Ключевые слова: модальность ( в философии и лингвистике), модальные глаголы, базовая культура личности, универсалии культуры, проектная деятельность, гуманистическое воспитание.
В 2015 году я прошла аттестацию на высшую категорию как преподаватель английского языка. Спешу поделиться впечатлениями.
Аттестация для педагога – это возможность заявить о себе как об учителе – новаторе, все силы прилагающем к воспитанию молодого поколения, возможность восприятия опыта коллег и распространения собственного опыта. Ведь вне профессионального сообщества и его оценки мы не можем чувствовать себя полноценными преподавателями XXI века. Аттестация помогает найти новых знакомых и друзей. Это своего рода профессиональный праздник.
Аттестация стимулирует целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников, нашей методологической культуры, профессионального и личностного роста, повышение эффективности и качества педагогической деятельности; осуществлять совершенствование методов обучения и воспитания.
Как писала профессор Л.П. Крившенко, «творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство» [6, с.3] А также позволяет воспитывать студентов в духе «основополагающих идей, представлений, схем действий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей. Их характеризуют как наиболее общие формы человеческого опыта, – или универсалии культуры» [3, 31]
Ещё до аттестации я подготовила презентации по всем грамматичеcким темам и части лексических тем английского языка для техникума. Использовала доступные нам учебники английского языка и пособия по грамматике [5, 400-403], [2, 143-149]. Сейчас работаю над профессиональной лексикой. Работаю сама, изучаю журнал “Aviation and Space Technology”за последние годы, выписываю нужную студентам лексику и привлекаю студентов, используя технологию проектной деятельности. Технологию проектной деятельности я изучаю по работе Л.П. Крившенко [7, 85]
Презентации позволяют объяснение урока проводить неоднократно в разных группах: не надо стирать с доски и вновь писать объяснение для другого класса или группы.
Кроме того, можно разработать упражнения и тесты для работы в аудитории.
На уроках английского языка, как и на других уроках, идёт формирование базовой культуры личности, которую можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения, что, безусловно, учитывается при подготовке объяснения уроков.
Базовая культура личности, по мнению О. Газмана, является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур». А именно: «культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения». [6, 104]
Важной является ориентация на личность в процессе воспитания, её активность, самостоятельность и «самоценность», что подчёркивают сторонники гуманистического воспитания. [6, 104].
Необходимым условием хорошего качества урока имеет, безусловно, использование песен и видеоклипов для иллюстрации грамматических и лексических явлений, то есть возможность показать студентам , «как это явление работает». Например, для отработки простого прошедшего времени – песня Джона Леннона “Yesterday”, для закрепления модальных глаголов – “Show must go on!’ Queen и Freddie Mercury, для иллюстрации употребления грамматических времён – песня Криса Ри “Blue Cafe”. (Where have you been? Where are you going to? What have you seen? – типичные вопросы, изучаемые на первом курсе, только озвучены известным певцом ) Для такой работы необходимо найти и скачать видеоклип с песней, слова к ней, разработать упражнения для закрепления материала песни (пропуск слов, букв и необходимость восстановить их после прослушивания). Можно задать студентам проблемный вопрос: « Какие грамматические явления и с какой целью использованы в песне?»
Вот примерная разработка открытого урока:
Открытый урок по предмету: Английский язык на тему: «Модальные глаголы в английском языке»
Специальность: «Производство летательных аппаратов»
Цели урока:
- Образовательные: формирование общих понятий о модальности в языке и речи и об английских модальных глаголах, в частности.
- Воспитательные: развитие познавательного интереса к новой теме посредством демонстрации ее практической значимости.
- Развивающие: формирование навыков самостоятельной работы, публичной защиты проделанной работы (на примере презентации, рефератов), развитие культуры речи.
Применяемые на уроке педагогические технологии (или их элементы):
- Игровые технологии
- ИКТ (работа со слайдами, презентации)
- Личностно-ориентированная технология
- Технология проблемного обучения (что должны узнать, как этого достичь)
- Технология уровневой дифференциации обучения
Методы проведения урока: беседа с закреплением материала в процессе урока, самостоятельная работа учащихся под контролем преподавателя.
Межпредметные связи:
- Русский язык – модальные глаголы в русском языке (презентация)
- Литература –использование данных структур в мировой литературе (проектная деятельность)
- Музыка – использование модальных глаголов в песнях. Кроме того, музыка служит снятию напряжения и здоровьесбережению учащихся.
Материально-техническое оснащение:
1. Компьютер с видеопроектором;
2. Презентация по теме “Modal Verbs. Rule” “Modal Verbs.
Exercises” “Test”
3. Учебный фильм «Alice in Wonderland»;
4. Раздаточный материал Flash cards
Программа проведения урока:
Содержание урока |
Время |
1. Организационная часть Изложение цели урока.
Контроль посещаемости. |
10 мин |
2. Проверка знаний пройденного
материала по предыдущим темам Вопросы к студентам:
3. Показ презентации “Modal Verbs”:
литературно-музыкальных композиций. “Yesterday”,
“Yellow Submarine”. |
15 мин
10 мин |
4. Изложение нового материала по теме
“Modal Verbs”: “Equivalents of the Modal Verbs” Работа с песней Freddie Mercury “Show must go on”. Постановка проблемы о роли модальных глаголов в песне. |
30 мин |
5. Вопросы студентов к преподавателю по пройденному на уроке материалу | 5 мин |
6. Разъяснение домашнего задания | 5 мин |
7. Контроль усвоения знаний по пройденному материалу проводится в виде тестов, выведенных на демонстрационный экран. Студенты дают ответы устно. | 10 мин |
8. Подведение итогов открытого урока. Выставление оценок студентам за работу на уроке. |
5 мин |
Итого: | 90 мин. |
Для успешного прохождения аттестации педагогу необходимо проанализировать результаты своей деятельности и повышения качества знаний за отчётный период. Представляем это в виде таблицы и строим диаграмму:
Рис. 1 Рис. 2
Круговые диаграммы показывают динамику роста качества знаний в группах по годам по результатам внутреннего контроля.
Список использованных источников:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого
саморазвития. – Казань: Изд-во КГУ, 1996.
2. Бонк Н.А.,.Котий Г.А , Лукьянова Н.А. «Учебник
английского языка» Ч. I, М.: «Деконт» 2012
3. Введение в философию: учебное пособие для
высших учебных заведений. М.: «Культурная
революция», 2008.
4. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание
деятельности и опыт работы классного
руководителя. М., 1992
5. Голицинский Ю., Голицинская Н. Грамматика.
Сборник упражнений.– СПб. «Каро», 2012
6. Карпова Т.А. Английский для колледжей. English
for colleges. Учебное пособие, М.:2012
7. Педагогика: учебник/ Под ред. Л.П. Крившенко. М.:
«Проспект», 2010.
8. Рабочая программа по предмету «Английский
язык». Автор Иванушкина Е.В. Жуковский, 2013.