Ежедневно миллионы людей садятся за компьютеры, ноутбуки, берут в руки планшеты. Минута за минутой, час за часом они проводят свое время в социальных сетях, на сайтах. Они подробно изучают ту информацию, о которой еще недавно даже не слышали. Они, скрывая или не скрывая свою личность, выражают свое мнение по разнообразным темам. Интернет дает возможность жить другой жизнью, быть таким, каким хочется. Но! Интернет дает возможность мыслящим людям осуществлять такой вид коммуникации, который ориентирован на привлечение внимания к острым, самым актуальным вопросам общества.
Попытка повлиять на общество, его нравственные идеалы, которые пошатнулись, попытка изменения поведенческих моделей – для этого создается социальная реклама.
Термин “социальная реклама” обычно употребляется в Российской Федерации. На территории иных государств используются понятия “некоммерческая реклама”, “общественная реклама”. В данной работе (сейчас и далее по тексту) будет использоваться понятие “социальная реклама”.
В ходе работы педагога-психолога с воспитанниками, родителями (законными представителями) было определено:
- 80% видели социальные ролики в течение 2014–2015 годов;
- 80% интересен просмотр социальной рекламы;
- 80% респондентов считают, что социальная реклама, возможно, может изменить поведение людей;
- 40% респондентов благодаря просмотру социальной рекламы узнали о существовании социальных проблем;
- 20% респондентов после просмотра социальной рекламы изменили свое поведение, еще 20% - сдали пожертвование;
- 80% участников опроса хотели бы принять участие в съемке социальной рекламы в будущем.
На основании детального анализа данных, полученных в ходе эмпирического исследования, разработан проект “Социальная реклама”.
Цель проекта “Социальная реклама”: профилактика отклоняющегося от принятого, социально приемлемого поведения воспитанников в возрасте от 14 лет через вовлечение в процесс создания социальной рекламы.
Задачи проекта:
- выявление воспитанников, имеющих такие психологические особенности как сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, стремление уходить от ответственности в принятии решений, повышенная тревожность, страх эмоциональных контактов;
- актуализация представлений воспитанников о собственной уникальной личности;
- формирование позитивного отношения к собственной уникальной личности;
- формирование у воспитанников умения распознавать и выражать различные эмоциональные состояния, а также навыков саморегуляции;
- обучение навыкам конструктивного взаимодействия;
- совершенствование коммуникативных навыков
- развитие творческих способностей воспитанников.
Целевая группа, на которую ориентирован проект (иными словами, кто может стать участником проекта): несовершеннолетние в возрасте от 14 лет и старше.
Важно отметить следующее:
- Данный проект является некоммерческим (то есть получение какой-либо финансовой прибыли не предполагается);
- Участие в проекте возможно исключительно на добровольной основе;
- Возможность участия несовершеннолетнего в проекте подтверждается письменным согласием родителей (законных представителей);
- Количество часов работы с участниками проекта строго не регламентировано в связи с особенностью видов деятельности: погружение в тему, написание сценариев, съемка роликов, редактирование материала, размещение социальной рекламы в сети Интернет и т.д.
Основные этапы работы в рамках проекта “Социальная реклама”.
Этап | Содержание этапа |
Подготовительный | Цель: выявление воспитанников,
имеющих такие психологические особенности как
сниженная переносимость трудностей
повседневной жизни, стремление уходить от
ответственности в принятии решений, повышенная
тревожность, страх эмоциональных контактов. Методы: наблюдение (за воспитанниками в процессе занятий в кружках, секциях), беседа (с педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, родителями (законными представителями). Важно: иметь актуальные данные о несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН ОМВД, а также актуальные данные о несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная информация необходима для грамотного формирования группы участников проекта, то есть включения в ее состав тех воспитанников, которые находятся в “зоне повышенного риска”. |
Организационный | Цель: “запуск” проекта:
Методы: беседа, опрос, психологическое консультирование, наблюдение (включенное), интервью Важно: допускается естественный “отсев” на этом этапе, поэтому необходимо уделить особое внимание мотивационной сфере участников проекта (иначе говоря “мотивировать на участие и успех”). |
Диагностический | Цель: исследование особенностей
Я-концепции участников проекта, а также
особенностей их поведения. Методы: психологическое тестирование, беседа, опрос, психологическое консультирование, наблюдение. Важно: наиболее удобными в использовании, а также информативными являются следующие методики:
|
Основной | Цель: создание социальной
рекламы (ролика):
Методы (работы с участниками проекта): беседа, психологическое консультирование, наблюдение, убеждение, положительное подкрепление. Важно: основная идея состоит в том, чтобы использовать “подручные средства” для съемки социальной рекламы: мобильные телефоны, фотоаппараты (то есть ничего из специализированной дорогостоящей аппаратуры). Иными словами, участники проекта учатся замечать (видеть, слышать) то, что представляет проблему, запечатлевать ее и доступно донести широким массам, используя собственные способности и доступные всем технические средства. |
Результативный | Цель: исследование динамики
изменений особенностей Я-концепции участников
проекта, а также динамики изменений особенностей
их поведения. Методы: психологическое тестирование, самонаблюдение, беседа, психологическое консультирование, опрос, анкетирование. Важно: предъявлять тот же пакет диагностических методик, который был предъявлен при первичном исследовании. |
Итоговый | Цель: анализ проведенной работы,
определение эффективности деятельности в рамках
проекта. Методы: самонаблюдение, беседа, опрос, психологическое консультирование. Важно: определить:
|
Ожидаемый результат.
По итогам реализации проекта предполагается:
- изменение представлений участников проекта о собственной уникальной личности в “положительном векторе”;
- снижение уровня тревожности у участников проекта;
- овладение навыками конструктивного взаимодействия;
- снижение проявлений девиантного поведения.
Результативность оценивается путем сравнительного анализа диагностических замеров, отзывов участников проекта и целевой аудитории.
Точка риска.
Глубокие личностные нарушения участников проекта, соматические заболевания.
Список литературы
- Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростковая группа риска. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
- Лозовая Г.В. Методика диагностики склонности к различным зависимостям // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 34-й науч. конф. кафедры психологии СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб. : СПбГУФК, 2007. – С. 121–124.
- Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370
- Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004. С.141-154.