Викторина может проводиться как между двумя командами-классами: командой 5 “А” и командой 5 “Б”, так и командами от школ комплекса. Мероприятие поделено на несколько этапов:
I. Подготовительный этап.
II. Организационный этап.
III. Проведение.
IV. Подведение итогов.
Цели внеклассного мероприятия:
Образовательные:
опираясь на знания учащихся о культуре Древней Греции:- обобщить знания учащихся о религии древних греков: рассмотреть пантеон богов и божеств, места обитания мифических существ и божеств; мифологические сюжеты;
- углубить знания о древнегреческом театре: комедии, трагедии, маски;
- сформировать представления о литературе древних греков: поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”, сюжеты поэм, главные действующие лица;
Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность учеников при помощи “домашнего задания” учащихся в конкурсе стенгазет “Гомер – создатель эпических поэм”;
- развить изобретательность учащихся при помощи конкурса “Вся жизнь театр, а люди в нем актеры”;
- содействовать развитию сообразительности и любознательности при помощи конкурса “Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея””;
- наблюдательности при помощи видео-конкурса “Мифы Древней Греции”;
Воспитательные:
- воспитать стремление к победе и активность среди учащихся;
- сформировать уважение к мнению других при командной работе;
- привить любовь к искусству и литературе
Оборудование:
презентация “Викторина: “Культура Древней Греции””, проектор и экран, заготовки масок, краски и фломастеры, ватман, картинки божеств и богов (См. приложение 2), картинки божеств и мифических существ с местами обитания (См. приложение 3), видео-отрывки из мультфильмов на тему “Мифы древней Греции” (См. приложение 4), карточки “Сюжетные линии поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”” (См. приложение 5).Литература для учителя:
- Немировский А.И. Нить Ариадны. В лабиринтах археологии/ А.И. Немировский – М.: Вече, 2007. 432 с.;
- Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. – Киев: СИНТО, 1993. 128 с.;
- Гомер. Илиада (сер. Литературные памятники)/пер. с др.-греч. Гнедич Н.И. – Л.: Наука, 1990. 574 с.;
- Гомер. Одиссея (сер. Литературные памятники)/пер. Жуковский В.А. – М.: Наука, 2000. 482 с.;
- Лосев А.Ф. Гомер. 2-е изд., испр. — М.: Молодая гвардия. 2006. 400 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей, вып. № 994);
- Каллистов Д.П. Античный театр. – Л.: Искусство, 1970. 177 с.
Литература для учащегося:
- Бутромеев В.П. Книга для чтения по истории Древнего мира и Средних веков в 5-7 классах общеобразовательных школ и гуманитарных лицеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 448 с.;
- Кун Н.А. Мифы Древней Греции – Москва: Эксмо, 2015. 240 с.;
- Всемирная история. Энциклопедия для детей Аванта+. Том 1. – Изд-во: Аванта+, 2004. 690 с.;
- Странствия Одиссея: отрывки из поэмы “Одиссея”/Гомер; пер. с др.-греч. В. Жуковского– М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. 40 с.
- Успенский Л.В. Мифы Древней Греции. – М.: АСТ; Зебра Е, 2008. 272 с.
I. Подготовительный этап: Формируется регламент мероприятия. Делается объявление о проведение викторины между 5 классами, указывается ее тематика – “Культура Древней Греции” - и дата. Указывается перечень “домашних заданий” на команду:
а) выбрать капитана;б) придумать название команды и ее девиз;
в) представить от каждой команды по стенгазете на тему “Поэмы Гомера – “Илиада” и “Одиссея””, где должна присутствовать информация о биографии Гомера, основные сюжетные линии поэм, их действующие лица;
г) прочитать перечень необходимой литературы (См. Литература для учащихся).
II. Организационный этап: принятие заявок команд на участие в викторине, формирование списка членов жюри. В качестве
жюри выбираются учителя, зам. директора по УВР. Они выбирают председателя жюри. Назначается ведущий-учитель.III. Проведение:
Ход викторины
Слайд №1. (См. приложение 1) Учитель-ведущий:
Приветствуем всех на исторической викторине “Культура Древней Греции”, которая определит то, как Вы усвоили учебный материал и как подготовились к ней. Викторина поделена на шесть конкурсов. Каждой команде за прохождение конкурса будут начисляться баллы. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Капитаны поочередно представляют свои команды, хором их члены объявляют девизы. Учитель-ведущий представляет учащимся жюри, а также зачитывает регламент. Объявление конкурсов.I конкурс: “Вся жизнь театр, а люди в нем актеры...”:
Слайд № 2. (См. приложение 1) Каждой команде раздают заготовки масок для театра. Задание будет заключаться в следующем: в течение викторины выделить по два человека от команды, “художников”, которые нарисуют маску трагедии и комедии. Команде 5-го “А” нужно будет нарисовать маску комедии, а команде 5-го “Б” - маску трагедии. А также объяснить, почему их маски оформлены подобным образом.
В конце викторины они представят их жюри и получат оценки. Задание оценивается в 1 балл.
II конкурс: Гомера – создатель эпических поэм:
Слайд № 3. (См. приложение 1)
Конкурс стенгазет двух команд:
Командам за неделю было объявлено о проведение викторины и дано групповое задание: представить от каждой команды по стенгазете на тему поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея”. Жюри представлены стенгазеты, которые требуется оценить. Критерии оценки могут быть разработаны, как организаторами, так и членами жюри. Конкурс оценивается в 1 балл.III конкурс: Боги греков.
Слайд № 4 (См. приложение 1).
Задание: Каждой команде раздаются листочки с картинками богов древних греков (См. приложение 2). Команды должны подписать под каждой картинкой имя бога или божества. После выполнения работы, капитаны команд должны будут отдать листочки жюри. За каждую правильно определенную картинку начисляется по 1 баллу.
Во время выполнения работы показываю презентацию (Слайд № 5-12 (См. приложение 1)). Слайды специально не подписаны, чтобы не давать подсказок, они должны только наводить на мысль. После сдачи работ начинается устная проверка.
Слайд № 12 (См. приложение 1).
По очереди просить команды называть богов в соответствии с картинкой. Последнюю картинку “Нимфы” называют ведущие, чтобы у команд было равное количество картинок.IV конкурс-пазл: Божества и Мифические существа.
Слайд № 13 (См. приложение 1).
Задание (Слайд № 14 (См. приложение 1)): Командам раздается по ватману, на которых наклеены места обитания мифических существ, ребятам остается лишь подобрать к ним картинки мифических существ или божеств (См. приложение 3), которые там живут, и объяснить, почему они поместили туда то или иное существо и божество.За правильно выбранные картинки команда получает по 1 баллу.
От каждой команды выходит представитель со своим ватманом, и жюри проверяет правильность выполнения задания. Для закрепления демонстрируются слайды № 15-18. (См. приложение 1).
V видео-конкурс: Мифы Древней Греции.
Слайд № 19. (См. приложение 1).
Каждой команде представят по два отрывка из мультфильмов на тему “Мифы Древней Греции” (См. приложение 5). Видео ряд: 1 отрывок — Тезей; 2 отрывок — Геракл; 3 отрывок — Прометей; 4 отрывок — Персей.Задание: Командам по очереди покажут по два видео-отрывка. Каждая из них должна будет определить, какой миф ей представлен, и назвать имена главных действующих лиц (героев, богов и т.д.). За каждый правильно выполненный отрывок команда получает по 2 балла.
VI конкурс: Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”.
Слайд № 20 (См. приложение 1). К
онкурс на знание сюжета поэм. Каждой команде раздаются карточки с отрывками сюжетов из двух поэм и первой строчкой из поэм (См. приложение 5). Задание: Команда должна будет восстановить в хронологическом порядке сюжеты обеих поэм и распределить первые строчки. Капитаны должны будут отдать ведущим разложенные по порядку карточки.После получения работ ведущие предоставляют каждой команде устно ответить, что получилось. Команда 5-го “А” разбирает сюжет “Илиады”, команда 5-го “Б” - “Одиссеи”. Слайд № 6. После жюри вместе с ведущим по слайдам № 21-22 (См. приложение 1) проверяют работы.
Подведение итогов по I конкурсу: “Вся жизнь театр, а люди в нем актеры…”
Слайд № 23 (См. приложение 1).
Двое членов жюри выслушивают и оценивают “художников”, остальные члены подсчитывают баллы за все конкурсы.IV. Подведение итогов.
Председатель жюри объявляет баллы команд за все конкурсы, дает оценку работе команд. Проводится награждение команд. Учитель-ведущий говорит заключительное слово.
Учитель-ведущий: Пришло время с Вами проститься. Ребята, Вы показали хорошие знания и умения по истории. Смогли погрузиться в удивительный мир античной культуры. Надеюсь, что эти знания будут помогать в дальнейшем изучении предмета.