Цель семинара: содействие в формировании представлений о “трудном” подростке, а также осуществление психолого-педагогической поддержки данной категории студентов.
Задачи семинара:
1) изучение понятия “трудный” подросток, отклоняющееся поведение;
2) выявление причин трудновоспитуемости.
3) формирование комплексной системы работы классного руководителя с “трудными” студентами;
4) выработка направлений индивидуальной воспитательной работы
5) разработка рекомендаций по взаимодействию с подростками данной категории и их родителями.
Ход семинара
(Включается презентация <Приложение1>)
Психолог: Уважаемые педагоги! Тема нашего семинара “Трудный подросток, как с ним работать”.
Включается слайд 1.
Психолог: Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих студентов, Вы перечислите такие качества как образованность, честность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.
Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое. Например, сложные отношения с “трудным” учеником; непростой процесс завоевания доверия у “трудной” группы; рассказы студентов о своих проблемах; реальную помощь кому-то из родителей и т.д.
Проблема трудностей в поведении и общении подростка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости, а именно подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом.
Подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Включается слайд 2.
Психолог, вопрос к аудитории: Так каких же подростков можно отнести к категории “трудные”?
Большинство исследователей называют “трудными” таких подростков, поведение которых отклоняются от принятых в обществе стандартов и норм и которые являются трудновоспитуемыми.
Помимо отклонений в поведении выделяют еще основные признаки трудных подростков:
- сложность коррекции имеющихся отклонений в поведении, т.е. трудновоспитуемость как невосприимчивость педагогическому воздействию.
- признаком вступает их особая потребность в индивидуальном подходе со стороны учителей и внимании сверстников.
Включается слайд 3.
Психолог, вопрос к аудитории: Какое поведение называется отклоняющимся?
Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.
Включается слайд 4.
Психолог: Давайте обозначим факторы, обуславливающие отклоняющееся поведение:
- Биологические (нарушение умственного развития, дефекты слуха, зрения, повреждения НС).
- Психологические (нервно-психические заболевания).
- Социально-педагогические (дефекты школьного, семейного или общественного воспитания, приводящие к нарушениям процесса социализации).
- Социально-экономические (социальное неравенство, неполная семья)
- Морально-этические (неблагоприятная криминогенная ситуация).
Включается слайд 5.
Психолог: В научной литературе (И.А.Невский) выделяют следующие стадии развития отклонений в поведении несовершеннолетних:
1) неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства подростков, связанное с непослушанием, упрямством и т. д.;
2) порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, дерзость, лживость и т. д.);
3) девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные проявления и проступки (лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность и др.), принявшие характер систематических или привычных;
4) делинквентное или преступное поведение, которое несет в себе зачатки криминального и деструктивного поведения;
5) деструктивное или экстремальное поведение, основу которого составляют действия и поступки, наносящие непоправимый ущерб личности несовершеннолетнего (систематическое употребление спиртных напитков, токсических и наркотических веществ, половая распущенность).
Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Включается слайд 6.
Психолог: Антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих: насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей, жестокое отношение с животными, воровство, порча чужого имуществ. У подростков (13-18 лет) преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками.
Включается слайд 7.
Психолог: Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе: побеги из дома, систематические пропуски в занятий, воровство, вымогательство, ложь, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, ненормативная лексика [11].
Включается слайд 8.
Психолог: Аутодеструктивное поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. У подростков эта форма поведения выражается в употреблении наркотиков и алкоголя, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах пищи, возможны суицидальное поведение и самоубийства [11].
Выделение отдельных форм отклоняющегося поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития.
Включается слайд 9.
Психолог: Отклоняющееся поведение – одна из форм дезадаптации, которой подвержены подростки, имеющие проблемы в умственном и физическом развитии, проблемы в поведении и общении с окружающими, проблемы со здоровьем, с различными видами зависимости (алкоголь, наркотики, табакокурение), насилием в семье [11].
Включается слайд 10.
Психолог: Можно обозначить примерную схему или план работы классного руководителя с “трудными” студентами, которая включает в себя несколько этапов: диагностику, выбор приемов и методов коррекционной работы, создание плана работы с учетом индивидуальных и личностных особенностей студента, проведение индивидуальной воспитательной работы, оценка результатов.
Включается слайд 11.
Психолог: На первом этапе работы с “трудными” подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и колледжа, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
После изучения “трудного” подростка необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия.
Включаются слайды 12, 13, 14.
Психолог: Второй этап связан с процессом перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.
Включается слайд 15.
Психолог: На третьем этапе индивидуальной работы классный руководитель проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств подростка. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности студента с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка.
Включаются слайды 16, 17, 18.
Психолог: На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, которая позволяет определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного студента, его возможностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей.
Включается слайд 19.
Психолог: Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является коррекция. Это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты.
Включается слайд 20.
Психолог: Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного его развития (социально-типичного и индивидуально-своеобразного). Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя. Индивидуальный подход требует от каждого педагога-воспитателя знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.
Включаются слайды 21, 22.
Психолог: Задачи классного руководителя в работе с “трудными” семьями.
Включается слайд 23.
Психолог: Модель профилактики девиантного поведения несовершеннолетних рассчитана на студентов колледжа. Основное внимание уделяется подросткам группы “риска” и из семей, находящихся в социально опасном положении (СОП). Реализуется педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями, администрацией колледжа, в соответствии с разграничением компетенции.
Включается слайд 24.
Психолог, вопрос к аудитории: Каковы же принципы воспитания “трудных” подростков?
- Принцип ориентации на позитив в поведении и характере подростка.
- Принцип социальной адекватности воспитания.
- Принцип индивидуализации воспитания подростков с девиантным поведением.
- Принцип социального закаливания “трудных” подростков.
Включаются слайды 25, 26, 27, 28.
Психолог: Какие же методы можно применять при воспитании трудного подростка? Для начала, давайте вспомним, что такое метод воспитания?
Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать у подростка с девиантным поведением объем, глубину о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения.
Метод воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения.
В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку, стремление к идеалу, правдивость, нравственные установки.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у подростков осознанных побуждений их жизнедеятельности.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, ввязанных с нормами или отклонениями от нормы и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, стыд и др.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др.
Включаются слайды 29, 30, 31.
Психолог, вопрос к аудитории: Какие приемы воспитания можно использовать при работе с трудными детьми?
Включается слайд 32.
Психолог: Представляем вашему вниманию некоторые советы педагогического общения с “трудными” подростками.
Выдается в качестве памяток <Приложение2>.
Включается слайд 33.
Список литературы по данной проблематике
- Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
- Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2007. – 336 с.
- Дмитриев М.Г., Белов В.Г. Психолого-педагогическая диагностика деликвентного поведения у трудных подростков. – СПб.: ЗАО “ПОНИ”, 2010. – 316 с.
- Криволап Н.С. В помощь социальному педагогу. – Минск: Красико-Принт, 2006. – 128 с.
- Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: Владос, 2006. – 240 с.
- Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд. стер. / А. В. Гоголева. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 240 с.
- Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителе. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 272 с.
- Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
- http://www.vashpsixolog.ru/index.php/areer-oriented-high-school/77-education-teachers/220-stages-of-individual-work-with-children.
- http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh obedinenii/library/2013/01/22/formy-vzaimodeystviya-pedagogov.
- http://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/1551-nekotorye-sovety-pedagogicheskogo-obshheniya-s-ltrudnymir-podrostkami.