Игровые способы обучения на занятиях по плаванию в начальной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке. Реализовать возможности этого эффективного метода во многом удается с помощью применяемых в плавании игр и развлечений, которые позволяют успешно не только решить специально поставленные задачи, но и избежать известного в плавании негативного явления — монотонии.

Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Применение игр в начальном обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игра на воде помогает избавиться от страха, изучить плавательные движения. Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств

Методика обучению плаванию посредством игрового метода

1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
2. В игре должны учитываться: уровень плавательной подготовленности, физическое развитие детей.
3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
5. Игры должны служить средством эмоционального воздействия.
6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
8. В каждой игре участники должны получать достаточную физическую нагрузку.
9. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль руководителя.
10. Учет индивидуальных особенностей ребят и, в зависимости от этого, осуществлять деление на команды, назначений водящих, судей и т.д.
11. Коррекция игр во время их проведения.
12. Игры необходимо проводить систематически, постепенно усложняя их в зависимости от возраста и подготовленности детей.

И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.) мы будем различать три фазы:

а) игры для начального обучения

Для начального разучивания

Морской бой

Играющие стоят на дне, вода не выше груди. Одной рукой можно держаться за борт или за преподавателя. По команде дети одной рукой ударяют по воде так, чтобы брызги летели вперед, как можно дальше. Брызги должны лететь не соседу в лицо, а в свободное пространство.
Победитель определяется по количеству брызг и дальности их полета. Правила: не закрывать глаза и не толкать соседей.

б) игры для закрепления пройденного материала

Для закрепления пройденного материала

"До пяти"

Дети идут по дну друг за другом на расстоянии вытянутых рук.
По команде (хлопок, свисток) дети должны остановиться, сделать глубокий вдох, погрузить лицо в воду так, чтобы уши остались над водой, и начать медленно выдыхать в воду пока преподаватель медленно считает до пяти. Затем играющие идут дальше. Правила: кто поднимет голову до пятого счета – получает штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше всего очков или их вообще нет. Для усложнения можно использовать перемещения различными способами (бегом, прыжками, с различными положениями рук)
в) игры для повторения старого материала.

Для повторения старого материала

"Пролезь в круг"

Дети стоят на дне друг за другом. На поверхности воды плавают по одной линии большие надувные круги. Первый игрок подходит к кругу, погружается с головой в воду с открытыми глазами, на согнутых ногах проходит под круг и пролезает через него. Далее он идет к
следующему кругу и пролезает через него. В это время второй игрок идет к первому кругу. Правила: если после выполнения упражнения круг очень сильно смещается от первоначального положения игрок обязан его поправить
Применяя игровой метод в обучении детей младшего школьного возраста плаванию, способствует повышению желания обучаться, формирует устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде и основной показатель – это сформированность плавательных навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гутерман В.А. Вода и здоровье.– М.: Центр. науч.-иссл. ин-т сан. просвещения, 1965, 34с.
  2. Казаковцева Т.С. Организационные и педагогические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. — Л., 1989, 22 с.
  3. Левин Г. Плавайте с малышами. — Минск: Полымя, 1981.
  4. Макаренко JI.П. Учите плавать малышей. — М.: ФиС, 1985.
  5. Медяников В.В. В помощь начинающему пловцу. — М.: Реклама, 1975.
  6. Методические рекомендациии по закаливанию детей в дошкольных учреждениях и в семье. — Витебск [Б. и.], 1988, 21 с.
  7. Панов Н. Плавание — составная часть физкультурного занятия // Дошкольное воспитание, 1984.