Цель. Закрепить знания детей о разных видах транспортных средств.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о видах транспорта и транспортных средствах. Формировать навык словообразования (словообразование существительных путем сложения основ). Образование сравнительной степени прилагательных. Усвоение глаголов с разными приставками. Развитие связной устной речи.
Коррекционно–развивающие. Корригировать зрительное и слуховое восприятие, память. Закрепить умение воспроизводить материал, используя пиктограммы. Развивать пространственную ориентацию и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.
Оборудование. Предметные картинки с изображением разного вида транспорта, пиктограммы, плакат, карточки для графической работы, сигнальные карточки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по городу. Давайте встанем в круг и вспомним виды транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный) и транспортные средства (автобус, такси, троллейбус, мотоцикл, маршрутное такси, лодка, катер, теплоход, самолет, вертолет, поезд, электричка, трамвай, метро и т.д.). Я вам буду кидать мяч, а вы сначала назовете виды транспорта, а потом транспортные средства.
Упражнение “Вспомним виды транспорта” (в кругу, мяч, садимся вместе).
II. Основная часть.
Ребята, но перед тем как отправиться в путешествие, давайте определимся, на каком транспортном средстве мы поедем по город, чтобы нам было удобно и мы смогли поехать все вместе.
Автобус — Маршрутное такси — Такси
(на доске картинки)
Молодцы! А теперь давайте сравним, что мощнее: такси или автобус?
Игра “Ответь на вопрос”.
Такси мощное, а автобус... (мощнее).
Такси большое, а автобус... (больше).
Такси тяжелое, а автобус... (тяжелее).
Такси длинное, а автобус ...(длиннее).
Такси просторное, а автобус... (просторнее).
Молодцы! Значит, мы поедем на чем? (На автобусе).
Хорошо! А теперь давайте, определим, как же будет выглядеть наш автобус? Сейчас к доске выйдет Саша Ф. и составит рассказ про автобус.
Составление рассказа про автобус с использованием пиктограмм.
Молодец! А вечером, с воспитателем, вы составите рассказ про самолет. Ребята, а теперь внимательно посмотрите на план, и давайте определимся, по какому маршруту мы отправимся в путешествие. Я вам буду начинать предложение, а вы – продолжать, а потом повторять целиком.
3. Игра “Подбери слово” (плакат).
Автобус заехал в гараж, а потом ... (выехал).
Автобус подъехал к детскому саду, а потом...(отъехал).
Автобус въехал на гору, а потом ... (съехал).
Автобус приехал в лес, а потом ... (уехал).
Автобус отъехал от леса, а потом ... (приехал в детский сад).
Ребята, а теперь давайте изобразим, как мы поедем по нашему маршруту на автобусе. Сейчас возьмут карточки только те ребята, у кого они лежат в левом верхнем углу, а потом те, у кого они лежат в правом верхнем углу.
4. Работа на карточках.
III. Физкульт минутка “Готовим автобус в дорогу” (в кругу).
Вот стоит автобус тут
Мы его готовим в путь.
Рукава мы завернем
И работать все начнем.
Стекла, фары протираем,
Дружно шины накачаем.
А теперь в салон идем
И мотор мы заведем.
Крутим руль туда-сюда
В лес поехали, друзья.
IV. Закрепление.
Хорошо! А теперь садитесь в автобус, давайте внимательно посмотрим в окно и расскажем, что там происходит. Я вам буду показывать карточки со словами, а вы будете их читать и составлять предложения.
1. Игра “Составь предложение из слов” (на стульях, карточки).
Что ты видишь? Я вижу самолет, лес. (Самолет летит над лесом.)
Что ты видишь? Я вижу вертолет, дом. (Вертолет летит над домом.)
Что ты видишь? Я вижу ракету, землю. (Ракета летит над землей.)
Что ты видишь? Я вижу вертолет, поле. (Вертолет летит над полем.)
Что ты видишь? Я вижу аэроплан, деревню. (Аэроплан летит над деревней.)
Что ты видишь? Я вижу самолет, облака. (Самолет летит над облаками.)
V. Заключение.
Ребята, вот и наша остановка. Давайте выйдем из автобуса и посмотрим, что же происходит вокруг. Я вам буду называть две маленькие частички, а вы будете угадывать слово целиком и показывать на карточках количество слогов.
Игра “Объясни слово” (в кругу, предметные картинки, сигнальные карточки).
Сам летает — самолет (3 слога);
Вертится и летает — вертолет (3 слога);
Везде ходит — вездеход (3 слога);
Возит бензин — бензовоз (3 слога);
Возит цемент — цементовоз (4 слога);
Ходит по Луне — луноход (3 слога);
Возит мусор — мусоровоз (4 слога).
Молодцы, ребята! А наше путешествие подошло к концу. На занятии мы с вами повторили виды транспорта, выбрали и подготовили наиболее удобное для путешествия транспортное средство, совершили увлекательнейшую поездку по улицам города и... вернулись назад.