Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
Задачи:
- Раскрыть значение понятий “семья”, “счастливая семья”, “семейные ценности”;
- Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
- Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
- Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
- Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Ход занятия
I. - Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе.
- Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль о чём согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть на “ОБЛАКО СЛОВ” (работа по группам – визуализация для выведения темы занятия) СЛАЙД 1. Приложение 1.
- Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь? Ответы детей (Семья, какая должна быть семья).
- Да, ребята! Наше сегодняшнее занятие на тему – “Семья и семейные ценности” СЛАЙД 2.
Мы постараемся раскрыть роль семьи в жизни каждого человека. В течение 3-х лет мы изучали свои семьи: составляли родословное дерево, составляли ленту времени “Я и время”, строили “Дом моей мечты”, объясняли значение своего имени, искали истоки возникновения фамилии своей, создавали герб семьи, составляли “Летопись семьи”, ......
- Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня? СЛАЙД 3.
- Что такое семья? Какая семья называется счастливой? Что такое семейные ценности?
- Какие ассоциации у вас вызывает слово “семья”? (мама, папа, родители, дом, братья, сёстры, семейный праздник).
- Посмотрите на “ОБЛАКО СЛОВ” и постарайтесь ответить: “Что такое семья?” СЛАЙД 4. (Приложение 1).
Слайд 5. "Семья - это то место, где человек должен учиться творить добро"
“Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ”.
“Семья – это родные друг другу люди”.
“Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы”.
“Семья – группа живущих вместе близких родственников” (словарь С. И. Ожегова).
- Как вы понимаете слова “люди, живущие рядом”? (члены семьи, соседи, друзья, окружающие родственники).
- А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий! Слово “семья” можно разделить на два слова - КАКИЕ? (“семь” и “я”).
- И тогда оно как будто говорит нам: “Семья – это семеро таких же, как я”.
- И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия.
II. Притча о семье “Полная ли банка”. (Демонстрация учителем).
Учитель наполняет баночку камнями (большими)
- Полна ли банка? (ДА, полна)
Учитель высыпает горошек мелкий, потрясти немного (горошек занял свободное место между камнями).
- Полна ли банка? (ДА, полна)
- Тогда взять коробку, наполненную песком (мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку.
- Полна ли банка? (ДА, полна)
- Учитель выливает воду
- Полна ли банка? (ДА, полна)
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш ДОМ.
Камни — это самые важные люди в доме и в жизни каждого человека - ..РОДИТЕЛИ Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни:... ДЕТИ.
Песок — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков - ...БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.
Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и рождается .....СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ.
- А когда же родилась её величество семья???? .....Ответы детей.
- Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но...
III. СЦЕНКА
Автор: Еве сказал перед свадьбой Адам:
Адам:
“Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
Автор: И Ева тихо ответила:
Ева: “Я!”
Адам: “Кто их воспитает, царица моя?”
Автор: И Ева снова ответила:
Ева: “Я!”
Адам: “Кто пищу сготовит, о радость моя?”
Автор: И Ева снова ответила:
Ева: “Я!”
Адам:
Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсит жилье?”
“Я, я - снова вторила Ева, - я, я...”
Автор:
Сказала она знаменитых семь “Я”
С этой поры родилась семья!
- Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье мы желанные дети. Здесь нас нарекли именем. Слово “семья”, как и слово “хлеб”, “вода”, не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Семья- это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Счастливая семья - это спасательный круг, с помощью которого мы каждый день вплываем в спокойную и надёжную гавань, где царят уют, радость, душевный покой.
- Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?
- Учитель читает притчу. /СЛАЙД 6/
ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. “Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: “ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: “СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.
- И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".
- Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ)
- Дополните ответы на эти вопросы, работая по группам.
IV. РАБОТА ПО ГРУППАМ (определяем, клеим, составляем, вырезаем)/ СЛАЙДЫ 7,8
Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ /Приложение 3/, клеим на кластер выбранные слова.
I группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из прилагательных. Можете дописывать и добавлять своё. /Приложение 1/
II группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из глаголов. Можете дописывать и добавлять своё. / Приложение 1/
III группа. Выберите семейные ценности и составьте кластер./ Приложение 2/
Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по группам.
- Что мы не берём в счастливую семью?
- Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.
V. СЛАЙД 9. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – существительное. Семья
2 строчка – два прилагательных. Какая она?
3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?
4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью
Дети пишут по группам и озвучивают. Например:
Семья.
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа жизни.
Ребенок.
Семья.
Большая дружная.
Любят, заботятся, живут.
Все вместе под одной крышей.
Любовь.
VI. Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ, я взяла их из ваших летописей семьи.
А теперь задание группам: “Допишите девиз семьи на каждый герб”.
Можно использовать синквейн, пословицы, поговорки, облако слов......
/Приложение 4/.
VII. - Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ?
- Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему?
- Что символизируют лепестки цветка? /Членов семьи/
- На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.
- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/
Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “Молитва детей. Детские мечты со словами” (2.15) Слайд 10.
- Как вы думаете, о чем мечтают все дети?
- А у всех ли детей есть родители, семья?
Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “О детдоме” (0.51). Слайд 11.
О чем они мечтают?
- Так о чем же мечтают все дети планеты? ( О счастье, мире в семье)
- Есть ли у них надежда?
VIII. Притча “Четыре свечи” (обыгрываем). Слайд 12.
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
— Я — Мир... К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.
И огонёк свечи погас.
Вторая чуть слышно промолвила:
— Я — Вера... К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её.
Третья свеча опечалилась:
— Я — Любовь... У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.
Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:
— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.
Четвёртая свеча произнесла:
— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.
С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь !!!
- Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах всегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведь мир, вера, любовь и надежда так нужны для того, чтобы семья и дети были счастливыми!
- В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Давайте подведем итог и построим дом “счастья”? С чего начать? /Приложение 5/. СЛАЙД 13.
Дети выбирают слова, а потом клеим по группам у доски.
I группа. Строим фундамент. На “кирпичиках”, предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом “Дом”.
- “Дом” – это...кров, начало начал, очаг, крепость, причал, тепло, уют .
II группа.: Возводим стены. Написать слова, которые ассоциируются со словом “Семья”. Семья это -... “Семья – это.... Бабушка, дедушка, брат, сестра, мама, папа, я..... (тётя, дядя, ...)
III группа.: создайте “Технику безопасности” в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: “Что можно”..., “Что нельзя”...
Можно: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью, почитать родителей, уважать мнение всех членов семьи.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.
И все вместе возведем крышу. Что нужно для крепости семейных отношений?
Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.
- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.
IX. Слайд 14. Дети читают по цепочке.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
- Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.
- Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ.
Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, родители, дети — всё то, что необходимо, чтобы семья счастливой даже в случае, если всё остальное потеряется.
Горошек — это вещи, которые дополняют жизнь семьи: работа, дом, автомобиль.
Песок — мелочи, все остальное. Что может дополнять семью.
- Если сначала наполнить банку песком...... Ответы детей, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни.
И также в жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ.
X. РЕФЛЕКСИЯ.
- Интересно вам было строить дом, создавать кластеры?
- Работать в группах?
- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?
- Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы оценить нашу работу на занятии?
Отлично, все удалось, мне было уютно и комфортно в группе - .... (оранжевый, розовый, желтый) Еще не всё мне удаётся – ... (зелёный). Мне было трудно, некомфортно - ... (синий).
- Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ из наших впечатлений от нашей работы. (Клеим возле дома ромашки, выбранного цвета). СЛАЙД 16.
- Ответьте на мои вопросы
- Что на свете всего дороже? Семья.
- А что значит семья?
Это – семь я.
- Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
- А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
- Ведь все мы связаны семьёй.
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!