Предмет и УМК: литературное чтение (слушание) 1-й класс, УМК “Начальная школа XXI века” под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Место урока в теме: второй урок в теме “Мир сказок”./
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат:
- Цель: осознанное восприятие литературного произведения
- Цель учащихся: познакомиться с героями произведения
Ожидаемый результат:
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют желание больше узнать, формирование основ для развития творческого воображения.
Метапредметные:
- регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу, понимают цель и смысл выполняемых заданий;
- познавательные: знакомятся со сказкой;
- коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- предметные: научатся формулировать ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, получат возможность научиться находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).
Задачи урока:
- учить слушать и слышать художественное произведение;
- формировать умение анализировать прослушанное произведение;
- формировать умение моделировать обложку;
- применять полученные знания
Оборудование к уроку учителя: хрестоматия, рабочая тетрадь на печатной основе, мультимедийная презентация, выставка книг
Оборудование у учащихся: рабочая тетрадь на печатной основе, листы для моделирования, листочки для рефлексии, цветные карандаши.
Этапы урока; задачи в деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Вводно-мотивационный Развивать учебно-познавательную активность детей |
Ок-ок- ок - прозвенел … звонок. Рок-рок-рок - у нас начался … урок. Ки-ки- ки – мы все …ученики. Ку- ку- ку- все внимание на … доску. |
Отвечают звонок Отвечают урок Отвечают ученики Отвечаю на доску |
Познават. (логич.) |
2. Актуализация знаний
учащихся Вспомнить и назвать изученные произведения |
(Слайд “Литературное чтение”) - У нас урок литературного слушания - Какой раздел мы сейчас изучаем? |
Мир сказок | Коммуник. (монологич. высказывания) |
Сказки, сказки – ярмарка чудес, Мир волшебный, разноцветный лес. Крылья сказок тихо шелестят, Значит, в гости к нам они летят! - С какими сказками мы уже познакомились? - Наш урок сегодня тоже будет из раздела “Мир сказок” |
Называют сказки “Кот, петух и лиса” В.Сутеев “Дядя Миша” |
Личностные (мотивация к новому уч. материалу) | |
(слайд с загадкой) Нет
– нет! Соловей |
Называют сказку “Телефон” | ||
(слайд с загадкой) И мне
не надо |
Называют сказку “Бармалей” | ||
(слайд с загадкой) Лечит
маленьких детей, |
Называют сказку “Айболит” | ||
(слайд с загадкой) Только
вдруг из – за кусточка |
Называют сказку “Тараканище” | ||
(слайд с загадкой) А
посуда вперёд и вперёд |
Называют сказку “Федорино горе” | ||
(слайд с загадкой) А за
ним – то народ |
Называют сказку “Крокодил” | ||
(слайд с загадкой) Солнце
по небу гуляло |
Называют сказку “Краденое солнце” | ||
(слайд с загадкой) Свинки
замяукали – мяу – мяу, - Сказки появились очень давно? И в сказках всегда происходят чудеса. А какие чудеса? |
Называют сказку “Путаница” | ||
3. Целеполагание Определение темы урока, поставить цель, наметить учебные действия |
- А может кто-нибудь знает имя и
фамилию писателя, написавшего эти сказки? (слайд Корней Чуковский “Муха-Цокотуха”) - Давайте определим тему нашего урока - Давайте поставим цель урока |
Корней Чуковский
Определяют тему Корней Чуковский “Муха-Цокотуха”) |
Регулятивные (принятие цели и постановка задач) |
- Как будем знакомится с новым произведение? | Ставят цель: познакомиться со
сказкой и её героями 1.послушаем сказку 2.рассмотрим иллюстрации 3.поговорим о чём сказка 4.моделируем обложку |
Регулятивные (планирование действий) | |
4. Открытие новых знаний Познакомиться с произведением |
- А зачем нам знакомиться с этой сказкой? | - узнать новое произведение - почитать своим младшим братьям и сёстрам… |
Регулятивные (удерживание цели урока) |
(Слайды со сказкой) учитель читает сказку |
Восприятие сказки на слух, рассматривание иллюстраций к ней | ||
- Что вы сейчас делали? - А ещё что? |
Ответ: Слушали сказку Ответ: рассматривали иллюстрации |
||
- Что теперь будем делать? | Ответ: будем говорить о сказке | ||
- Подумайте, какое произведение вы прослушали – рассказ или сказку? | Ответ: сказку | ||
- Докажите что это сказка. - Почему Корней Чуковский именно так озаглавил сказку, Муха-Цокотуха”? |
Приводят доказательства | Познавательные (извлечение информации) | |
- А какая Муха? Какая её основная
черта? - Приходите, тараканы, |
гостеприимная | ||
- А какие гости? | равнодушные. трусливые | ||
- Никто не пришел на помощь.
Все попрятались, а ведь их было много и они могли
спасти Муху.) - Кого можно назвать бессердечным? |
Беседовали по содержанию
паука |
||
- Он слышал мольбы Мухи и остался к
ним равнодушным. - Что можно сказать про Комара? Физминутка под музыку “Мир похож на цветной круг…” |
Удалой, лихой, смелый, храбрый |
||
5. Моделирование Учить моделировать первую страницу обложки, соблюдать условия обучения моделированию |
(слайд обложки) - Что будем делать сейчас? |
Ответ: Моделировать обложку |
Познавательные (моделирование) |
- Работаем по алгоритму - Что у нас первое? - Что второе? |
- Берём лист - Определяем,что мы слушали (жанр) |
||
- Что мы слушали? - Сказка это…? - Что теперь определяем? О чём это сказка? - Каким цветом обозначают тему животных? - Что рисуем? |
Сказку круг о насекомых, животных коричневым коричневый круг |
Регудятивные (планирование действий) | |
- У нашей сказки есть автор? - Что рисуем в верхней части? - Как называется наша сказка? - Название мы тоже обозначаем…? Выполните модель на листе Давайте проверим работу? - У кого получилось как у меня? - Покажите обложку друг другу. |
ответ: Да, Корней Чуковский прямоугольник “Муха-Цокотуха” Прямоугольником |
||
- Дополним нашу модель. Напишем автора. Кто автор сказки? | Корней Чуковский | ||
- Как называется сказка? (показ слайда с готовой обложкой) |
“Муха-Цокотуха” | ||
- Итак, что мы сейчас делали? - Передайте обложки мне |
Ответ Моделировали обложку | ||
- Повторное чтение и составление
схемы “Герои сказки” (учитель читает сказку по четверостишиям и составляет схему на доске) - Что сейчас делали? |
Вводят заместителей героев и составляют схему | Познавательные (составление модели с заместителями) | |
6. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний | Я тетрадочку открою, Уголочком положу, Я друзья от вас не скрою, Ручку вот как я держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. |
Открывают тетради на печатной основе по закладке. | |
Развитие творческих способностей | - Откройте тетрадь на стр.29 Урок 20. - Задание 1. что надо сделать? - Оцените себя. Поставьте прогностическую оценку. |
Прочитать, разделить 2 последних слова на слоги | |
- Давайте проверим… - У кого получилось так, поставьте +. - У кого прогностическая и реальная оценка совпали. |
Ко-ма-рик Куз –не-чик |
Личностные (самооценка) | |
- Задание 3 со звёздочкой. Что надо сделать в этом задании? |
Читают задание | Коммуникативные (работа в парах) | |
- Это задание будете выполнять в
парах. Обсудите прогностическую оценку. Поставьте её. - Выполните это задание. Давайте проверим. Кто подчеркнул слова ВЕСЕЛО, ХОРОШО. Поставьте +. - У кого прогностическая и реальная оценка совпали. |
Выполняют в парах | Коммуникативные (контроль действий партнёра) | |
- Что делали сейчас? | Работали в тетради, применяли полученные знания при выполнении заданий в тетради | ||
7. Рефлексия. Уметь оценивать свою работу на уроке |
- Давайте вспомним цель нашего урока. | Регулятивные (удерживание цели и задач) | |
- У каждого по три цветка.. - Кому на уроке понравилось быть слушателем, возьмите оранжевый цветок. - Кто был художником, возьмите красный цветок. - А кто был любознательным исследователем, возьмите жёлтый цветок. |
Выбирают листочки | Личностные (самооценка) | |
- Муха-Цокотуха - именинница, а именинникам принято дарить подарки. Давайте подарим Мухе-Цокотухе красивый букет. | Прикрепляют цветы на доску |