Актуальность проекта.
Актуальность данной темы в настоящее время крайне высока. В нашей стране неизбежно и очень быстро нарастает "личностный кризис" молодежи, что приводит к общему культурному упадку и снижению качества жизни населения. Происходит перераспределение духовных, нравственных, личностных ценностей подростков, связанное с неблагоприятным влиянием СМИ, Запада, а также с глобальными процессами, протекающими в современном мире. И это самое перераспределение ценностей приводит к снижению трудовой активности молодежи, ее стремления к совершенствованию, овладению профессиями, легкому заработку. На этом фоне возникли также и более серьезные проблемы: дегуманизация общества, возрастание антисоциальных и противоправных проявлений самореализации молодежи. Таким образом происходит расслоение молодежи по идеологическим, социально-нравственным признакам, которое приводит к возникновению конфликтов среди субкультур и деморализации целого общества.
В ходе проекта - через знакомство с жизненным опытом ветеранов Великой Отечественной войны, через добровольческую деятельность, сознательную службу обществу - у школьников формируется активная гражданская позиция. Совместный труд школьников, педагогов, родителей, ветеранов, общественности способствует формированию духовно-нравственных, патриотических ориентиров молодежи. При завершении проекта у участников появятся уникальные знания о военном периоде страны, усилится позитивная система жизненных ценностей, куда особой составляющей войдет более бережное, внимательное отношение к историческому прошлому страны, гордость за ветеранов военных действий, за своих дедов и прадедов. Посещения ветеранов на дому, встречи в школе, записи воспоминаний, создание видеофильмов-интервью, организация фотовыставок, презентаций, выпуск газет, - позволит не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскроет значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердца современных школьников, каждого участника проекта.
Цель и задачи проекта.
Цели проекта:
- освоение и наследование детьми "группы риска" ценностей родного Отечества в процессе взаимодействия с ветеранами и участниками ВОВ;
- сохранить историческую память, подготовить материалы для краеведческого музея лицея.
Задачи:
- создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у детей "группы риска" через взаимодействие ветеранами и участниками войны и труда;
- знакомить детей с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины;
- социальная поддержка ветеранов, воспитание внимательного отношения к людям старшего поколения, желания заботиться о них;
- способствовать расширению круга общения, развивать умение взаимодействовать с взрослыми;
- воспитывать будущего гражданина родного Отечества через активизацию семьи: проведение бесед, консультаций, совместных мероприятий;
- способствовать возрождению традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении.
Участники и исполнители проекта.
- совет ветеранов сельского поселения Дмитровское;
- заместитель директора по воститательной работе МБОУ "Коробовский лицей";
- руководитель краеведческого музея МБОУ "Коробовский лицей";
- социальный педагог МБОУ "Коробовский лицей";
- классные руководители МБОУ "Коробовский лицей";
- учителя предметники;
- педагоги дополнительного образования;
- библиотекарь;
- учащиеся МБОУ "Коробовский лицей";
- родители учащихся;
- ушедшие на пенсию учителя, ветераны войны и труда.
Срок реализации проекта: 2014/2015 учебный год.
Проект реализуется на базе МБОУ"Коробовский лицей" .
Методическое обеспечение.
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ"
- Программа лицея гражданско-патриотического воспитания "Моя Россия"
- Книга памяти
Этапы реализации проекта.
- Формирование рабочей группы
- Формирование банка данных ветеранов и участников ВОВ
- Проведение диагностических работ по выявлению ценностных жизненных ориентаций детей через анкетирование и собеседования
- Разработка мероприятий по реализации проекта
- Реализация мероприятий проекта
- Обобщение проделанной работы
Рабочий план реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | ответственные |
1 | "Ветеран живёт рядом" Пополнение банка данных о тружениках тыла, участников в ВОВ |
постоянно | рук.кр. музея, соц. педагог |
2 | "Я помню, я горжусь!" сбор информации о родственниках, принимавших участие в ВОВ (воспоминания, семейные фотохроники и пр.) |
сентябрь | рук. кр. музея, соц. педагог, кл. руководители |
3 | Конкурс юных журналистов: (Эссе, сочинение, рассказ:) "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно" (А. Пушкин) |
октябрь | Зам. дир. по ВР, учит. литературы, педаг. доп.об. |
4 | Создание музейной экспозиции в школе "Моя семья в судьбе моей страны". | октябрь | Зам. дир. по ВР, рук.кр. музея, кл. руководители |
5 | Встреча с ветеранами ВОВ "Нет в России земли такой, где не памятен был свой герой!" | ноябрь | Зам. дир. по ВР, рук. кр. музея, соц. педагог, кл. руководители |
6 | Конкурс на лучшую виртуальную
экскурсию о памятниках ВОВ "По всей России обелиски, как души рвутся из земли" |
декабрь | кл. руководители учит. истории |
7 | Цикл киновечеров "Летопись огненных лет" | сентябрь - май | соц. педагог, кл. руководители педаг. доп.обр. |
8 | Конкурс компьютерных презентаций: "Детство отняла война" |
январь | Зам. дир. по ВР, рук. кр. музея, соц. педагог, кл. руководители |
9 | "Наши улицы - наши герои" конкурс работ по краеведению |
январь | Зам. дир. по ВР, рук. кр. музея, соц. педагог, кл. руководители |
10 | "Я читаю книги о войне". Цикл тематических библиотечных, классных часов |
февраль | Библиотекарь уч. литерат. кл. руководители |
11 | "Тимуровские рейды" оказание социальной помощи ветеранам и участникам войны | постоянно | соц. педагог, кл. руководители |
12 | Конкурс чтецов "Память сквозь поколения" |
февраль | Библиотекарь, уч. литерат., кл. руководители |
13 | Конкурс фоторабот: "О подвиге, о доблести, о славе" (Формирование выставки) |
феврль | Зам. дир. по ВР, кл. руководители, педаг. доп.обр |
14 | Встречи с ветеранами ВОВ "Ваши жизни война рифмовала:". |
март | Зам. дир. по ВР, рук. кр. музея, соц. педагог, кл. руководители |
15 | "Москва - город-герой" - Красная площадь, Вечный огонь, Стела - город-герой, Поклонная гора + музей ВОВ. | апрель | Зам. дир. по ВР, рук. кр. музея, соц. педагог, кл. руководители |
16 | Создание поздравительной открытки в рамках акции "Поздравь ветерана" | май | Зам. дир. по ВР, кл. руководители, педаг. доп.обр |
17 | Участие в митинге сельского поселения Дмитровское, посвящённом Дню Победы | май | Зам. дир. по ВР, рук. кр. музея, соц. педагог, кл. руководители |
Ожидаемые результаты
- Приобретение детьми "группы риска" опыта социально значимой, ободряемой деятельности;
- Развитие интереса к истории своей страны, начинающейся с малой Родины;
- Организация практической деятельности участников проекта по решению социальных проблем участников ВОВ;
- Воспитание у детей чувства эмпатии к людям пожилого возраста;
- Повышение уровня нравственных качеств детей, ценностных жизненных ориентаций.
Оценка эффективности реализации проекта (критерии оценивания)
При оценке эффективности проекта необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- снижение числа правонарушений среди обучающихся лицея;
- высокий уровень занятости детей "группы риска" в реализации проекта;
- повышение уровня воспитанности детей "группы риска";
- повышение интереса у детей "группы риска" к исследовательской, творческой и практико-значимой деятельности;
- повышение уровня знаний о военной истории малой Родины и страны в целом.
Оценка рисков.
Для успешной реализации проекта планируется непосредственное участие родителей детей "Группы риска", которые, в силу своей занятости не всегда имеют возможность принять участие в школьных мероприятиях.
Нет финансирования.
Дальнейшее развитие проекта.
В начале процесса реализации проекта дети узнали, каким человеком является каждый из интересующих их людей, что любит, чем увлекается, какие имеет жизненные ориентиры. Чтобы найти ответы на эти вопросы они встречались с ветеранами, обращались к литературе прошлых лет, к воспоминаниям близких. Результатом стала работа над созданием "Альбома памяти", организация экскурсий в лицейский краеведческий музей для учащихся, учителей-ветеранов, участников ВОВ нашего села. Ребята учились отыскивать информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживания. В настоящее время работа над проектом продолжается. Этот вид деятельности увлек учащихся лицея. У них появилось желание творить добрые дела для тех, кто нуждается в милосердии. Огромным значение в реализации проекта является воспитание нравственности у детей "группы риска".
Вся работа над проектом учит ребят быть неравнодушными. На конкретных примерах наши ученики постигают тайны человеческого бытия: как прожить жизнь, чтобы оставить после себя след на Земле.