Цели:
- обобщение и систематизация представлений детей об осени, об осенних явлениях и изменениях происходящих в сентябре месяце;
- совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, выразительного чтения стихов;
- воспитание бережного отношения к природе, любви к каждому месяцу любого времени года.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы об осени.
- Рассматривание репродукций знаменитых художников и иллюстраций.
- Разучивание стихов, пословиц и поговорок о сентябре.
- Прослушивание классической музыки А. Вивальди «Временна года» и П.И. Чайковского – «Осенняя песнь» из цикла «Временна года»; детских песен об осени И. Смирновой: «Осень постучалась к нам».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель приглашает присесть ребят на ковер и предлагает им послушать музыку.
– Ребятки, послушайте внимательно эту чудесную музыку и попробуйте отгадать, какому времени года, она посвящена?
Звучит аудиозапись П.И. Чайковского: «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».
Ответы детей: Об осени.
Воспитатель: Прекрасно, молодцы! Как вы догадались, что эта музыка об осени? Что вы почувствовали, когда слушали ее?
Проводится дидактическая игра на развитие связной речи. Составление рассказов, детьми, из нескольких предложений на тему: «О чем музыка мне рассказала».
Воспитатель благодарит детей за рассказы.
– Но сегодня я хотела с вами поговорить, а впрочем, догадайтесь сами о чем …
Кружит, кружит листопад
Золотом покрылся сад
С севера на юг земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел?
Ответы детей: Сентябрь.
Воспитатель: Умнички! конечно же, это сентябрь, первый месяц осени. В народе сентябрь называют « Хмурнем», как вы думаете почему?
Ответы детей…
Воспитатель (обобщает): Хмурый – пасмурный, ненастный. Солнце в сентябре не поднимается так высоко, как летом . Дни становятся короче, ночи длиннее. На небе много кучевых облаков и все чаще идут дожди. Наступают ранние сумерки. Утром опускаются густые туманы. Именно поэтому в народе говорят «В сентябре днем погоже, да по утрам негоже», «Батюшка сентябрь баловать не любит». Ребятки, а в чем смысл этих поговорок.
Воспитатель совместно с детьми разбирает смысл поговорок, дает возможность высказаться каждому ребенку.
Воспитатель: Ребятки, а кто может вспомнить пословицу или поговорку о сентябре?
Дети:
- «Сентябрь – лето провожает, а золотую осень встречает»
- «В сентябре лето кончается, да осень начинается»
Воспитатель: Молодцы! Вы вспомнили прекрасные пословицы. Именно сентябрь является переходом от жаркого, знойного лета к дождливой, пасмурной поздней осени. Давайте вспомним стихотворения, которые мы с вами разучивали на прошлой неделе.
Дети читают стихи:
В сентябре мы мечтаем о лете
Хоть устали чуть-чуть от жары.
Каждый год, славно малые дети.
Мы боимся холодной поры.
Но пройдет же! Вернуться к нам птицы,
Что зимуют в далеких краях.
Сентябрем вам сполна насладиться
Не мешает пускай этот страх.
-----------------------------------
В сентябре еще не грустно
Теплый, полдень, все в цветах.
Помидоры и капуста
Поспевают на полях.
По утрам, конечно, зябко
Но пока морозов нет.
И еще зеленой шапкой
Лес усталый приодет.
Птичий гомон не смолкает,
Но прохладная пора
О себе напоминает
Нудным дождиком с утра.
Воспитатель: Благодарит детей за прекрасное прочтение стихов. И просит детей своими словами передать содержание данных стихов. Вовлекает в обсуждение каждого ребенка группы.
Воспитатель: Да, богат сентябрь на угощения: капуста, помидоры, свекла, морковь, тыквы, яблоки, груши, сливы, виноград , грибы, орехи, брусника и клюква. Вот сколько гостинцев припас нам этот месяц.
Проводиться игра: «Запасы на зиму» бросаем мяч ребенку в руки и называем, например яблоко. Он отвечает это фрукт, его можно засушить, сварить компот, варенье….
Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись. Давайте мы с вами поиграем.
Подвижная игра: «Собери яблоки с дерева».
Воспитатель: Молодцы, мы прекрасно отдохнули и размялись. Приглашает детей присесть на места.
– Ребятки, а вы знаете, что у сентября очень
интересная история. Это сейчас мы знаем , что
сентябрь является 9-ым месяцем года, первым
месяцем осени. Но так было не всегда. Покидало наш
сентябрь в разные эпохи по календарю от самого
начала к концу. В Древней Руси год начинался в
марте, а сентябрь был седьмым по счету месяцем.
В 15 веке сентябрь стал первым месяцем и в ночь с 31
августа на 1 сентября отмечался Новый год.
Затем царь Петр Первый провел ряд реформ, в
результате чего Новый год стали отмечать в
январе, а сентябрь стал 9-ым месяцем. Вот какой
интересный месяц сентябрь.
Воспитатель: Ребятки, послушайте, пожалуйста, стихи …
В сентябре играет ветерок
С листьями опавшими красиво.
Провожает в школу на урок
Волосы нам путает игриво.
В листопаде осень закружит,
Разукрасив листья в желтый цвет.
(Л. Ким)
Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, в какие цвета, сентябрь расписывает листья деревьев?
Ответы детей: красные, желтые, алые, багряные, коричневые, оранжевые, золотые.
Проводиться игра: «Соберем листочки»
Воспитатель: Ребята, обратите ваше внимание на репродукцию картины А. Грицая «После дождя. Осень» и определите, пожалуйста, можем ли, мы отнести эту картину к сентябрю месяцу, к ранней осени?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Будьте добры, объясните, пожалуйста, почему вы так решили.
Ответы детей: На картине небо серое, покрыто облаками, идет дождик. Листья на деревьях и трава еще зеленеют, но кое-где уже появляется желтизна.
Воспитатель благодарит детей за хорошие ответы. Вместе с детьми обобщает полученную информацию на сегодняшнем занятии. Предлагает детям на занятии по ИЗО, нарисовать крисунок под названием «Вот какой наш – сентябрь».