Цель:
- сформировать представление о грибах как об особом царстве живой природы;
- выяснить, из чего состоит гриб, что называем грибом;
- познакомить с особенностями строения ядовитых и съедобных грибов;
- научить различать съедобные и ядовитые грибы способом сравнения;
- формировать представление о роли грибов в жизни растений, человека.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать о наличии царства грибов;
- находить и перечислять части гриба;
- знать разновидности грибов;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
Метапредметные:
- сравнивать свои выводы с текстом и рисунками учебника;
- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;
- строить монологические высказывания, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации,
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, фильм).
Личностные:
- осознать значение грибов для леса, человека;
- осознавать значение бережного отношения к природе.
Оборудование:
- MacBook, проектор, интерактивная доска.
- Кусочки плесневого хлеба, части грибов (древесного, шампиньона), емкости для проведения опытов, дрожжи, выпечка.
- Учебник для 2 класса “Окружающий мир” Н.Я.Дмитриева А.Н.Казаков ФГОС НОО, рабочая тетрадь к учебнику, карточки с текстами и таблицей для работы в парах, презентация к уроку.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, открытый, урок праздник. К нам на праздник пришли гости, очень много гостей. Давайте повернёмся, поприветствуем их.
- Молодцы, садитесь. Давайте покажем, как мы умеем работать, будем активными, внимательными.
Подводим учащихся к осознанию темы:
СЛАЙД 2
- Ребята, нам известно с предыдущих уроков, что живую природу ученые делят на царства. Посмотрите на доску и скажите, какого царства нет. (Царства грибов.)
Сообщение темы:
- Сегодня мы отправимся в царство грибов и познакомимся с его жителями.
Практическая индивидуальная деятельность учащихся дома (консультации учителя):
СЛАЙД 3 с встроенными детскими презентациями.
- Прежде чем отправится в царство грибов, давайте скажем до свидания жителям царства растений, проверим домашнее задание.
- Последними, у кого мы были в гостях, это растения путешественники. Поделимся информацией с гостями и одноклассниками.
Сообщения (презентации): “Растения – путешественники”, “Картофель”, “Пять интересных фактов о рисе”, “Тыква”, “Помидоры”
- И нашу классную комнату украшают растения.
Сообщение (презентация): “Папоротники”.
- Наш класс украшает папоротник Нефролепис. Очень давно, когда жили динозавры, папоротники достигали в высоту 45 метров (высота 15 этажного дома). Потом они погибали, из их залежей через многие миллионы лет образовался каменный уголь, который используем как топливо!
- Также, побывав в “Царстве растений”, мы узнали, что хищниками бывают не только животные, но и растения.
Сообщение (презентация): “Растения-хищники”.
Воспитание бережного отношения к природе:
- Ребята, а почему так важно беречь и сохранять растения?
- Правильно, растения являются основным поставщиком кислорода на Земле. Без них жизнь на земле невозможна!
Сообщение (презентация): “Красная книга”.
Практическая индивидуальная деятельность учащихся дома (консультации учителя), подготовить выставку фотографий и рисунков “Редкие и охраняемые растения нашей местности”:
- У нас в классе есть выставка рисунков и фотографий, которую мы назвали “Редкие и охраняемые растения нашей местности”. На переменке вы можете рассказать о своём рисунке одноклассникам.
Оценка деятельности учащимися:
- детям заранее сообщается, что это классный конкурс, после обсуждения они сами оценивают работы, выбирают победителей.
Изучение нового материала:
- Все царства живой природы теснейшим образом связаны друг с другом. Сегодня из царства растений мы отправляемся в царство грибов. А вот какая существует связь между этими царствами, вы мне скажете сами в конце урока.
СЛАЙД 4
Достижение цели: Выяснить из чего состоит гриб, что называем грибом (формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания).
- Откройте маленькую рабочую тетрадь, нарисуйте гриб.
- Оставим рисунок таким, а позже, если наше мнение изменится, нарисуем новый или дополним этот рисунок.
- Пойти к доске и нарисовать гриб. Можно записать название (по желанию).
Работа с текстом, самостоятельный поиск нужной информации, расширение границ знаний для достижения цели:
СЛАЙД 5
- Откройте страницу 70 учебника.
- Запишем тему урока: Грибы.
- Прочитайте первый абзац.
- Что же такое грибы. Растения?
(- Нет! )
- Животные?
(- Нет! Это живые организмы, очень интересные и разные!).
- То, что мы называем грибом, и то, что вы в основном все нарисовали, что это на самом деле?
(- Только его часть, на поверхности земли, плодовое тело.)
- К нашему счастью, сегодня на уроке мы можем видеть и даже подержать в руках плодовое тело грибочка. ШАМПИНЬОН! Передавайте целый плод и в разрезе, позже мы узнаем об этом грибочке что-то интересное! (Рассматривают гриб, берут в руки).
- Прочитаем второй абзац на странице 70.
- Грибница, что же это?
(- Основная и самая важная часть гриба, без неё плодовые тела гибнут).
- Опишите её.
(Тонкие белые нити.)
- Где находится?
(в почве)
- Споры, что узнали о них?
(- Рассеиваются, дают развитие новым грибницам, образуются в нижней части шляпки).
- Нужно ли изменить наш первоначальный рисунок?
(- Да.)
- А почему?
(- Мы узнали, что шляпка и ножка – это только часть гриба, его плодовое тело, у него самая главная часть – грибница)
- Перечислите все части гриба.
СЛАЙД 6
- Дополните, дорисуйте недостающие части, дома подпишите название частей гриба! Этот рисунок на доске вам поможет. Похожий у вас есть в учебнике на странице 70.
Вывод:
- Так что мы называем грибом? Перечислите все его части.
- А то, что мы привыкли называть грибом, как называется эта часть? (Плодовое тело).
ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД 7
- Ребята, грибочкам нравится, когда идёт дождик. Они тогда быстрее растут. Сделаем им подарок. Пусть начнётся грибной дождь. Встали, вышли из-за парт. СЛАЙД 8
Сообщение (презентация, фотоальбом): Роль грибов в жизни растений, связь между этими царствами живой природы (расширение границ знаний учащихся).
СЛАЙД 9-13.
Исследовательская деятельность: опыт с древесным грибом.
Цель: наблюдение за изменением формы древесного гриба в водной среде. Просмотр фильма “Древесный гриб”. СЛАЙД 14
Подведение к выводу: Связь дерева и гриба. Полезный взаимообмен. Гриб - кладезь полезных веществ.
СЛАЙД 15
Подведение к цели: Роль грибов в жизни человека.
- Грибы вкусны и питательны. Они очень полезные! Очищают организм от вредных веществ! Человек много лет употребляет их в пищу. В наше время некоторые из них человек научился выращивать в искусственно - созданных условиях. Посмотрите фильм о грибочках, плодовое тело которых мы сегодня держали в руках.
Просмотр фильма “Шампиньоны”. СЛАЙД 16
Подведение к цели: Познакомить с особенностями строения ядовитых и съедобных грибов. Научить различать съедобные и ядовитые грибы способом сравнения.
Подведение к цели:
- формировать представление о роли грибов в жизни человека;
- познакомить с особенностями строения ядовитых и съедобных грибов;
- научить различать съедобные и ядовитые грибы способом сравнения;
СЛАЙД 17
- Но далеко не все грибы съедобны! Есть ядовитые. Откройте страницу 72. Посмотрите как они похожи на съедобные!
Практическая деятельность: работа в парах (консультации учителя):
- На партах у вас есть таблички. Найдите признаки сходства и различия между ядовитым и съедобным грибами по их внешнему виду. Названия грибов написаны вверху. Первый вариант запишет признаки сходства, второй различия. Каждый заполнит свою табличку. Выступите в паре. Заранее проверьте друг друга, нет ли совпадений (нацеливаем детей на самостоятельную коррекцию). Помогут вам рисунки на странице 72 учебника.
- Прежде чем приступить к работе, предупреждение от авторов учебника “БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!” страница 71. Прочитаем. СЛАЙД 18
СЛАЙД 16. Самый ядовитый гриб - бледная поганка, смертелен даже маленький съеденный кусочек!
- Приступаем к работе!
Фон: ФИЛЬМ ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ + ФИЛЬМ СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ, звук “Пение птиц в лесу”. СЛАЙД 20-21
Выступления ребят в парах.
Вывод:
- Для чего нам нужно знать признаки грибов? ( Сохранить свою жизнь! (Пусть грибы будут нашими помощниками, приносят пользу, а не вред!)
СЛАЙД 22
Подведение к цели:
- формировать представление о роли грибов в жизни человека.
- воспитывать бережное отношение к природе.
ПЛЕСЕНЬ – ТОЖЕ ГРИБ!
- Прочитайте последний абзац на странице 72.
Домашнее задание - практическая деятельность по намеченному плану (рабочая тетрадь ФГОС):
- Плесень - это тоже гриб! Дома вы сами вырастите такой гриб. Это домашнее задание, тетрадь № 90 странице 39. Свои наблюдения будете записывать в таблицу.
Подготовка наглядности учителем: “Плесневый гриб”.
Цель: заранее вырастить плесневый гриб на разных сортах хлеба, в разный промежуток времени, сравнить результат с участием учеников, заинтересовать, показать грибы наглядно.
- Я вырастила плесень на разных сортах хлеба. Именно поэтому количество плесневых грибов разное.
Есть кусочек, который я положила в пакет раньше остальных. За более продолжительный срок грибов выросло намного больше! Рисунок - строение плесневого гриба у вас есть на странице 70 учебника. Но мы с вами отнесёмся с уважением к этим маленьким грибочкам. Из особого плесневого гриба получают ценное лекарство – пенициллин, которое многим спасло жизнь.
Просмотр фильма “Полезная плесень”. СЛАЙД 23
Сообщение (презентация): Дрожжи – грибы!
(расширение границ знаний учащихся).
СЛАЙД 24-25.
Исследовательская деятельность: опыт с дрожжевыми грибами.
Цель: наблюдение за изменением объёма дрожжевых грибов в водной среде. Просмотр фильма.
Подведение к выводу: Дрожжи – очень маленькие, но грибы. Роль в жизни человека.
- Дрожжи, которыми пользуются мама или бабушка, сухие грибы. И если мы их положили в воду, они, как и все грибочки начинают расти! Тесто дышит и поднимается, а мы потом едим пышный хлеб!
- Сейчас в стаканчике с водой, куда мы насыпали дрожжи, происходит то, что вы видите на экране, просто здесь увеличено во много раз. Наши грибочки дрожжи живут и трудятся. Если бы не они, мы бы не попробовали никогда вкусной пышной выпечки. Давайте угостим ею наших гостей.
Итог урока, рефлексия +домашнее задание, которое выполняется по желанию, с учётом индивидуальных способностей. СЛАЙД 26
- Ребята, скажите, пожалуйста, какое значение для человека имеют знания о грибах?
- Назовите деревья около которых растут грибы.(берёза, дуб, осина, ель и т.д.)
- Это подтверждает ещё раз тесную связь жителей царства растений и царства грибов. Чем они полезны друг другу?
- Грибы – живые организмы. Почему мы с уважением относимся ко всему живому на Земле?
- Это значит, какое отношение у нас к окружающему миру, так мы относимся к самим себе. Всё в природе взаимосвязано. Мы тоже являемся её составной.
- Ребята, дома самостоятельно приготовите сообщение о взаимосвязи грибов и животных. Этот и другие вопросы и задания на странице 73 учебника. Пересказ - страница 70-73 учебника. Работа в тетрадях.
- Ребята, поднимите руку те, кто узнал что-то новое о царстве грибов и его жителях.
- Ребята, поднимите руку высоко те, кому интересно это было узнавать.
- Ребята, поднимите две руки те, кому хочется узнать самостоятельно другие тайны царства грибов.
- Я вижу, что вам сегодня на уроке было интересно. Вы можете, по желанию, приготовить сообщение, презентацию, используя материал, информацию, которую вы добудете сами по заданной теме.
СЛАЙД 27
- Урок закончен. Спасибо. Вы молодцы и умницы! Я приготовила для вас угощение, на переменке пробуйте.
Встали, вышли из-за парт. Повернёмся, попрощаемся с гостями.
1 ВАРИАНТ (первый ряд)
БЕЛЫЙ ГРИБ | ЖЁЛЧНЫЙ ГРИБ
Признаки сходства:
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________
2 ВАРИАНТ (первый ряд)
БЕЛЫЙ ГРИБ | ЖЁЛЧНЫЙ ГРИБ
Признаки различия:
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________
1 ВАРИАНТ (второй ряд)
ШАМПИНЬОН | БЛЕДНАЯ ПОГАНКА
Признаки сходства:
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________
2 ВАРИАНТ (второй ряд)
ШАМПИНЬОН | БЛЕДНАЯ ПОГАНКА
Признаки различия:
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________
1 ВАРИАНТ (третий ряд)
ОПЯТА | ЛОЖНЫЕ ОПЯТА
Признаки сходства:
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________
2 ВАРИАНТ (третий ряд)
ОПЯТА | ЛОЖНЫЕ ОПЯТА
Признаки различия:
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________
______________________|__________________________