Аудитория: дети старшей и подготовительной группы.
Вид: подгрупповое.
Количество человек: 8-9 человек.
Цель: прививать и воспитывать доброту, духовно-нравственные ценности и взаимопонимание, чувство эмпатии, умение слушать окружающих, уважать друг друга; развивать групповое взаимодействие; формировать коммуникативные навыки дошкольников, умение работать в группе; учить понимать значение понятия человек с «золотым сердцем», c «большим сердцем»; закреплять знания детей о «доброте», вежливости, трудолюбие, чуткости, человечности. Целью данного занятия также является оптимизация взаимоотношений в сфере «ребенок – ребенок», гармонизация самооценки, повышение «социального статуса» ребёнка, который имеет трудности в кругу своих сверстников. Занятие способствует успешной социализации и адаптации.
Оснащение: карандаши простые, кисточка Феи Сказки (из цветных ленточек), картинки с заданием (Приложение 1; Приложение 2); домик Бабы-Яги; красные шелковые ленты (для повязки на глаза), цветные сердечки для сюрпризного момента, аудиотехника (диск, с пошаговой записью композиций), подушечки для релаксации, сюжетные картинки для беседы, сундучок с подсказкой.
Время проведения: 40 мин.
Музыкальное оснащение: диск с записанной музыкой (список композиций приведён в конце в соответствии с ходом занятия).
Расположение: 1 зона (стульчики по кругу для беседы); 2 зона релаксации (ковровое покрытие); 3 зона остановка (сказочный лес-столы для рисования); 4 зона (для танца) с музыкальными инструментами.
Ожидаемые результаты:
1. Дети осваивают навык групповой работы, работе в парах. Повышается эмоциональный фон настроения ребёнка, самооценка. Появляется чувство уверенности в своих силах. Дети учатся доверию. Происходит тренировка и активизация памяти, логического мышления, воображения. Дети овладевают коммуникативными навыками. Учатся межличностному общению. Происходит успешная адаптация и социализация. Снимается мышечное напряжение и зажатость.
2. Воспитатели учатся технологиям проведения:
– игр, которые способствуют повышению уровня
социальной адаптации ребёнка к новым условиям
ДОУ, сплочению детского коллектива.
– упражнений для развития речи, памяти, мышления,
внимания, воображения, восприятия;
– минуток «психогимнастики» для расслабления
после факультативных занятий.
Происходит обмен опытом. Воспитатели, методисты вполне могут использовать опыт педагога-психолога в работе с детьми.
Образовательные области развития:
На протяжении всего занятия решаются задачи приоритетной образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие» в интеграции с областями «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Сценарный план:
1. Ритуал-приветствие «Подари тепло своего сердца» [2].
Под мелодию (Песня «Улыбка» из м/ф «Крошка енот»). Дети заходят в зал, садятся в кружок на стульчики.
Психолог: Ребятки, а сейчас давайте положим ручки на сердечко, закроем глаза, и представим, что, мы кладем все тепло, радость, дружбу, любовь, и хорошее настроение в свои ладошки, а теперь откроем глаза, и подарим друг другу наши бесценные подарки!
Звучит спокойная мелодия № 2. Ведущий показывает, как нужно от груди раскрывать ручки друг к другу, и принимать обратно тепло и радость наших сердец. И громко говорим «Всем, всем, здравствуйте!»
2. Упражнение «Путешествие» (мелодия № 3)
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие! Но, наше путешествие будет не простым, нас ждёт множество сюрпризов, и не только. Нам придется пройти сказочные испытания, чтобы найти «золотое сердце». Мне подарила Фея Сказки волшебную кисточку, сейчас я дотронусь до каждого из вас этой кисточкой и мы окажемся в сказке!
Психолог просит детей закрыть глаза,
дотрагивается до головы каждого ребенка
кисточкой, и предлагает войти в сказку: «Итак, на
счет раз-два-три – двери в сказку отвори!»
Затем открываем глазки и беседуем по картинкам.
3. Беседа по картинкам о добром человеке, о доброте из «Я и мое поведение» [10] (картинки 2, 3, 4, 5, 6, 8, 11, мелодия № 4)
Цель: закреплять знания детей о доброте и добрых людях, вежливости, трудолюбие, чуткости, человечности; учить понимать понятии «добрый», «отзывчивый», «душевный»; прививать и воспитывать доброту, взаимопонимание, чувство эмпатии, умение слушать окружающих, уважать друг друга; развивать групповое взаимодействие; формировать коммуникативные навыки дошкольников, умение работать в группе; учить понимать значение понятия «золотое сердце», «большое сердце».
Психолог: Ребята, посмотрите, пожалуйста на картинку. Что здесь происходит? Кого мы можем назвать человеком с «большим», «золотым сердцем»? Если сердце большое значит в него можно вместить: доброту, тепло, ласку, хорошие поступки. А у вас ребята есть «золотое сердце». Давайте послушаем его стук. А какие хорошие поступки вы совершаете каждый день? Можно ли вас назвать трудолюбивыми? Почему считается если человек не ходит на работу, то это плохо? (Вопрос из тестирования по психосоциальной зрелости).
4. Выход Бабы-Яги (мелодия №5: песня Бабок-Ёжек из мультфильма)
Из-за ширмы (домик Бабы-Яги) выскакивает под музыку Баба-Яга.
Баба Яга: Здравствуйте, мои касатики! Не ждали? А-вот она я!!! И что это мы тут делаем? Не уж-то пожаловали к нам в Сказочную Страну добрые дела свои промышлять?! Живо признавайтесь!!!
Психолог: Баба-Яга, ты чего это разбуянилась! Где твоё лесное гостеприимство? Мы между прочим с ребятами путешествуем за «лучиком доброты! Может быть подскажешь нам с чего начать нелёгкий путь к нему?
Баба-Яга: Вот покажите мне свои способности, тогда и поговорим о чашечке чая в моей избушке! А пока загадка первая для вас!
Баба-Яга читает отрывок из сказки А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» из поэмы «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;…
Баба-Яга: Кто написал эту сказку? Правильно! Вот и отправляйтесь туда, там вас ждёт следующая подсказка как пройти к лучику доброты!
5. Остановка «Волшебный лес» (6 мелодия: звуки природы, песня № 7 в процессе игры)
Ребята становятся в паровозик и под мелодию идут к остановке «Волшебный лес». На столе лежат картинки с эмоциями (Приложение 1). Рисуем, расколдовываем детей под мелодию группы Барбарики «Что такое доброта?». Работаем за столом в кругу.
Психолог: Ребята, Баба-Яга заколдовала зверушек, для того чтобы зверушки ожили нам нужно будет их расколдовать. Для этого нужно взять карандаш и провести путь от заколдованной зверушки к ребенку, эмоция которого похожа на настроение зверушки. Приступаем в разгадке! Если у нам удастся это сделать, то волшебный сундучок откроется и там нас будет ждать следующая подсказка» Обсуждаем.
Психолог: Молодцы, хорошо поработали, детей мы с вами расколдовали! Ребята, смотрите сундучок открылся, так что же здесь написано?! Следующая станция, на которую мы отправимся – будет музыкальная.
6. Игра «Слепой танец» (8 песня «Дружба») [10; карточка № 2]
Цель: игра «Слепой танец» учит доверию, ответственности за своего друга, учит понимать пожелания партнёра во время выполнения совместных действий, навыкам невербального общения, способствует положительной групповой динамики.
Психолог достает из шкатулки послание, о том, что ребятам нужно пройти следующие испытание на «Музыкальной полянке». И под мелодию («Дружба») танцуем.
Психолог: Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру. Кто хочет быть первым в роли «ведущего», а кто хочет танцевать с завязанными глазами?
Психолог завязывает ленточки на глаза ведущим, затем меняемся ролями. Танцуем. Затем обсуждаем.
Психолог: Ребята, что вы чувствовали, когда танцевали? Кому больше понравилось быть ведущим? А кому понравилось танцевать с повязкой на глазах? А как вы думаете, чему научила нас эта игра?
7. Игровое упражнение «Доброе превращение» (авторская модификация) [10; карточка № 11].
Цель: развиваем речь, прививаем доброту.
Психолог: Но, Бабушка-Яга, придумала для нас с вами еще одну загадку, и сейчас нам нужно будет превратить ее из злой Бабы-Яги в добрую, а я вам расскажу, как мы это сделаем.
Психолог: Ребята, я вам хочу сказать, что плохое не постоянно, оно может становиться лучше. И мы как волшебники – все в наших руках, и от нас зависит какие сегодня будут превращения. Именно добрые красивые слова помогают отрицательным плохим сказочным героям превратиться в хороших! Вот и Бабя-Яга хочет стать хорошей и изменить свое имя. Давайте ей поможем!
И психолог меняет название постепенно,
объясняя детям и показывая, как мы образовываем и
строим ласковые слова, как мы можем ласково
называть друг друга и предметы: Бабушка-Яга,
Бабушка-Ягуля, Бабуленька –Ягуленька и.т.д.
Затем ведущий предлагает детям, подумать и
назвать добрые дела, которые может совершать в
сказках Бабуленька-Ягуленька. И как от ее
поступков меняется название, например, слова
«Котище-Кот-Котик-Котеночек».
Затем играем в слова, превращаем их в ласковые, из
больших в маленькие.
Слова для примера:
«Домище-Дом-Домик»
«Большое дерево-маленькое деревце»
«Солнце желтое-а солнышко желтенькое»
«Цветок красивый-а цветочек красивенький»
Идеально будет добавить наглядностью
динамику превращений слов.
В этот момент Баба-Яга услышав, как мы ее
превращаем в добрую, выходит из своей избушки,
принарядившись и став милее.
Психолог: Бабуля-Ягуля, что это с тобой произошло? Ты как будто на сто лет стала моложе!
Баба-Яга: Да вот, услыхала я дивные слова, и на душе как-то стало светлее! Подобрела я что же!
Психолог: Ребята, а давайте покажем Бабушке-Яге, какие мы знаем вежливые слова! И поиграем в азбуку вежливых слов! А ты Бабуля посиди послушай, да поучись!
8. Игра «Азбука красивых слов» [10; карточка № 12] (авторская модификация)
Психолог: Назовите на каждую букву вежливые, красивые слова (а, б, в...)
После чего можно попросить детей назвать добрые дела, которые они совершают каждый день, хорошие поступки.
Баба-Яга: Ай-да молодцы ребята!!! Порадовали Бабушку-Ягу, только вот я по-моему уже все молодею и молодею с каждым вашим добрым словом. Скоро превращусь в молодую девушку, если и дальше так пойдет наше путешествие!
9. Пальчиковая игра «Пирожки». [10; карточка № 3]
Психолог предлагает детям и Бабе-Яге отдохнуть и перекусить.
Цель: развиваем мелкую моторику рук, снимаем мышечное напряжение.
– просеиваем муку (ладошками);
– разобьем яйца (о ребро ладони);
– солим правой ручкой;
– сластим левой ручкой;
– мнем тесто;
– отбиваем кулаками;
– берем скалку – раскатываем;
– печем пирожки;
– делаем гребешки – пальчики соединяются все по
очереди с большим;
– укладываем на противень – ставим в духовку;
– нюхаем – вдох, выдох;
– достаем пирожки, снимаем с противня;
– угощаем всех и кушаем сами, говорим: «Вам, вам,
вам»;
– все кушают, жуют, гладят животики;
– вытираем пот со лба.
После чего Баба-Яга уходит в свои опочивальни.
10. Упражнение «Покажи настроение». В Приложении 2 раздаточный материал.
Раздаем наглядный материал, и ребята показывают животных, чье настроение им нравятся, а затем зачеркивают животных, которые стали злыми. Психолог спрашивает, а ваше настроение сейчас похоже на чье из этих зверушек?
11. Упражнение «Составь рассказ». В Приложении 2 раздаточный материал.
Психолог предлагает ребятам составить рассказ о «добрых» и «злых» делах.
Психолог: Ребята, а сейчас нам предстоит сочинить с вами рассказ о двух зверушках, у которых были волшебные мешочки «добрых и злых дел». Кто желает первым начать сказку?.
Сочиняем сказку по кругу. Психолог помогает начать детям сказку, если они затрудняются. Затем психолог, говорит ребятам, что мы расколдовали этих зверушек, помогли им стать добрее и лучше.
12. Минутка психогимнастики. Эмоциональная игра «Баба-Яга» [10; карточка № 11] (9. Песня Бабок-Ёжок из мультфильма для выхода Бабы-Яги).
Цель: стабилизация психических процессов, снятие напряжения. Научить детей народной мудрости «Добро век не забудется». С помощью метафоры научить детей тому, что в жизни добро всегда должно побеждать зло, также, как и в сказке. Тренинг эмоций. Развитие творческого воображения и фантазии. Стимулирование творческого самовыражения, способности к «самопрезентации». Развитие креативности мышления. Игра повышает эмоциональный фон настроения.
Дети становятся в круг. Топаем как баба яга, затем как добрая улыбаемся.
– Давайте покажем злую Бабу-Ягу: она кричит:
«У-у-у!», топает ногами, клацает зубами, хмурит
брови, руками машет, прыгает.
– Давайте подразним Бабу-Ягу:
Баба-Яга, костяная нога,
Печку топила, кашу варила.
– Вам нравится такая Баба-Яга?
– А сейчас давайте превратим злую Бабу-Ягу в
добрую, ласковую.
Предложить детям изобразить с помощью мимики и пантомимики весёлую Бабу-Ягу.
Рефлексия упражнения. Психолог знакомит детей с народной мудростью: «Добро век не забудется».
– Как вы это понимаете?
Психолог даёт возможность высказаться детям по очереди, и сделать самим свой вывод.
13. Психоэмоциональный этюд «У моря» (композиция № 10; № 11)
Психолог: Наконец-то, ребята мы сняли чары с детей, разгадали все загадки Бабушки-Яги, превратили её в добрую милую тетеньку. Пора нам возвращаться в наш детский сад. Сейчас мы отправимся на море, а оттуда обратно домой».
Психолог приглашает ребят на ковровое покрытие остановка «У моря». Играет легкая мелодия «Морской прибой, дельфины»
Ход упражнения: Дети ложатся на коверчик, слушают шум моря, чаек, дельфинов. Закрывают глаза. Психолог говорит, что ребятам снится один и тот же сон, и рассказывает его содержание:
Ребята, представьте, что мы с вами лежим на теплом морском песочке, солнышко греет наши ручки, ножки, спинку, и все тело отдыхает. Светит нам своими лучиками на носик. Морские волны моют нам ножки, мы расслабляемся и отдыхаем. Вдруг вдали появляется корабль с алыми парусами, и плывет в нашу сторону, мы поднимаемся на борт этого красивого корабля и сквозь время возвращаемся в наш детский сад. Под шум моря возвращаемся на корабле в детский сад. А теперь ребята пришло время возвращаться домой, в наш любимый детский сад. На счет раз-два-три открываем глазки и возвращаемся в садик.
14. Рефлексия всего мероприятия НОД. Можно затем спросить ребят, может быть кто-то что чувствовал интересное во сне? Кто что взял с собой домой из сказочного путешествия? Или что-то снилось интересное кому-то?
Психолог: Ребята, а «золотое сердце» живёт в каждом из нас! Мы проделали такой путь не зря! А для того чтобы понять, добро живет в сердце каждого из нас!!! И поэтому я хочу вам вручить подарки, и подарить частичку доброты каждому из вас! После чего зовем Бабу-Ягу. Выходит, красивая девушка и мы дарим её сердечко.
15. Сюрпризный момент (№ 12 «Маленькая страна»)
Психолог вручает цветные сердечки детям и вместе с детьми самое большое сердечко вручаем Бабе-Яге. Затем ребята вручают подарки на память гостям, которые присутствовали на открытом занятии.
16. Ритуал «Прощания»
Цель: упражнение способствует повышению уровня сплочённости в группе, повышает эмоциональный фон настроения. [8, с. 37].
Дети строят столбик (башенку) из кулачков (по одному кулачку) и с улыбкой громко проговаривают: «Все, всем, до свидания!
Выводы: данный конспект НОД получил положительный отзыв коллег, который содержал рекомендации к тиражированию опыта. В своей практике данное мероприятие могут осуществлять воспитатели, педагоги-психологи, специальные и социальные педагоги, логопеды ДОУ. Для продуктивной работы можно брать, например, не весь представленный комплекс методик, а некоторые из них. Несмотря на то, что время проведения мероприятия составляет 40 мин., а для детей старшей группы – нормой является 25-30 мин., за счёт постоянной смены игровой деятельности, интеграции видов деятельности дети не устают, что было отмечено коллегами, заведующей и комиссией, которые присутствовали на занятии. Дети после проведения НОД выглядели бодрыми, весёлыми, активными. Наблюдался повышенный фон настроения. Данное занятие способствует активизации уровня протекания процессов познавательной и коммуникативной сфер, а также является развивающим для эмоционально-волевой и поведенческой сферы ребенка.
Рекомендуемые и использованные источники информации по данной тематике:
1. Е.В.Дубинская. Всеукраинская газета для
психологов, воспитателей, «Психолог дошкольный»:
«Корекционно-развивающее занятие Путешествие к
Стране Дружбы» № 1(54) января 2014;
2. Е.В.Дубинская. Всеукраинская газета для
психологов, воспитателей, «Психолог дошкольный»:
«Сказкотерапия – как средство развития
творческих способностей дошкольников» № 10 (63),
октябрь 2014;
3. Интернет-ресурс (музыка для занятия).
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная
общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2010. – 304 с.
5. Психологическое здоровье дошкольников / Уклад.
Т.И. Прищепа. – Х. : Вид. группа «Основа», 2011. – 239, [1]
с. : ил. – (Серия «Психология воспитания»). К
базовой программе «Я в мире».
6. Социализация дошкольников в условиях ДНЗ /
Уклад. Т. И. Прищепа. – Х. : Вид. группа «Основа», 2009.
– 169, с. : ил. – (Серия «Психология воспитания»).
7. Я и моё поведение: Комплект наглядных пособий
для дошкольных учреждений и начальной школы.
– Х.: Изд-во «Ранок», 2008. – 20 отдельных листов в
папке. (Серия «Беседы по картинкам»).
Музыкальное сопровождение занятия (список композиций):
- Песня «Улыбка» из м/ф «Крошка енот». Ребята заходят в зал.
- Приветствие. Спокойная мелодия.
- «В гостях у сказки». Звучит, когда психолог прикасается к голове и ребята отправляются в сказочное путешествие за «лучиком доброты».
- Беседа о доброте. Спокойная мелодия.
- Песня Бабок-Ёжок из мультфильма для выхода Бабы-Яги.
- Звуки природы (лесные, пение птиц). Остановка «Волшебный лес».
- Рисуем, расколдовываем детей под мелодию ансамбля Барбарики «Что такое доброта?».
- Песня Барбарики «Дружба» (во время игры «Слепой танец»).
- Песня Бабок-Ёжок из мультфильма для выхода Бабы-Яги.
- «Морской прибой, дельфины».
- «Шум моря».
- «Маленькая страна», исполнитель Наташа Королёва (сюрпризный момент, в конце занятия).