Информационная карта проекта
Название проекта | «Путешествие в космос» |
Тип проекта | Информационно-практико-ориентированный |
Вид проекта | Краткосрочный |
По количеству детей, вовлечённых в проект | Групповой (группа компенсирующей направленности для детей с ОНР в возрасте от 5 до 6 лет) |
Форма проведения | Дневная (совместная образовательная деятельность) |
По уровню контактов | На уровне образовательного учреждения |
Нормативно-правовое обеспечение | Концепция дошкольного воспитания (1989 г.) Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989) Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «ДС КВ №4 «Морозко»; |
Цели | Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через элементарное понимание значения «космос», «космонавт». Актуализация словарного запаса по теме «Космос». |
Задачи | Образовательные:
Коррекционно-развивающие:
познавательно-творческие способности детей,
внимание, память, мышление.
|
Структура и срок реализации проекта | 1. Подготовительный этап. Срок реализации: 01-03 апреля 2015г. 2. Основной этап. Срок реализации: 04-09 апреля 2015г. 3. Обобщающий этап. Презентация проекта. Срок реализации: 10 апреля |
Составители проекта | Возывода С.П., учитель-логопед первой
квалификационной категории Агафонова Е.Б., Пожилова Е.Г. воспитатели первой квалификационной категории |
Введение
Дошкольный возраст – фундамент общего
развития ребёнка, важнейший период становления
личности, когда закладываются предпосылки
гражданских качеств, развиваются представления
о человеке, его возможностях, обществе, культуре,
окружающем мире.
У детей с общим недоразвитием речи, наряду с
речевыми проблемами, отмечается низкая
познавательная мотивация, что приводит к резкому
снижению психосоциального и личностного
развития и ограничивает возможности в познании
социальной действительности. Речевые трудности
накладывают отпечаток на познавательную сферу,
содержание коммуникативной деятельности,
эмоционально-волевые процессы.
В связи с этим проблема личностного развития
ребенка с речевыми нарушениями во
взаимодействии с окружающим миром становится
сегодня особенно актуальной. Обеспечение
развития личностных качеств ребенка, через
реализацию проекта, охватывает следующие
образовательные области:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие.
Актуальность
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это
каждодневное открытие мира и поэтому надо
сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и
величия.[10]
Патриотическое воспитание подрастающего
поколения – одна из самых актуальных задач
нашего времени. Огромные изменения произошли в
нашей стране за последние годы. Это касается
нравственных ценностей, отношения к событиям
нашей истории. История России богата героическим
прошлым, которым можно и нужно гордиться всем
поколениям.
Проект «Путешествие в космос» знакомит детей с
Днем Космонавтики, с героическими покорителями
космического пространства, с тем, что первым
человеком, поднявшимся в космос на ракете Восток,
был россиянин. Акцент на знании истории народа,
обращение к отеческому наследию воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой живешь,
способствует личностному росту ребенка.
Проблема:
Потеря эталона культурных и
духовно-нравственных ценностей, замена их
материальными ценностями, замена живого общения
виртуальными играми сказывается на воспитании
ребёнка. У детей снижена познавательная
активность, искажены представления о
патриотизме, доброте, великодушии, происходит
утрата нравственных и социальных ценностей,
теряется уважение к истории, к ее героям.
Поэтому важно грамотно выстроить работу по
формированию у детей нравственно-патриотических
ценностей через знакомство со значимыми датами в
истории развития страны: историей развития
освоения космоса в нашей стране.
Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается:
Новизна проектазаключается в использовании комбинаций инновационных педагогических методик и технологий, что способствует новым возможностям в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических качеств, партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проекта, что несет изменение как в содержание образовательного процесса, так и во взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Цель:
Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям через элементарное понимание значения«космос», «космонавт». Актуализация словаря по теме «Космос».
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представления и знания о космосе.
- способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека в изучении космического пространства.
- создать педагогические условия, стимулирующие познавательную активность детей;
Коррекционно-развивающие:
- обогатить и активизировать словарный запас по теме «Космос»;
- развивать связную речь;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, познавательно – творческие способности детей, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма.
- совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта позволит:
- сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта.
- развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым.
- повысить уровень педагогической культуры родителей.
Концептуальное обоснование проекта
Известный русский философ В.В. Зеньковский
писал: «Никто не может стать сыном своего народа,
если он не проникнется теми основными чувствами,
какими живёт народная душа…»[5]. По определению
одного из глубочайших знатоков русской
культурной традиции В.И. Даля, «патриот –
любитель отечества, ревнитель о благе его». Здесь
важен акцент не только на
пассивно-созерцательной любви, но и любви
деятельной, отдающей, а не себе только
угождающей. В такой постановке патриотическое
воспитание важно не только для успешного
развития общества и государства, но, прежде
всего, для самого человека, как необходимая
составная часть развитой личности.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство –
каждодневное открытие мира и поэтому надо
сделать так, чтобы оно, прежде всего, стало
познанием человека и Отечества, их красоты и
величия. Родина, Отечество.…[10] В корнях этих слов
близкие каждому образы: мать и отец, семья, дом,
улица, город… Наследование нравственных и
эстетических ценностей родной культуры в самом
нежном возрасте – это и есть самый естественный,
а потому и верный способ патриотического
воспитания.
История России богата знаменательными
событиями. Для формирования чувства патриотизма
очень важно давать детям первоначальные
представления о Родине, базисные представления о
нашей стране, народе, обычаях, истории.
О важности приобщения ребенка к культуре своего
народа написано много, поскольку обращение к
отеческому наследию воспитывает уважение,
гордость за землю, на которой живешь. Именно
акцент на знании истории народа, его культуры
поможет в дальнейшем с уважением и интересом
относиться к культурным традициям других
народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое
воспитание детей является одной из основных
задач дошкольного образовательного учреждения.
Основные принципы работы в рамках проекта
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- Принцип культуросообразности обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
- Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание проекта соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- Принцип деятелъностного подхода учитывает ведущую деятельность ребенка данного возраста –игру.
- Принцип психологической комфортности предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для его самореализации.
- Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле – не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятна детям и приниматься ими.
- Принцип максимального использования в работе различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного, двигательно-кинестетического.
Педагогические технологии
Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:
личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре в ходе реализации проекта.
индивидуального подхода – воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности, развивать навыки самостоятельной работы;
здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);
технология проектной деятельности формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения;
технология исследовательской деятельности: знакомство с историей освоения космоса предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;
информационно-коммуникационных технологии: мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, подбирается иллюстративный материал по теме проекта.
Условия реализации проекта
Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.
Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО, 2014
Психолого-педагогические условия |
|
Уважение взрослых к
человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки,
уверенности в собственных возможностях и
способностях, положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и взаимодействия
детей друг с другом в разных видах деятельности
через реализацию намеченных мероприятий. Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми. |
|
Материально-техническое обеспечение проекта |
|
– интерактивная доска, – музыкальный центр, – центры детской активности группы |
|
Развивающая предметно-пространственная среда |
|
Компоненты среды | Оснащение |
Функциональный модуль «Игровая»: | Строительный материал, сюжетно – ролевые игры. |
Функциональный модуль «Физкультура»: | Подвижные игры по теме проекта |
Функциональный модуль «Творчество»: | Рисование, лепка, конструирование. |
Функциональный модуль «ЛОГОПЕДиЯ» | – подборка художественной литературы; – комплект карточек для проведения артикуляционной, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений на тему: «Космос»; – игры на развитие словаря; – пальчиковые игры по теме проекта; – интерактивные коммуникативные игры; – демонстрационный материал. |
Этапы реализации проекта
В основе организации проектной деятельности, реализуемой на практике, лежит структура, предложенная Н.А.Рыжовой, состоящая из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего (Приложение 1).
Основные показатели достижений детей в рамках проекта:
В ходе реализации проекта дети овладели
знаниями о:
– названии планет Солнечной системы
– изобретателе космической ракеты.
– первом космонавте, облетевшим Землю;
– животных, побывавших в космосе;
– космической технике
– празднике «День Космонавтики».
У детей обогатился активный словарный запас по
теме «Космос».
Вывод
Дети, живущие в современном мире, как губка
впитывают все изменения в обществе, активно
познают мир, открывают для себя новые истины.
Очень важно привить детям чувство любви и
привязанности к природным и культурным
ценностям родной страны, так как именно на этой
основе воспитывается патриотизм, формируется
активная жизненная позиция.
В процессе реализации проекта «Путешествие в
космос», наряду с развитием познавательных
способностей, у детей расширился и обогатился
словарный запас, что обеспечивало точное его
употребление при построении оценочных суждений,
расширились представления о космосе и
космонавтике. Дети приобрели первичные
представления о достижениях отечественных
ученых в области космонавтики.
Эмоциональное восприятие материала, в ходе
проекта, помогло детям испытать чувство гордости
за нашу страну и своих соотечественников.
Используемая литература:
1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. От 2 до 7 лет. Грамматика в картинках, 2007.
2. ВодопьяновМ.В. «Космонавт -1» Хрестоматия стр. 301
3. Емельянова Э.Л. Расскажите детям о космосе . Издательство: Мозаика – Синтез, 2008
4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2005.8
5. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. и др. Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования М.: ФИРО, 2014
6.Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. – С.3.
7. Леонов А.А. «У Королёва» Издательство: «Малыш» , 1980
8. Митяев А.А. Первый полет., Книга для чтения от 3 до 7 стр. 311
9. Михалков С.С. От кареты до ракеты. Москва 2000.
10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.О.Смирнова. – М., 1999.
11. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». Москва 2009
12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1973.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года).
Интернет источники:
- https://dob.1sept.ru/2004/09/14 Парамонова Ж. Занимательная истории для малышей
- http://nashydetky.com/ Рассказы о космосе. Как и что рассказать детям о космосе?
- http://images.yandex.ru
- http://www.aptr.ru
- http://www.wallon.ru
- http://cosmos.ucoz.ru
- http://foto-sputnik.rutxt.ru