-

 

ОПЕРАЦИОННЫЙ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ БЛОКИ

Задание 1.*

Ответьте на вопросы (по 1 баллу за вопрос):

От чего зависит правописание О-А в корнях –лаг- - -лож'

Приведите слово-исключение, которое не подчиняется общему правилу.

Задание 2.

Вставьте пропущенные буквы (2 балла за верно выполненное задание).

Изл гать, ул житься, предпол жение, пол г, распол гать, разл жить, пол гаться, пол жение.

Задание 3.

Спишите словосочетания, вставляя нужные буквы (2 балла за верно выполненное задание)

Прил...гать усилия, сл...жить вещи, отл...жить праз(_, д)нование, возл...гать надежды, предл...жить блины, безотл...гательное дело, к...снуться ч(ю,у)да, радо(с,ст)ное предпол...жение, к...саться рукой, точки соприк...сновения, не к...саются влаги, распол...житься у костра.

Задание 4.

От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные, запишите и глаголы, и существительные, вставив нужные буквы (3 балла за абсолютно верно выполненное задание):

Изл__гать, пол__гать, предл_гать, нал_гать, предпол_гать, возл_гать, сл_гать, распол_гать, прил_гать, прол_гать.

Задание 5.

Тест по теме “О и А в корне –лаг-лож –” (6 баллов за верно выполненное задание)

1. В каких словах напишете О:

1)Отл...жить

2)Пол...жить

3)Изл...гать

4)Предл...гать

2. В каких словах напишете А:

Изл...жение

Предл...жение

Прил...гать

Прил...гательное

3. В каких словах напишете О:

1) Сл...жить

2) Сл...гать

3) Перел...жить

4) Зал...жить

4. В каких словах напишете А:

1)Распол...житься

2)Распол...гаться

3)Сл...гаемое

4)Сл...жение

5. В каком ряду во всех словах напишете А:

1)Отл...жить, пол...жить, распол...гаться, зал...жить

2)Прил...гать, изл...гать, предл...гать, прил...гательное

6. Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:

1).Л...жился на поля туман.

2).Туристы распол...жились на ночлег.

3).Недалеко от школы распол...гался парк.

4).В предл...жении была допущена ошибка.

Индивидуальное задание.

Напишите сочинение в виде репортажа на тему: “Какие буквы следует писать в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-”, используя предложенные слова: пол_жение, изл_гать, прил_жение, прил_гательное, отл_жить, сл_гаемое, сл_жение, возл_жить, предл_жить, л_жился. (7 баллов)

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

В этом модуле вам предстоит ознакомиться с такой орфограммой как “Правописание чередующихся гласных О-А в корнях –лаг- - -лож-”. Также вашему вниманию будет представлена таблица, отражающая данное правило.

Начиная с первого модуля, вы будете работать в балльно-рейтинговой системе оценивания, то есть вашему вниманию представлен ряд заданий с соответствующим количеством баллов за каждое из них (чем выше балл, тем сложнее или нестандартнее задание). Работая на индивидуальных занятиях, вы будете зарабатывать определенное количество баллов.

Каждое задание носит либо репродуктивный, либо творческий характер. В каждом блоке стоят конкретные цели выполнения задания и описан ход его выполнения. Задания, отмеченные *, носят контролирующий характер и являются обязательными для всех кадетов.

Выполняя задания данного модуля, Вы сможете набрать максимум 23 балла. Для получения зачёта необходимо набрать минимум 14 баллов.

Рекомендуемая литература.

  1. Громов С. А. Русский язык. Курс практической грамотности. М.: “Московский лицей”, 2008.
  2. Кудинова Т. А. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-н/Д. Феникс,2004.
  3. Миловидова И. А. Проверяем свою грамотность. М.: Айрис,1996.
  4. Рахимкулова Г. Ф. Пособие подготовки к ЕГЭ. Ростов-н/Д. Феникс, 2004.
  5. Розенталь Д.Э. Русский язык без репетитора. Голуб И. Б. М.: АСТ,1998.
  6. Сидорова Т. Л. Культура речи. Ростов-н/Д. Феникс, 2004.
  7. Любые лингвистические интернет-сайты