Урок физической культуры по плаванию "Главное — ноги". 5-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 5


Тип урока: урок коррекции знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к учебной познавательной деятельности;
  • этап закрепления знаний;
  • этап применения знаний;
  • контроль и самоконтроль;
  • итог на рефлексивной основе.

Цели урока:

Обучающий аспект (освоение учебного материала):

  • знать и уметь преодолевать дистанции кролем на груди и спине (познавательные универсальные учебные действия);
  • уметь использовать приобретенный плавательный навык для преодоления дистанции, корректируя темп, амплитуду и скорость движения кролем на груди и спине (познавательные универсальные учебные действия).

Развивающий аспект (развитие физических качеств):

  • способствовать развитию координационных и скоростно-силовых способностей;
  • развивать мышечную память в процессе работы на уроке при выполнении специальных упражнений (познавательные универсальные учебные действия);
  • способствовать развитию дыхательной и сердечнососудистой систем организма (регулятивные учебные действия);

Воспитательный аспект (формирование и развитие личности):

  • способствовать развитию самостоятельности, потребности в регулярных занятиях спортом (личностные универсальные учебные действия);
  • формировать познавательный интерес к плаванию и возможностям человеческого организма, выделить плавание как жизненно необходимый навык (личностные универсальные учебные действия).

Инвентарь и оборудование: колобашки, секундомер, доска

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 1.Общая разминка учащихся 4-5 мин При выполнении ОРУ следить за дозировкой и амплитудой выполнения упражнений.
Учащиеся проплывают дистанцию 4х20м избранными способами плавания. Смена способа плавания возможна после проплывания каждых 20м. Основной момент: техника плавания избранным способом, темп и правила движения на плавательной дорожке.

1. И.п. – сед на бортике, ноги в воде: наклоны головы вправо, влево, круговые движения головой. 2х8 раз
2. И.п. – сед на бортике, ноги в воде: движения ногами поочередно вверх, вниз («ножницы»). 2х8 раз
3. И.п. – стоя на дне бассейна, оттолкнуться ногами и подтянуть колени к груди («группировка»). 10 раз
4. И.п. – держась руками за бортик, сделать глубокий вдох и длинный выдох в воду. 10 раз
5. И.п. – держась руками за бортик, принять горизонтальное положение тела на воде на груди. Резким, одновременным движением ног, подтянуть колени к груди, сделать упор стопой в бортик и вернуться в исходное положение. 10 раз
6. Плавание избранным спортивным способом. 4х20м
7. И.п. – держась руками за бортик, сделать глубокий вдох и длинный выдох в воду.  
Этап закрепления знаний Работа на короткой воде (поперек бассейна) 12 мин  
1. Работа ногами кролем у неподвижной опоры на задержке дыхания:
и.п. – держась за бортик двумя руками, попеременная работа ногами вверх-вниз, задержка дыхания – лицо в воду.
3 серии по 10 сек Активная попеременная работа ногами вверх-вниз, стопы расслаблены, носочки проходят рядом друг с другом. Руки – прямые, плечи неподвижны. Задержать дыхание в течении 10 секунд, лицо опущено в воду.
2. Проплывание дистанции с работой ногами кролем, на задержке дыхания:
и.п. – спиной к бортику, упор ногами в борт, одна рука – за бортик, другая вперед по ходу движения. Оттолкнуться, зафиксировать положение «стрелочки», проплыть на задержке дыхания, ноги кролем.
4х7м Повторение предыдущего задания в без опорном положении. Активная попеременная работа ногами вверх-вниз, стопы расслаблены, носочки проходят рядом друг с другом. Обратить внимание на «фонтан» во время работы ногами. Руки – прямые, плечи неподвижны. Задержать дыхание при плавании на груди, лицо опущено в воду.
3. Проплывание дистанции с работой ногами кролем на спине:
и.п. – упор ногами в борт, лицом к бортику, две руки – за бортик. Оттолкнуться, зафиксировать положение «стрелочки» на спине, проплыть на спине, ноги кролем.
4х7м Задание в без опорном положении на спине. Активная попеременная работа ногами вверх-вниз, стопы расслаблены, носочки проходят рядом друг с другом. Обратить внимание на «фонтан» во время работы ногами. Руки – прямые, плечи неподвижны. Дыхание произвольно.
4. Работа ногами кролем у неподвижной опоры с дыханием:
и.п. – держась за бортик правой (левой) рукой, попеременная работа ногами вверх-вниз, выдох в воду – лицо в воду, вдох – поворот головы влево (вправо).
2 серии по 10 сек Работая ногами кролем у неподвижной опоры, добавляем дыхательные фазы. Особое внимание на вдох – короткий, активный. Выдох – длинный, в воду. Вдох – 1: выдох – 2. Поворот головы вправо (влево): ухо остается в воде, прижатым к плечу, вытянутой вперед руки; подбородок направлен на плечо гребковой руки.
5. Проплывание дистанции с работой ногами кролем и дыханием:
и.п. – спиной к бортику, упор ногами в борт, одна рука – за бортик, другая вперед по ходу движения. Оттолкнуться, скользить, проплыть дистанцию ноги – кролем и дыхание.
4х7м Закрепляя все правила работы ногами и дыхания, выполнить задание в без опорном положении.

6. Работа ногами кролем у неподвижной опоры с работой руками и дыханием:
и.п. – держась за бортик правой (левой) рукой, попеременная работа ногами вверх-вниз, попеременная работа руками (кролевой гребок), выдох в воду – лицо в воду, вдох – поворот головы влево (вправо).
Правой рукой 5 гребков, левой рукой 5 гребков Работая ногами кролем и применяя технику дыхания у неподвижной опоры, добавляем работу руками. Особое внимание на 3 составляющих спортивного способа кроль. Активная попеременная работа ногами вверх-вниз, стопы расслаблены, носочки проходят рядом друг с другом. Обратить внимание на «фонтан» во время работы ногами. Вдох – короткий, активный. Выдох – длинный, в воду. Поворот головы вправо (влево): ухо остается в воде, прижатым к плечу, вытянутой вперед руки; подбородок направлен на плечо гребковой руки. Попеременная работа руками круговым движением вперед.

Тоже, во время проплывания дистанции.

7. Проплывание дистанции с работой ногами, руками и дыханием – кролем:
и.п. – спиной к бортику, упор ногами в борт, одна рука – за бортик, другая вперед по ходу движения. Оттолкнуться, зафиксировать положение «стрелочки», проплыть дистанцию кролем.
4х7м
Этап применения знаний По всей длине бассейна

Плавание способом кроль на груди и спине в полной координации.

1 группа:

– кроль на груди;
– кроль на спине;
– старты из воды.

2 группа:

– кроль на груди;
– кроль на спине;
– стартовый прыжок.

 


 

2х20м
2х20м
по 3 раза

 

2х20м
2х20м
по 3 раза

Гребок, правильный вдох и выдох, скольжение и работа кролем ногами – все это составляющие спортивной техники способом кроль на груди. Отрабатывая и закрепляя технику выполнения отдельных элементов, стараемся применить спортивный способ кроль на груди на дистанции. Тоже касается и кроля на спине. Длинный гребок руками, скольжение и активная работа ногами – составляющие способа кроль на спине. Задача каждого из участников тренировки, применить знания и умения на плавательной дорожке, преодолевая дистанцию кролем на груди и спине.
Старт из воды кролем на груди: и.п. – спиной к бортику, упор ногами в борт, одна рука – за бортик, другая вперед по ходу движения. Оттолкнуться, зафиксировать положение «стрелочки», скользить. Старт кролем на спине: и.п. – упор ногами в борт, лицом к бортику, две руки – за бортик. Оттолкнуться, зафиксировать положение «стрелочки» на спине, скользить.
Стартовый прыжок, стоя на бортике, ноги на ширине плеч, пальцами за борт, наклон туловища вперед.
Контроль и самоконтроль Плавание кролем на груди с учетом времени.
1 группа – стартовый прыжок, проплывание дистанции 20м кролем на груди
2 группа – старт из воды, проплывание дистанции 20м кролем на груди


1х20м

1х20м

Девушки, по уважительной причине не присутствующие на занятии в воде, активно помогают на суше. Задача: записать результаты предварительных заплывов, которые проходили на предыдущих уроках в отдельную колонку, и составить заплывы по 2 участницы, распределяя их по силам. После окончания дистанции, занести результаты в другую колонку, контролируя тем самым изменения.

Итог на рефлексивной основе 1. Фронтальная беседа с учащимися, обсуждение и итоги по результатам заплывов:
– сравнительный анализ полученных временных результатов;
– обсуждение причины динамики временных показателей;
– связь между техникой работы ногами и результатом.
2-3 мин Учитель проводит фронтальный опрос учащихся, задавая вопросы по теме проведенного урока. Тем самым выясняет для себя степень усвоения учебного материала учащимися, оценивая эффективность организации деятельности ученика на уроке.