Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Цели:
- познакомить учащихся с органами чувств.
- формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и функциями органов чувств.
- развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены.
- воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:
1) компьютер, интерактивная доска, проектор
2) для проведения опытов:
* колокольчик, погремушка, музык. запись;
* чеснок, хлеб,духи, лекарство;
* кусочки огурца, лимона, конфета;
*мягкая тряпочка, вата, шерстяная тряпочка, сосновая веточка, деревянная ложка, стекло.
Учебно-методическое обеспечение: учебник "Окружающий мир" 3 кл. 1 часть, рабочая тетрадь 1 часть (А.А. Плешаков.)
Ход урока
1. Орг. момент
Прозвенел для нас звонок.
Снова начался урок.
Проверьте, всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
2. Создание атмосферы психологического комфорта.
- Ребята, посмотрите, какое сегодня прекрасное утро. Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое!
(Рисуем руками круг.)
Здравствуй, небо голубое!
(Поднимаем руки вверх.)
Здравствуй, вольный ветерок!
(Качаем вытянутыми руками.)
Здравствуй, маленький дубок!
(Присесть, показать ладонью маленький дубок.)
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую!
3. Актуализация знаний учащихся.
(тестирование, опрос)
- Что было задано на дом?
- У некоторых ребят на столе лежат карточки. Они выполняют задание по карточкам. Остальные работают со мной.
- Мы уже знаем, что организм человека состоит из органов, которые работают согласовано, слажено.
- Приведите примеры органов человека и объясните, какую работу они выполняют?
- Ответы детей.
- Что такое системы органов?
- Это органы, выполняющие общую работу.
- Приведите примеры.
(Пищеварительная система: пищевод, желудок, кишечник. Кровеносная система: сердце, кровеносные сосуды. Нервная система : Г.М., С.М., нервы. Дыхательная система: бронхи, лёгкие.)
- Какая система органов управляет деятельностью всего организма?
- Нервная система
- Что изучает анатомия?
- Строение органов
- Что изучает физиология ?
- Как работают органы.
- Что изучает гигиена ?
- Наука о том, как сохранить и укрепить здоровье.
4. Мотивация получения новых знаний и определение темы урока.
- А сейчас перейдём к новой теме. Тема нашего урока спрятана в кроссворде. Разгадаете кроссворд, узнаете тему.
(2 слайд.Кроссворд). Ученики заполняют кроссворд на интерактивной доске.
1. У одной головы два братца. По разным сторонам сидят, а ничего не видят и не говорят?
- Уши.
- А одно?
- Ухо.
2. Брат с братом через дорогу живут. А один другого не видят?.
- Глаза.
3. Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу ?
- Кожа.
4. Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит. То заходит, то выходит ?
- Нос.
5. Всегда во рту, а не проглотишь?
- Язык.
- Что у нас получилось ?
- Органы чувств.
- Таким образом, тема нашего урока - это...
- Органы чувств.
- Что мы знаем об органах чувств?
- Сколько их?
- Для чего нужны?
- Нужно ли беречь?
- Сегодня вы сами ответите на эти вопросы. А также подробно узнаете, как человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, какое значение имеют для нас органы чувств и как их надо беречь. Познакомимся с ними подробно.
5. Изучение новой темы.
Опыт №1
- С помощью какого органа вы видите, что изображено на экране?
(3 слайд. Геометрические фигуры)
- Из всех геометрических фигур выберете прямоугольник красного цвета.
- С помощью какого органа вы определили?
- С помощью глаз
- Правильно, а глаза - это орган.....
- Орган зрения.
- Зрение помогает нам не только видеть, но и различать.....
- Различать цвет предметов, форму.
- А также определять движется предмет или нет.
- Благодаря зрению мы любуемся красотой природы.
- А как же наш глаз устроен?
(4 слайд. Фотоаппарат)
- Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат.
- Что это такое ? Кто знает?
- Объектив
- В нашем глазу тоже есть объектив - зрачок (чёрная точка)
Зрачок - это отверстие в середине глаза, через которое в глаз поступает свет.
- Внимательно посмотрите друг другу в глаза. Найдите зрачок.
- Скажите, а глаза у всех одинаковые или разные? Чем отличаются ?
- Цветом.
- Вот этот окрашенный кружок в глазу, имеющий разный цвет, называется радужной оболочкой.
- Определите цвет радужной оболочки у соседа.
- Какого цвета бывает радужная оболочка?
- Ответы учеников.
- Как мы видим. Об этом расскажет и покажет..... (ученик)
(5 слайд. "Глаза-орган зрения")
ДОКЛАД( ученик)
В ФОТОППАРАТЕ ЛУЧИ СВЕТА ПОПАДАЮТ НА СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНУ ПЛЁНКУ. В ГЛАЗУ ЛУЧИ СВЕТА, ПРОШЕДШИЕ ЧЕРЕЗ ЗРАЧОК, ХРУСТАЛИК, ПОПАДАЮТ НА ЗАДНЮЮ ПЛЁНКУ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА, НА КОТОРОЙ СИДЯТ 130 МЛ. КРОХОТНЫХ КЛЕТОЧЕК, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ К СВЕТУ - ЭТО ПАЛОЧКИ. 7 МЛ. ДРУГИХ КЛЕТОЧЕК, РАЗЛИЧАЮЩИХ ЦВЕТА - ЭТО КОЛБОЧКИ. ОНИ ТО И ПЕРЕДАЮТ ДАЛЬШЕ В МОЗГ ТО, ЧТО ТЫ УВИДЕЛ.
- Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют...
- Глазным яблоком.
- Глаза - очень хрупкий и нежный орган. Даже сама природа их оберегает. Как вы думаете, чем защищён наш глаз ?
- Брови, ресницы и веки.
- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Для чего они нужны?
- Они оберегают глаза от пыли, пота и ветра.
- А для чего нужны слёзы?
- Оказывается не только плакать. Если в глаз всё-таки попадает соринка, её смывает слеза.
- Чтобы наши глаза хорошо видели, зрение необходимо беречь.А как мы должны беречь зрение ? Прочитаем в учебнике основные правила и запомним их. (стр. 126)
- Что полезно для глаз?
(6 слайд. Правила)
- Посмотрите на экран . Кто правильно сидит за столом : мальчик или девочка? Почему?
- Ответы детей.
- Расскажите, что будет, если тереть глаза грязными руками?
- Ответы детей.
- Сделаем вывод. Чтобы сохранить зрение, нужно......
- Защищать, оберегать глаза и обязательно тренировать.
Физминутка для глаз (7 слайд)
- А сейчас гимнастика для глаз.
1. Зажмурили изо всех сил глаза, а затем открыли их. (5 раз)
2. Закрыли глаза. Подушечками указательных пальцев гладим в одну сторону, затем в др. ( 1 мин.)
3. Посмотрели в сторону, вверх, в др. сторону, вниз (10 раз)
4. Вытянули правую руку. Смотрим на кончик пальца. Медленно к себе, от себя. (5 раз)
5. Посмотрели вдаль,на картинку.(8 слайд.)
Закрыли глаза. Посмотрели на кончик носа (3-4 раза)
Опыт №2
- Подумайте, какой ещё орган чувств помогает воспринимать окружающий мир.Закройте глаза и,не открывая их, скажите, что вы почувствовали.
- Услышали звон колокольчика.
- Хлопки в ладоши.
- Погремушку.
- Шаги.
- Музыку.
- С помощью какого органа вы узнали, что звенел колокольчик, услышали хлопки, погремушку?
- Уши - органы слуха.
(8 слайд. "Уши - органы слуха")
- С помощью ушей мы не только слышим различные звуки, но и самое главное - речь людей. Ведь, при помощи слов мы передаём друг другу свои мысли и знания .
- А как вы думаете, сколько у человека ушей ?
- Ответы детей.
- Оказывается -6 !
- То, что мы называем ушами - это так называемые наружные уши или ушные раковины. Есть ещё среднее и внутреннее ухо.
- Как же мы слышим ?
- Об этом расскажет и покажет...... (ученик)
НАРУЖНОЕ УХО ТОЛЬКО УЛАВЛИВАЕТ ЗВУК. А ЗВУК - ЭТО КОЛЕБАНИЕ ВОЗДУХА. ПОСЕРЕДИНЕ УШНОЙ РАКОВИНЫ, КАК МЫ ЗНАЕМ, ЕСТЬ МАЛЕНЬКОЕ ОТВЕРСТИЕ - УШНОЙ ПРОХОД. ОН ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТОНЕНЬКОЙ ПЛАСТИНОЧКОЙ - БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. ЗВУК СНАЧАЛА ПЕРЕДАЁТСЯ В СРЕДНЕЕ УХО, КОТОРОЕ ЛЕЖИТ ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКИ, А ЗАТЕМ В ТРЕТЬЕ УХО - ВНУТРЕННЕЕ УХО, И ДАЛЕЕ В МОЗГ.
- Мы слышим и понимаем слова, звуки.
- Ухо очень тонкий и сложный орган чувств.
- Чтобы сохранить хороший слух, необходимо беречь уши. Как их надо беречь? Прочитаем правила (Учебник, стр 127).
(9 слайд. Правила)
- Посмотрите на экран. Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить хороший слух, чтобы уши не болели ?
- Ответы учеников
- На ушных раковинах много волшебных точек, которые связаны невидимыми ниточками со всеми нашими органами ( сердце, печень, желудок ). Поэтому хорошо делать массаж ушей по утрам. Потёрли ушки, помассажировали ушные раковины.
Самомассаж ушей.
- Глаза и уши - основные органы чувств, которые позволяют человеку видеть и слышать. Есть и другие органы чувств, не менее важные.
Опыт № 3
- Об этом органе чувств вы узнаете, если определите по запаху, что у меня в руке. Завяжем глаза и проведём опыт.
Детям предлагается определить :чем пахнет.
- С помощью какого органа чувств вы почувствовали запах духов, лекарства.
- Нос - орган обоняния. Обоняние - способность чувствовать запахи.
(10 слайд. "Нос - орган обоняния")
- Как мы чувствуем запахи? - Об этом расскажет и покажет...... (ученик)
ДОКЛАД
КОГДА МЫ ВДЫХАЕМ ПАХУЧИЕ ВЕЩЕСТВА(НАПРИМЕР, ДУХИ),ОНИ ПОПАДАЮТ ВМЕСТЕ С ВОЗДУХОМ В НОСОВУЮ ПОЛОСТЬ. В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ НОСОВОЙ ПОЛОСТИ ЕСТЬ НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ. ПАХУЧИЕ ВЕЩЕСТВА ИХ РАЗДРАЖАЮТ. РАЗДРАЖЕНИЕ ПЕРЕДАЁТСЯ В ГОЛОВНОЙ МОЗГ И ЧЕЛОВЕК ОБОНЯЕТ, Т.Е. ЧУВСТВУЕТ. УЗНАЁТ, ЧУВСТВУЕТ, РАЗЛИЧАЕТ ЗАПАХИ.
- А для чего человеку обоняние?
- Ответы учеников
- Все очень любят цветы, потому что они - пахнут. Представьте что было бы, если бы человек не чувствовал запахи ?
- Откройте стр. 128 учебника и найдите и прочитайте, как обоняние помогает человеку.
- Поэтому обоняние надо беречь. Как беречь? Смотрим на экран.
(11 слайд. Правила)
- О каких правилах узнали?
- Чтобы быть здоровым и не болеть, надо закаляться, делать зарядку.
- Если простудился - надо лечиться. Осторожно закапывать пипеткой лекарство.
- Не курить, т.к. обоняние ухудшается у курящих людей.
Дыхательная гимнастика (12 слайд)
1. Подняться на носки- вдох носом.
2. Опуститься - выдох ртом.
- Вдохнём всё хорошее - радость, здоровье, хорошее настроение; выдохнем всё плохое - злость, зависть, гнев.
Опыт № 4
- Подумайте, какой ещё орган чувств нам помогает ?
- Закрой глаза и определи на вкус, что это?
- Какой(ая) по вкусу?
- Ответы учеников
- С помощью чего вы определили, что это - лимон, огурец, конфета?
- Язык - орган вкуса.
(13 слайд. "Язык - орган вкуса.")
- Как мы определяем сладкое, кислое,солёное, горькое? Об этом расскажет и покажет...... (ученик)
ДОКЛАД
СНАРУЖИ ЯЗЫК ПОКРЫТ БЕСЧИСЛЕННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ СОСОЧКОВ. В НИХ ЕСТЬ ОКОНЧАНИЯ НЕРВОВ, УМЕЮЩИХ РАСПОЗНАВАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ПОПАЛО В РОТ. СЛАДКОЕ И СОЛЁНОЕ ЯЗЫК ОЩУЩАЕТ СВОИМ КОНЧИКОМ. КИСЛОЕ (ЛИМОН)- БОКАМИ. ГОРЬКОЕ -КОРНЕМ.
- Для чего нам язык ?
- Определять вкус пищи
- С помощью языка мы не только определяем вкус пищи, но и также температуру пищи. Поэтому часто обжигаем его. Но самое главное - по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и её есть нельзя.
- Как беречь этот орган ? Смотрим на экран.
(14 слайд. Правила)
- Есть чистыми руками.
- Мыть овощи и фрукты.
- Не есть горячую пищу.
Опыт №5
- Есть ещё один орган чувств, который также помогает нам воспринимать
окружающий мир. Закрой глаза и скажи, что ты почувствовал?
- Прикосновение мягкой тряпочки, ваты, шерстяной тряпочки, сосновой веточки, деревянной ложки, стекла.
- Ущипните слегка себя. Что почувствовали ? Какой орган чувств вам в этом помог?
- Кожа - орган осязания.
(15 слайд. "Кожа - орган осязания.")
Осязание - способность человека чувствовать прикосновение. Кожей человек чувствует прикосновение, холод, тепло. Кожа предупреждает нас об опасности.
- Вот ты прикоснулся к горячему предмету. Что дальше?
- Одёрнул руку
- Почему, как думаете?
- Ответы учеников
- Потому что кожа мгновенно подала сигнал в мозг, а мозг приказал убрать руку.
- Как беречь кожу? Смотрим на экран.
(16 слайд. Правила)
- Необходимо избегать порезов, ран. Не допускать ожогов.
- Посмотрите на мальчика - грязнулю и девочку- чистюлю. Кто больше нравится?
6. Обобщение. Итог урока. Рефлексия.
- Так кто же они, наши помощники, без которых не обойтись в окружающем мире?
- Органы чувств.
- А сейчас проверим, как поняли, запомнили. Перечислите органы чувств?
- Сколько их?
- А сейчас проверим, насколько вы внимательны. Смотрим на экран. (17 слайд).
- Соедините правильно линией.
Проверочный тест: "Органы чувств"
ГЛАЗА ОРГАН ОБОНЯНИЯ УШИ ОРГАН ОСЯЗАНИЯ НОС ОРГАН СЛУХА КОЖА ОРГАН ЗРЕНИЯ ЯЗЫК ОРГАН ВКУС
- Покажите орган слуха, орган зрения, орган обоняния, орган осязания. Где находится орган вкуса ?
- А теперь скажите :для чего нужны нам органы чувств?
Ответы учеников
- Таким образом, органы чувств помогают человеку получать информацию из окружающего мира и ориентироваться в нём. (18 слайд)
- Мы всё время говорили о том, что информация от органов чувств поступает в в мозг. (19 слайд)
- Какой вывод мы можем сделать?
- Все органы чувств связаны с головным мозгом. Всеми органами чувств руководит...
- Всеми органами чувств руководит головной мозг.
- Молодцы! Благодаря нашей дружной работе вы смогли ответить на все поставленные вопросы.
- Что больше всего запомнилось?
- Довольны ли вы своей работой? Почему?
(20 слайд)
7. Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 73-74; учебник стр. 126-129 пересказ.