Урок по теме «Мир сказок»

Разделы: Начальная школа


Предмет и УМК: литературное чтение (слушание) 1-й класс, УМК “Начальная  школа XXI века” под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Место урока в теме: второй урок в теме “Мир сказок”./

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель и ожидаемый результат:

  • Цель: осознанное восприятие литературного произведения
  • Цель учащихся: познакомиться с героями произведения

Ожидаемый результат:

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют желание больше узнать, формирование основ для развития творческого воображения.

Метапредметные:

  • регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу, понимают цель и смысл выполняемых заданий;
  • познавательные: знакомятся со сказкой;
  • коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • предметные: научатся формулировать ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, получат возможность научиться находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).

Задачи урока:

  • учить слушать и слышать художественное произведение;
  • формировать умение анализировать прослушанное произведение;
  • формировать умение моделировать обложку;
  • применять полученные знания

Оборудование к уроку учителя: хрестоматия, рабочая тетрадь на печатной основе, мультимедийная презентация, выставка книг

Оборудование у учащихся: рабочая тетрадь на печатной основе, листы для моделирования, листочки для рефлексии, цветные карандаши.

Этапы урока; задачи в деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Вводно-мотивационный

Развивать учебно-познавательную активность детей

Ок-ок- ок -  прозвенел … звонок.
Рок-рок-рок -   у нас начался … урок.
Ки-ки- ки – мы все …ученики.
Ку- ку- ку- все внимание на … доску.
Отвечают звонок
Отвечают урок
Отвечают ученики
Отвечаю на доску
Познават. (логич.)
2. Актуализация знаний учащихся

Вспомнить и назвать изученные произведения

(Слайд “Литературное чтение”)

- У нас урок литературного слушания

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

Мир сказок Коммуник. (монологич. высказывания)
Сказки, сказки – ярмарка чудес,
Мир волшебный, разноцветный лес.
Крылья сказок тихо шелестят,
Значит, в гости к нам они летят!

- С какими сказками мы уже познакомились?

- Наш урок сегодня тоже будет из раздела “Мир сказок”

 

 

Называют сказки

“Кот, петух и лиса”

В.Сутеев “Дядя Миша”

Личностные (мотивация к новому уч. материалу)
(слайд с загадкой)

Нет – нет! Соловей
не поёт для свиней
Позовите – ка лучше …

Называют сказку “Телефон”
(слайд с загадкой)

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких…

Называют сказку “Бармалей”
(слайд с загадкой)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

Называют сказку “Айболит”
(слайд с загадкой)

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…

Называют сказку “Тараканище”
(слайд с загадкой)

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти…

Называют сказку “Федорино горе”
(слайд с загадкой)

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое…

Называют сказку “Крокодил”
(слайд с загадкой)

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…

Называют сказку “Краденое солнце”
(слайд с загадкой)

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)

- Сказки появились очень давно? И в сказках всегда происходят чудеса. А какие чудеса?

Называют сказку “Путаница”
3. Целеполагание

Определение темы урока, поставить цель, наметить учебные действия

- А может кто-нибудь знает имя и фамилию писателя, написавшего эти сказки?

(слайд Корней Чуковский “Муха-Цокотуха”)

- Давайте определим тему нашего урока

- Давайте поставим цель урока

Корней Чуковский

 

 

Определяют тему

Корней Чуковский “Муха-Цокотуха”)

Регулятивные (принятие цели и постановка задач)
- Как будем знакомится с новым произведение? Ставят цель: познакомиться со сказкой и её героями

1.послушаем сказку

2.рассмотрим иллюстрации

3.поговорим о чём сказка

4.моделируем обложку

Регулятивные (планирование действий)
4. Открытие новых знаний

Познакомиться с произведением

- А зачем нам знакомиться с этой сказкой? - узнать новое произведение

- почитать своим младшим братьям и сёстрам…

Регулятивные (удерживание цели урока)
(Слайды со сказкой)

учитель читает сказку

Восприятие сказки на слух, рассматривание иллюстраций к ней
- Что вы сейчас делали?

- А ещё что?

Ответ: Слушали сказку

Ответ: рассматривали иллюстрации

- Что теперь будем делать? Ответ: будем говорить о сказке
- Подумайте, какое произведение вы прослушали – рассказ или сказку? Ответ: сказку
-  Докажите что это сказка.

- Почему Корней Чуковский именно так озаглавил сказку, Муха-Цокотуха”?

Приводят доказательства Познавательные (извлечение информации)
- А какая Муха? Какая её основная черта?

- Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу..

гостеприимная
- А какие гости? равнодушные. трусливые
- Никто не пришел на помощь. Все попрятались, а ведь их было много и они могли спасти Муху.)

- Кого можно назвать бессердечным?

Беседовали по содержанию

 

паука

- Он слышал мольбы Мухи и остался к ним равнодушным.

- Что можно сказать про Комара?

Физминутка

под музыку “Мир похож на цветной круг…”

 

Удалой, лихой, смелый, храбрый

5. Моделирование

Учить моделировать первую страницу обложки, соблюдать условия обучения моделированию

(слайд обложки)

- Что будем делать сейчас?

Ответ:

Моделировать обложку

Познавательные (моделирование)
- Работаем по алгоритму

- Что у нас первое?

- Что второе?

- Берём лист

- Определяем,что мы слушали (жанр)

- Что мы слушали?

- Сказка это…?

- Что теперь определяем? О чём это сказка?

- Каким цветом обозначают тему животных?

- Что рисуем?

Сказку

круг

о насекомых, животных

коричневым

коричневый круг

Регудятивные (планирование действий)
- У нашей сказки есть автор?

- Что рисуем в верхней части?

- Как называется наша сказка?

- Название мы тоже обозначаем…?

Выполните модель на листе

Давайте проверим работу?

- У кого получилось как у меня?

- Покажите обложку друг другу.

ответ: Да, Корней Чуковский

прямоугольник

“Муха-Цокотуха”

Прямоугольником

- Дополним нашу модель. Напишем автора. Кто автор сказки? Корней Чуковский
- Как называется сказка?

(показ слайда с готовой обложкой)

“Муха-Цокотуха”
- Итак, что мы сейчас делали?

- Передайте обложки мне

Ответ Моделировали обложку
- Повторное чтение и составление схемы “Герои сказки”

(учитель читает сказку по четверостишиям и составляет схему на доске)

- Что сейчас делали?

Вводят заместителей героев и составляют схему Познавательные (составление модели с заместителями)
6. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний Я тетрадочку открою,
Уголочком положу,
Я друзья от вас не скрою,
Ручку вот как я держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Открывают тетради на печатной основе по закладке.  
Развитие творческих способностей - Откройте тетрадь на стр.29

Урок 20.

- Задание 1. что надо сделать?

- Оцените себя. Поставьте прогностическую оценку.

Прочитать, разделить 2 последних слова на слоги  
- Давайте проверим…

- У кого получилось так, поставьте +.

- У кого прогностическая и реальная оценка совпали.

Ко-ма-рик
Куз –не-чик
Личностные (самооценка)
- Задание 3 со звёздочкой.

Что надо сделать в этом задании?

Читают задание Коммуникативные (работа в парах)
- Это задание будете выполнять в парах. Обсудите прогностическую оценку.

Поставьте её.

- Выполните это задание. Давайте проверим. Кто подчеркнул слова ВЕСЕЛО, ХОРОШО. Поставьте +.

- У кого прогностическая и реальная оценка совпали.

Выполняют в парах Коммуникативные (контроль действий партнёра)
- Что делали сейчас? Работали в тетради, применяли полученные знания при выполнении заданий в тетради  
7. Рефлексия.

Уметь оценивать свою работу на уроке

- Давайте вспомним цель нашего урока.   Регулятивные (удерживание цели и задач)
- У каждого по три цветка..

- Кому на уроке понравилось быть слушателем, возьмите оранжевый цветок.

- Кто был художником, возьмите красный цветок.

- А кто был любознательным исследователем, возьмите жёлтый цветок.

Выбирают листочки Личностные (самооценка)
- Муха-Цокотуха - именинница, а именинникам принято дарить подарки. Давайте подарим Мухе-Цокотухе красивый букет. Прикрепляют цветы на доску