Количество детей: 12 человек
Возраст детей: 7 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Раздел программы, к которому относится занятие: занятие затрагивает все разделы программы
Цель занятия: Развитие музыкальных способностей учащихся при помощи использования игровых технологий
Задачи занятия:
- Обучающие: закрепить теоретические знания учащихся; развивать навык точного интонирования на основе песенок-попевок, навык восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, навык интонирования и определения на слух интервалов.
- Воспитательные: воспитывать у учащихся эстетический вкус; воспитывать такие личностные качества как дисциплинированность, внимательность, собранность.
- Развивающие: развивать музыкальный слух, музыкальную память; развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся.
Материальное оснащение занятия: Фортепиано; учебный кабинет
Наглядные пособия: Учебные пособия: Л.Ефремова Пособие по сольфеджио “Учиться интересно!”; О.Берак “Школа ритма”; О.Камозина “Неправильное сольфеджио”.
Тип занятия: Урок комплексного применения знаний и умений.
Форма занятия: Групповая
Методические приёмы: Объяснение педагога, показ педагога, метод дидактической игры, метод ролевой игры, работа с наглядными пособиями.
Дидактический материал: Наглядные пособия (музыкальная лесенка, плакат); карточки; ударные музыкальные инструменты (треугольник, ложки, трещетки, бубны, маракасы).
Структура занятия:
- Организационный момент – 2 минуты
- Вводная часть – 3 минуты
- Основная часть – 35 минут
- Заключительная часть – 3 минуты
- Подведение итогов занятия – 2 минуты
Ход занятия
Организационный момент.
Сообщение темы занятия; цели и задач занятия; проверка готовности учащихся к занятию (наличие у каждого учащегося учебных пособий, нотных тетрадей); настройка внимания учащихся.
Вводная часть.
Исполнение песни: музыка и слова О. Камозиной “Песенка про сольфеджио” (Приложение 1)
Основная часть.
1. Звуковысотное и интонационное освоение изучаемого материала
- Повторение теоретических сведений: строение мажорной гаммы; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие
- Пение песенок – попевок (Приложение 2)
- Пение гаммы F-dur (гамма; вводные, устойчивые, неустойчивые ступени; разрешение неустойчивых ступеней; тоническое трезвучие) с показом всех исполняемых ступеней на дидактическом пособии “Музыкальная лесенка”.
- Дидактическая игра “Музыкальная лесенка” в F-dur (Приложение 3).
2. Метроритмическое освоение изучаемого материала
- Повторение теоретических сведений: название длительностей; таблица длительностей; ритм.
- Дидактическая игра “Ритмохлопы” (Приложение 3).
- Исполнение ритмической партитуры с применением шумовых инструментов.
3. Диктант
- Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”.
4. Интервалы.
- Повторение теоретических сведений: что такое интервал; названия интервалов
- Исполнение: “Песенка про интервалы” (Приложение 1)
- Определение на слух интервалов с помощью дидактических карточек.
5. Теоретические сведения.
- Повторение: динамика как средство музыкальной выразительности; динамические оттенки.
- Дидактическая игра “Динамический поезд” (Приложение 3)
Заключительная часть.
Исполнение: Немецкая народная песня “Музыканты” - канон (Приложение 1)
Один из учащихся (по желанию) выступает в роли дирижера (тактирует схему размера).
Подведение итогов занятия.
В ходе занятия учащиеся закрепили теоретические знания по следующим темам: тональности, интервалы, длительности, средства музыкальной выразительности (динамика). Применяемые на занятии игровые формы способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, а также развитию навыков точного интонирования, восприятия и воспроизведения различных метроритмических фигур, интонирования и определения на слух интервалов.
Использование в работе интересного музыкального материала; ярких, на хорошем художественном уровне выполненных наглядных дидактических пособий и дидактических карточек способствовало воспитанию эстетического вкуса учащихся.
Используемые на занятии различные виды музыкально-творческой деятельности способствовали развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
На протяжении всего занятия использование педагогом дополнительного образования игровых технологий поддерживало у учащихся интерес к учебной деятельности, позволило осуществлять её более успешно. Благодаря применяемым на занятии различным игровым формам и методам, урок прошел увлекательно и интересно. Учащиеся на протяжении всего занятия были активны, внимательны, собранны. Методы дидактической и ролевой игры соответствовали возрастным особенностям младших школьников, и способствовали тому, чтобы достаточно сложный учебный материал подать учащимся в доступной, занимательной форме.
Цель и задачи занятия выполнены.
Список использованной литературы
- Берак О.Л. Школа ритма. - М.: Классика XXI, 2010.
- Вахромеева Т.А. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. - М.: Музыка, 2008.
- Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты. - М.: Музыка, 2011.
- Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
- Каноны для детского хора/Сост. Струве Г. - М.: Кифара, 2010.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры. – М.: Просвещение, 2008.
- Лёхина Л.Н. Путешествие в страну интервалов. - М.: Классика XXI, 2009.
- Синяева Л.С. Наглядные пособия на уроках сольфеджио. – М.: Классика XXI, 2009.