Конспект открытого урока по предмету окружающий мир в 3-м классе по теме «Органы чувств. Как мы воспринимаем окружающий мир» (программа «Школа России»)

Разделы: Начальная школа


Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Цели:

  • познакомить учащихся с органами чувств.
  • формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и функциями органов чувств.
  • развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены.
  • воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:

1) компьютер, интерактивная доска, проектор

2) для проведения опытов:

* колокольчик, погремушка, музык. запись;

* чеснок, хлеб,духи, лекарство;

* кусочки огурца, лимона, конфета;

*мягкая тряпочка, вата, шерстяная тряпочка, сосновая веточка, деревянная ложка, стекло.

Учебно-методическое обеспечение: учебник "Окружающий мир" 3 кл. 1 часть, рабочая тетрадь 1 часть (А.А. Плешаков.)

Ход урока

1. Орг. момент

Прозвенел для нас звонок.
Снова начался урок.
Проверьте, всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.

2. Создание атмосферы психологического комфорта.

- Ребята, посмотрите, какое сегодня прекрасное утро. Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.

Здравствуй, солнце золотое!
(Рисуем руками круг.)
Здравствуй, небо голубое!
(Поднимаем руки вверх.)
Здравствуй, вольный ветерок!
(Качаем вытянутыми руками.)
Здравствуй, маленький дубок!
(Присесть, показать ладонью маленький дубок.)
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую!

3. Актуализация знаний учащихся.

(тестирование, опрос)

- Что было задано на дом?

- У некоторых ребят на столе лежат карточки. Они выполняют задание по карточкам. Остальные работают со мной.

- Мы уже знаем, что организм человека состоит из органов, которые работают согласовано, слажено.

- Приведите примеры органов человека и объясните, какую работу они выполняют?

- Ответы детей.

- Что такое системы органов?

- Это органы, выполняющие общую работу.

- Приведите примеры.

(Пищеварительная система: пищевод, желудок, кишечник. Кровеносная система: сердце, кровеносные сосуды. Нервная система : Г.М., С.М., нервы. Дыхательная система: бронхи, лёгкие.)

- Какая система органов управляет деятельностью всего организма?

- Нервная система

- Что изучает анатомия?

- Строение органов

- Что изучает физиология ?

- Как работают органы.

- Что изучает гигиена ?

- Наука о том, как сохранить и укрепить здоровье.

4. Мотивация получения новых знаний и определение темы урока.

- А сейчас перейдём к новой теме. Тема нашего урока спрятана в кроссворде. Разгадаете кроссворд, узнаете тему.

Презентация.

(2 слайд.Кроссворд). Ученики заполняют кроссворд на интерактивной доске.

1. У одной головы два братца. По разным сторонам сидят, а ничего не видят и не говорят?

- Уши.

- А одно?

- Ухо.

2. Брат с братом через дорогу живут. А один другого не видят?.

- Глаза.

3. Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу ?

- Кожа.

4. Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит. То заходит, то выходит ?

- Нос.

5. Всегда во рту, а не проглотишь?

- Язык.

- Что у нас получилось ?

- Органы чувств.

- Таким образом, тема нашего урока - это...

- Органы чувств.

- Что мы знаем об органах чувств?

- Сколько их?

- Для чего нужны?

- Нужно ли беречь?

- Сегодня вы сами ответите на эти вопросы. А также подробно узнаете, как человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, какое значение имеют для нас органы чувств и как их надо беречь. Познакомимся с ними подробно.

5. Изучение новой темы.

Опыт №1

- С помощью какого органа вы видите, что изображено на экране?

(3 слайд. Геометрические фигуры)

- Из всех геометрических фигур выберете прямоугольник красного цвета.

- С помощью какого органа вы определили?

- С помощью глаз

- Правильно, а глаза - это орган.....

- Орган зрения.

- Зрение помогает нам не только видеть, но и различать.....

- Различать цвет предметов, форму.

- А также определять движется предмет или нет.

- Благодаря зрению мы любуемся красотой природы.

- А как же наш глаз устроен?

(4 слайд. Фотоаппарат)

- Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат.

- Что это такое ? Кто знает?

- Объектив

- В нашем глазу тоже есть объектив - зрачок (чёрная точка)

Зрачок - это отверстие в середине глаза, через которое в глаз поступает свет.

- Внимательно посмотрите друг другу в глаза. Найдите зрачок.

- Скажите, а глаза у всех одинаковые или разные? Чем отличаются ?

- Цветом.

- Вот этот окрашенный кружок в глазу, имеющий разный цвет, называется радужной оболочкой.

- Определите цвет радужной оболочки у соседа.

- Какого цвета бывает радужная оболочка?

- Ответы учеников.

- Как мы видим. Об этом расскажет и покажет..... (ученик)

(5 слайд. "Глаза-орган зрения")

ДОКЛАД( ученик)

В ФОТОППАРАТЕ ЛУЧИ СВЕТА ПОПАДАЮТ НА СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНУ ПЛЁНКУ. В ГЛАЗУ ЛУЧИ СВЕТА, ПРОШЕДШИЕ ЧЕРЕЗ ЗРАЧОК, ХРУСТАЛИК, ПОПАДАЮТ НА ЗАДНЮЮ ПЛЁНКУ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА, НА КОТОРОЙ СИДЯТ 130 МЛ. КРОХОТНЫХ КЛЕТОЧЕК, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ К СВЕТУ - ЭТО ПАЛОЧКИ. 7 МЛ. ДРУГИХ КЛЕТОЧЕК, РАЗЛИЧАЮЩИХ ЦВЕТА - ЭТО КОЛБОЧКИ. ОНИ ТО И ПЕРЕДАЮТ ДАЛЬШЕ В МОЗГ ТО, ЧТО ТЫ УВИДЕЛ.

- Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют...

- Глазным яблоком.

- Глаза - очень хрупкий и нежный орган. Даже сама природа их оберегает. Как вы думаете, чем защищён наш глаз ?

- Брови, ресницы и веки.

- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Для чего они нужны?

- Они оберегают глаза от пыли, пота и ветра.

- А для чего нужны слёзы?

- Оказывается не только плакать. Если в глаз всё-таки попадает соринка, её смывает слеза.

- Чтобы наши глаза хорошо видели, зрение необходимо беречь.А как мы должны беречь зрение ? Прочитаем в учебнике основные правила и запомним их. (стр. 126)

- Что полезно для глаз?

(6 слайд. Правила)

- Посмотрите на экран . Кто правильно сидит за столом : мальчик или девочка? Почему?

- Ответы детей.

- Расскажите, что будет, если тереть глаза грязными руками?

- Ответы детей.

- Сделаем вывод. Чтобы сохранить зрение, нужно......

- Защищать, оберегать глаза и обязательно тренировать.

Физминутка для глаз (7 слайд)

- А сейчас гимнастика для глаз.

1. Зажмурили изо всех сил глаза, а затем открыли их. (5 раз)

2. Закрыли глаза. Подушечками указательных пальцев гладим в одну сторону, затем в др. ( 1 мин.)

3. Посмотрели в сторону, вверх, в др. сторону, вниз (10 раз)

4. Вытянули правую руку. Смотрим на кончик пальца. Медленно к себе, от себя. (5 раз)

5. Посмотрели вдаль,на картинку.(8 слайд.)

Закрыли глаза. Посмотрели на кончик носа (3-4 раза)

Опыт №2

- Подумайте, какой ещё орган чувств помогает воспринимать окружающий мир.Закройте глаза и,не открывая их, скажите, что вы почувствовали.

- Услышали звон колокольчика.

- Хлопки в ладоши.

- Погремушку.

- Шаги.

- Музыку.

- С помощью какого органа вы узнали, что звенел колокольчик, услышали хлопки, погремушку?

- Уши - органы слуха.

(8 слайд. "Уши - органы слуха")

- С помощью ушей мы не только слышим различные звуки, но и самое главное - речь людей. Ведь, при помощи слов мы передаём друг другу свои мысли и знания .

- А как вы думаете, сколько у человека ушей ?

- Ответы детей.

- Оказывается -6 !

- То, что мы называем ушами - это так называемые наружные уши или ушные раковины. Есть ещё среднее и внутреннее ухо.

- Как же мы слышим ?

- Об этом расскажет и покажет...... (ученик)

НАРУЖНОЕ УХО ТОЛЬКО УЛАВЛИВАЕТ ЗВУК. А ЗВУК - ЭТО КОЛЕБАНИЕ ВОЗДУХА. ПОСЕРЕДИНЕ УШНОЙ РАКОВИНЫ, КАК МЫ ЗНАЕМ, ЕСТЬ МАЛЕНЬКОЕ ОТВЕРСТИЕ - УШНОЙ ПРОХОД. ОН ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТОНЕНЬКОЙ ПЛАСТИНОЧКОЙ - БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. ЗВУК СНАЧАЛА ПЕРЕДАЁТСЯ В СРЕДНЕЕ УХО, КОТОРОЕ ЛЕЖИТ ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКИ, А ЗАТЕМ В ТРЕТЬЕ УХО - ВНУТРЕННЕЕ УХО, И ДАЛЕЕ В МОЗГ.

- Мы слышим и понимаем слова, звуки.

- Ухо очень тонкий и сложный орган чувств.

- Чтобы сохранить хороший слух, необходимо беречь уши. Как их надо беречь? Прочитаем правила (Учебник, стр 127).

(9 слайд. Правила)

- Посмотрите на экран. Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить хороший слух, чтобы уши не болели ?

- Ответы учеников

- На ушных раковинах много волшебных точек, которые связаны невидимыми ниточками со всеми нашими органами ( сердце, печень, желудок ). Поэтому хорошо делать массаж ушей по утрам. Потёрли ушки, помассажировали ушные раковины.

Самомассаж ушей.

- Глаза и уши - основные органы чувств, которые позволяют человеку видеть и слышать. Есть и другие органы чувств, не менее важные.

Опыт № 3

- Об этом органе чувств вы узнаете, если определите по запаху, что у меня в руке. Завяжем глаза и проведём опыт.

Детям предлагается определить :чем пахнет.

- С помощью какого органа чувств вы почувствовали запах духов, лекарства.

- Нос - орган обоняния. Обоняние - способность чувствовать запахи.

(10 слайд. "Нос - орган обоняния")

- Как мы чувствуем запахи? - Об этом расскажет и покажет...... (ученик)

ДОКЛАД

КОГДА МЫ ВДЫХАЕМ ПАХУЧИЕ ВЕЩЕСТВА(НАПРИМЕР, ДУХИ),ОНИ ПОПАДАЮТ ВМЕСТЕ С ВОЗДУХОМ В НОСОВУЮ ПОЛОСТЬ. В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ НОСОВОЙ ПОЛОСТИ ЕСТЬ НЕРВНЫЕ ОКОНЧАНИЯ. ПАХУЧИЕ ВЕЩЕСТВА ИХ РАЗДРАЖАЮТ. РАЗДРАЖЕНИЕ ПЕРЕДАЁТСЯ В ГОЛОВНОЙ МОЗГ И ЧЕЛОВЕК ОБОНЯЕТ, Т.Е. ЧУВСТВУЕТ. УЗНАЁТ, ЧУВСТВУЕТ, РАЗЛИЧАЕТ ЗАПАХИ.

- А для чего человеку обоняние?

- Ответы учеников

- Все очень любят цветы, потому что они - пахнут. Представьте что было бы, если бы человек не чувствовал запахи ?

- Откройте стр. 128 учебника и найдите и прочитайте, как обоняние помогает человеку.

- Поэтому обоняние надо беречь. Как беречь? Смотрим на экран.

(11 слайд. Правила)

- О каких правилах узнали?

- Чтобы быть здоровым и не болеть, надо закаляться, делать зарядку.

- Если простудился - надо лечиться. Осторожно закапывать пипеткой лекарство.

- Не курить, т.к. обоняние ухудшается у курящих людей.

Дыхательная гимнастика (12 слайд)

1. Подняться на носки- вдох носом.

2. Опуститься - выдох ртом.

- Вдохнём всё хорошее - радость, здоровье, хорошее настроение; выдохнем всё плохое - злость, зависть, гнев.

Опыт № 4

- Подумайте, какой ещё орган чувств нам помогает ?

- Закрой глаза и определи на вкус, что это?

- Какой(ая) по вкусу?

- Ответы учеников

- С помощью чего вы определили, что это - лимон, огурец, конфета?

- Язык - орган вкуса.

(13 слайд. "Язык - орган вкуса.")

- Как мы определяем сладкое, кислое,солёное, горькое? Об этом расскажет и покажет...... (ученик)

ДОКЛАД

СНАРУЖИ ЯЗЫК ПОКРЫТ БЕСЧИСЛЕННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ СОСОЧКОВ. В НИХ ЕСТЬ ОКОНЧАНИЯ НЕРВОВ, УМЕЮЩИХ РАСПОЗНАВАТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ПОПАЛО В РОТ. СЛАДКОЕ И СОЛЁНОЕ ЯЗЫК ОЩУЩАЕТ СВОИМ КОНЧИКОМ. КИСЛОЕ (ЛИМОН)- БОКАМИ. ГОРЬКОЕ -КОРНЕМ.

- Для чего нам язык ?

- Определять вкус пищи

- С помощью языка мы не только определяем вкус пищи, но и также температуру пищи. Поэтому часто обжигаем его. Но самое главное - по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и её есть нельзя.

- Как беречь этот орган ? Смотрим на экран.

(14 слайд. Правила)

- Есть чистыми руками.

- Мыть овощи и фрукты.

- Не есть горячую пищу.

Опыт №5

- Есть ещё один орган чувств, который также помогает нам воспринимать

окружающий мир. Закрой глаза и скажи, что ты почувствовал?

- Прикосновение мягкой тряпочки, ваты, шерстяной тряпочки, сосновой веточки, деревянной ложки, стекла.

- Ущипните слегка себя. Что почувствовали ? Какой орган чувств вам в этом помог?

- Кожа - орган осязания.

(15 слайд. "Кожа - орган осязания.")

Осязание - способность человека чувствовать прикосновение. Кожей человек чувствует прикосновение, холод, тепло. Кожа предупреждает нас об опасности.

- Вот ты прикоснулся к горячему предмету. Что дальше?

- Одёрнул руку

- Почему, как думаете?

- Ответы учеников

- Потому что кожа мгновенно подала сигнал в мозг, а мозг приказал убрать руку.

- Как беречь кожу? Смотрим на экран.

(16 слайд. Правила)

- Необходимо избегать порезов, ран. Не допускать ожогов.

- Посмотрите на мальчика - грязнулю и девочку- чистюлю. Кто больше нравится?

6. Обобщение. Итог урока. Рефлексия.

- Так кто же они, наши помощники, без которых не обойтись в окружающем мире?

- Органы чувств.

- А сейчас проверим, как поняли, запомнили. Перечислите органы чувств?

- Сколько их?

- А сейчас проверим, насколько вы внимательны. Смотрим на экран. (17 слайд).

- Соедините правильно линией.

Проверочный тест: "Органы чувств"

ГЛАЗА ОРГАН ОБОНЯНИЯ
УШИ ОРГАН ОСЯЗАНИЯ
НОС ОРГАН СЛУХА
КОЖА ОРГАН ЗРЕНИЯ
ЯЗЫК ОРГАН ВКУС

- Покажите орган слуха, орган зрения, орган обоняния, орган осязания. Где находится орган вкуса ?

- А теперь скажите :для чего нужны нам органы чувств?

Ответы учеников

- Таким образом, органы чувств помогают человеку получать информацию из окружающего мира и ориентироваться в нём. (18 слайд)

- Мы всё время говорили о том, что информация от органов чувств поступает в в мозг. (19 слайд)

- Какой вывод мы можем сделать?

- Все органы чувств связаны с головным мозгом. Всеми органами чувств руководит...

- Всеми органами чувств руководит головной мозг.

- Молодцы! Благодаря нашей дружной работе вы смогли ответить на все поставленные вопросы.

- Что больше всего запомнилось?

- Довольны ли вы своей работой? Почему?

(20 слайд)

7. Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 73-74; учебник стр. 126-129 пересказ.