Обоснование актуальности проекта
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления эхом донеслись до наших дней иоказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
Современная школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Новое время требует от учреждений образования нового содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения можно достигнуть успехов в этом направлении.
Представленный Проект направлен на решение обозначенных проблем в Центре Дополнительного образования Октябрьского района г. Ростова-на-Дону. Предназначение такого учреждения – не только развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, но и формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Эффективность претворения в жизнь указанных задач во многом зависит от четкости понимания процессов развития воспитанников. В этой связи актуальность приобретают диагностические процедуры изучения гражданской культуры. В проекте представлен пакет диагностических методик, основной задачей которых является изучение гражданских чувств, сознания и гражданской позиции обучающихся. Все методики отличаются такими характеристиками, как: экономичность, достоверность, удобство в использовании и обработке (Приложение).
Целевая группа
Воспитанники пяти направлений Центра дополнительного образования детей:
– культурологического;
– социально-педагогического;
– художественно-эстетического;
– физкультурно-оздоровительного;
– декоративно-прикладное.
Всего 3400 человек.
Цель проекта
создание системы гражданско-патриотического воспитания для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
- изучение уровня развития гражданской культуры обучающихся и динамики ее развития;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- формирование у учащихся готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению,реализации творческого потенциала на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края,
- обеспечение взаимосвязи патриотического воспитания и профилактики асоциального поведения;
- разработка модели межинституционного взаимодействия и сотрудничества
в процессе формирования гражданской идентичности воспитанников.
Сроки реализации Проекта:
2012-2017г.г.
I этап: проектный 2012год
II этап: практический 2013 –2016г.г.
III этап: аналитический 2017 учебный год.
Механизм реализации Проекта
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- Изучить нормативную базу.
- Разработать, обсудить и утвердить программы и подпроекты по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики для изучения гражданской позиции.
II этап: практический
Цель:реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина…».
Задачи:
- Провести первичную диагностику гражданской культуры личности, нравственной самооценки, ценностных ориентаций, мотивов обучения (социальные мотивы) обучающихся.
- Реализовать подпроекты и программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проводить мониторинг реализаций программ и подпроектов.
- Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Провести повторную диагностику гражданской культуры личности.
III этап: аналитический
Цель:анализ итогов реализации Проекта.
Задачи:
- Обобщить результаты работы по реализации Проекта.
- Провести коррекцию затруднений в реализации Проекта.
- Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
Механизм реализации Проекта основывается на
личностно-ориентированном подходе к обучающимся
в воспитательном и образовательном процессах,
совместной коллективно-творческой деятельности
педагогов, родителей и учащихся, организации
взаимодействия ссоциально-культурными
учреждениями, интеграции основного и
дополнительного образования.
При планировании работы учитываются
традиционные городские, областные,
всероссийские мероприятия, связанные с
юбилейными и государственными датами; положения
о городских, областных, всероссийских конкурсах.
Воспитательная работа строится с учетом
возрастных особенностей обучающихся.
Направления воспитательной деятельности:
1. «Я – культурный человек» – принятие
национальных и общечеловеческих ценностей и
следование им в личной и общественной жизни.
2. «Я – здоровый человек» – укрепление
здоровья детей и подростков, физическое
совершенствование и спортивная подготовка,
формирование стремления к здоровому образу
жизни.
3. «Я – образованный человек» –
формирование положительного отношения к учению,
развитие познавательной активности,
интеллектуальное развитие личности ребёнка.
4. «Я – патриот» – формирование у
подрастающего поколения любви к Родине «малой
Родине», бережного отношения к народной памяти,
уважения к историческому прошлому родной страны,
формирование у детей и подростков патриотизма и
гражданской позиции.
5. «Я – творческий человек» – выработка
умений и навыков рациональной организации
умственного и физического труда, развитие
творческих способностей, предоставление
возможности реализовать свои склонности и
интересы, активное участие в культурно-массовых,
развлекательных, познавательных мероприятий;
развитие трудовых навыков и умений, содействие в
выборе профессии, участие в общественно-значимой
деятельности, воспитание любви к труду,
воспитание сознательного отношения к труду,
формирование стремления к развитию
художественных способностей и творческой
деятельности в различных видах труда,
совершенствование умений и навыков.
Все эти направления воспитательной
деятельности, уже несколько лет, успешно
реализуются через следующие программы:
«Гражданин. Творец. Искатель», программы
духовно-нравственного воспитания «Возрождение»,
целевой комплексной программы
«Гражданско-патриотическое воспитание в ЦДОД».
План-график реализации Проекта
№ | Мероприятия по реализации Проекта | Сроки | Ответственные |
Проектный этап | |||
1 | Изучение нормативной базы |
2012 год | Зам. директора по воспитательной работе |
2 | Разработка программ, подпроектов и мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию | 2012 год | Педагоги Центра |
3 | Анализ материально-технических, педагогических условий реализации Проекта | 2012 год | Зам. директора по воспитательной работе |
4 | Подборка диагностических методик для изучения гражданской позиции | 2012год | Педагог-психолог |
5 | Проведение первичной диагностики гражданской культуры личности, нравственной самооценки, ценностных ориентаций, мотивов обучения (социальные мотивы) обучающихся | 2013 год | Педагог-психолог |
Практический этап | |||
6 | Организация и проведение традиционных
мероприятий:
|
Ежегодно | Зам. директора по воспитательной работе, организатор |
7 | Проведение месячника здорового образа
жизни:
|
Ежегодно (февраль, апрель) |
Зам. директора по воспитательной работе, организатор |
8 | Юбилейный круглый стол расширенного исполнительного Совета Проекта «Растим патриотов России» | Апрель 2015 год |
Исполнительный Совет |
9 | Проведение Уроков Мужества, Часов общения с участием ветеранов ВОВ, кадровыми военными | Ежегодно | Зам. директора по воспитательной работе, организатор |
10 | Изучение государственной символики РФ, родного города, области | Ежегодно | ПДО |
11. | Участие в районном фестивале патриотической песни | Ежегодно | Зам. директора по воспитательной работе |
12 | Конкурс рисунков по патриотической тематике | Ежегодно | ПДО декоративно-прикл. направление |
13 | Уход за памятником воинам, погибшим в годы ВОВ, возложение цветов | Постоянно | рук.спортивно-оздоровительного направления |
14 | Создание летописи ЦДОД | 2013 год | ПДО соц.-педагогического отдела |
15 | Творческие встречи с интересными людьми нашего города, ветеранами, солдатами, вдовами, ветеранами локальных войн | Ежегодно | Зам. директора по воспитательной работе, ПДО |
16 | Проведение конкурса чтецов, посвященного юбилейным датам | Ежегодно | Рук.отделов |
17 | Участие в акциях «Рождественский
перезвон», «Милосердие», «Подарок ветерану» |
Ежегодно (январь-февраль) |
Зам. директора по воспитательной работе, ПДО |
18 | Участие в вахте памяти, посвященной Дню Победы, Дню освобождения Ростова | Ежегодно | ПДО |
19 | Проведение линеек памяти жертв международного экстремизма | Ежегодно | ПДО |
20 | Проведение фестиваля детского художественного творчества «Моя Россия» | Ежегодно | Руководитель худ-эстетич. направления |
21 | Проведение районного хореографического фестиваля «Танцующий мир» (номинация «Россия – Родина моя!») | Ежегодно | Руководитель худ-эстетич. направления |
22 | Организация и проведение походов по родному краю. Экскурсий по историческим местам города Ростова-на-Дону | Ежегодно | ПДО |
23 | Организация культпоходов в театр для просмотров произведений гражданско-патриотической тематики | Постоянно | ПДО |
24 | Проведение уроков патриотизма по теме: «Я горжусь, что родился в России, и я верен заветам отцов» | Ежегодно | ПДО |
25 | Участие в районных и городских спортивных соревнованиях: «Гражданин и патриот», «Школа безопасности» (зимняя и летняя), «Юные патриоты России», «Военизированная спартакиада допризывников» | Ежегодно | ПДО |
26 | Проведение повторной диагностики гражданской культуры личности. | 2017 год | Педагог-психолог |
Аналитический этап | |||
27 | Анализ итогов реализации Проекта | 2018 год | Зам. директора по воспитательной работе, педагог-психолог, педагоги Центра |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- активизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- повышение уровня гражданской культуры воспитанников центра.
Критерии и методики оценки эффективности Проекта
Оценка результативности реализации Проекта осуществляется на основе повторной диагностики по предложенным методикам, а так же использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
В реализации проекта используются следующие методики:
Методика 1. Методика «Ценностные
ориентации» М. Рокича.
Методика 2. Диагностика нравственной
воспитанности (по методике М.И.Шиловой).
Методика 3. Диагностика нравственной
самооценки (лаборатория воспитания
нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и
воспитания РАО).
Методика 4. Диагностика отношения к жизненным
ценностям (лаборатория воспитания
нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и
воспитания РАО).
Методика 5. Диагностика гражданской культуры
личности.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.