Сегодняшние дети, к сожалению, мало знают о войне. Они знакомы с важными датами в истории нашей страны, знают о вкладе Казахстана в Великую Победу, но все это никак не связывают с конкретными людьми, живущими рядом с ними. Поэтому тема классного часа была выбрана не случайно – хотелось заинтересовать детей исследовательской работой, поддержать интерес к истории Родины, чтобы каждый маленький гражданин нашей страны смог почувствовать причастность своей семьи к Великой Победе.
Классный час проводился с учениками 4 класса. Это то время, когда учеников можно увлечь одним общим делом, заинтересовать чем-то новым, необычным.
Подготовка к классному часу проходила в несколько этапов:
- беседа о праздновании 70-летия Дня Победы;
- подбор материала о родных и близких – участниках Великой Отечественной войны;
- посещение Музея Боевой Славы в г. Семей;
- выставка рисунков “Мы рисуем Победу”.
Итогом классного часа была экскурсия в Сквер Победы, где ребята возложили живые цветы к Вечному огню.
При подготовке к классному часу учащиеся провели большую поисковую работу. Сначала они расспросили родных и близких о ветеранах Великой Отечественной войны в своих семьях и нашли документы из семейных архивов. Затем посетили Музей Боевой славы в г. Семей, в ходе которой узнали о земляках-семипалатинцах, внесших свой вклад в дело победы над фашистской Германией. Это помогло ребятам настроиться на предстоящий разговор о Великой Победе и почувствовать свою сопричастность к этому празднику.
Идея данной разработки может быть интересна всем, кто хочет сделать историю страны ближе и понятней для ребят, создать Бессмертный полк в своем классе или школе, узнать как можно больше об истории своей семьи, своего рода.
Методическая разработка классного часа
Классный час проходит в кабинете с интерактивной доской. Оформляется выставка рисунков и книг о Великой Отечественной войне, а также отдельный стенд с документальными материалами из семейных архивов, найденными учащимися. У каждого ученика пилотка и георгиевская лента. На классный час приглашены родители учащихся класса, их бабушки и дедушки.
Тема классного часа: Орден прадеда на ладони правнука.
Цель: на примере преемственности поколений показать участие каждой семьи в Великой Отечественной войне;
- создать Бессмертный полк из ветеранов Отечественной войны учащихся класса;
- воспитывать уважение к истории своей страны, своего рода.
Оборудование: видеоролик “Давным-давно была война”, презентация к классному часу, фонограмма песни “Прадедушка”, выставка документов из семейных архивов и книг о Великой Отечественной войне.
Ход классного часа:
1 слайд
Классный руководитель: Наш классный час посвящен 70-летию Великой Победы. На него мы пригласили ваших родных и близких.
2 слайд
- 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война, война против немецко-фашистских захватчиков. Дорогой ценой досталась она народу - 26 миллионов 600 тысяч погибших.
3 слайд
- Нет ни одной семьи, которую обошла бы война. В эти суровые годы около 1 миллиона 200 тысяч казахстанцев ушли на фронт. Из них погибли 410 тысяч человек, 125 тысяч – пропали без вести. На трудовой фронт на территории Казахстана было призвано 700 тысяч человек.
- Сейчас вы увидите фотографии той далекой военной поры. Каждая фотография – маленькая история того непростого времени. Внимательно послушайте песню и подумайте, кого авторы считают главными в этой войне.
4 слайд
Просмотр видеоролика “Давным-давно была война”.
5 слайд
- Кто был главным участником Великой Отечественной войны? (Солдаты)
- Вся тяжесть военной поры легла на плечи простого солдата. Он мерз в окопах, шел в атаку под пулями. И ваши родные тоже были на войне. Внимательно посмотрите на эти фотографии военных лет. Представьте себе на минуточку, что среди этих солдат на фотографиях были и ваши прадедушки и прабабушки – те, кого мы сейчас называем ветеранами Великой Отечественной. К сожалению, они сами не смогли рассказать вам о себе, о той далекой войне. Но вы постарались узнать о них от родителей, от близких.
6 слайд
- Каждый год 9 мая проходит парад Победы. Два года тому назад в нашем городе к рядам ветеранов присоединился один необычный полк, который назвали “Бессмертным”. В его рядах были дети и внуки участников войны. Они вышли на парад с портретами своих родственников – ветеранов Великой Отечественной.
- Как вы понимаете значение слова “бессмертный”?
- Почему же полк назвали “Бессмертным”?
– Пока жива память о человеке, его имя будет жить вечно, не зная смерти. Мы помним своих ветеранов, своих близких, поэтому для нас они бессмертны.
7 слайд
- На классный час вы принесли фотографии своих близких. Из таких людей, как ваши прадедушки и прабабушки собирается Бессмертный полк нашего класса. Сегодня мы познакомимся с его солдатами. И рассказывать о воинах полка будете вы – их правнуки.
- Проведем перекличку солдат Бессмертного полка нашего класса.
(Ученики по очереди встают и называют фамилию, имя, отчество ветерана)
Слайд 8
- Первым в строю Бессмертного полка гвардии младший лейтенант Жаксибеков Кадыр.
Ученица Габдрахманова Резеда
- Моего прадедушку зовут Жаксибеков Кадыр. Он родился в 1917 году. Когда ему было 24 года ушел на фронт. Получил ранение в плечо. Был награжден медалями “За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов”, “За взятие Берлина”, “За победу над Японией”, двумя орденами Красной звезды. Вернулся с фронта в 1945 году. Если бы я могла поздравить своего прадедушку с Днем Победы, я бы ему пожелала счастья, здоровья, чтобы он всегда был со мной. Я хочу сказать ему “спасибо!” за наше мирное время.
Слайд 9
- О своем прадедушке Власове Александре Филипповиче нам расскажет Аня.
Ученица Гончарова Анна
- Мой прадедушка Власов Александр Филиппович. Он родился 25 октября 1917 года. С июня 1941 года воевал на Ленинградском фронте. В 1946 году он принимал участие на параде на Красной площади в Москве. Если бы я встретила своего прадедушку, то сказала бы ему “Спасибо!” за то, что он нас спас.
Слайд 10
- Следующий в строю Бессмертного полка Серикболов Жумагали.
Ученик Матыш Алмас
- Мой прадедушка Серикболов Жумагали. В 1941 году его призвали в армию и отправили учиться в артиллерийское училище. Он его закончил в звании младшего лейтенанта. Он защищал Калиниград. У него много боевых наград. Если бы я мог, то сказал бы прадедушке “Спасибо!”.
Слайд 11
- В строю Бессмертного полка два ветерана Великой Отечественной – Синицын Даниил Михайлович и Парыгин Николай Иванович. О них нам расскажет Даниил.
Ученик Захаров Даниил
- Мой прадедушка Синицын Даниил Михайлович. С 1942 года он воевал на Белорусском фронте, командовал штурмовыми батальонами. В 1945 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Другой прадедушка Парыгин Николай Иванович во время войны был летчиком, летал на тяжелых бомбардировщиках. Если бы я мог, то поздравил своих близких с Днем Победы.
Слайд 12
- О своем прадедушке Жумагалиеве Жумагоже нам расскажет Аяулым.
Ученица Жумагожина Аяулым
- Мой прадедушка Жумагалиев Жумагожа в 29 лет пошел на войну. Воевал за город Кенигсберг. Вернулся с войны с боевыми наградами. Если бы я могла поздравить своего прадедушку с Днем Победы, я бы поблагодарила его на нашу мирную жизнь.
Слайд 13
- В строю Бессмертного полка Курносенко Евдокия Прохоровна.
Ученица Ляпунова Ангелина
- Моя прабабушка Курносенко Евдокия Прохоровна. Она родилась в 1921 году. Во время войны работала на Семипалатинском хлебозаводе, пекла хлеб для жителей города. Бабушка награждена орденом “Труженик тыла”. Если бы я встретила свою прабабушку, я бы ей сказала “Спасибо!” за то, что мы живем в такое мирное время.
Слайд 14
- Следующий в строю Бессмертного полка Жанбосынов Женбек Жанбосынович.
Ученик Майкибаев Ермек
- Мой прадед Жанбосынов Женбек Жанбосынович родился в 1921 году, он участник Великой Отечественной войны, воевал под Сталинградом. Вернулся с войны с орденом Ленина. Работал до пенсии на Семипалатинском мясокомбинате. Я хотел бы поздравить своих близких с великой Победой!
Слайд 15
- Рассказать о ветеранах своей семьи Злата пришла не одна, а со своей мамой.
- Мой прадедушка Владимир Иосифович Холодный во время Великой Отечественной войны был красным партизаном. Другой прадед Сидор Осипович Копылов участвовал в войне и был убит 8 апреля 1942 года. Был награжден посмертно. Если бы я могла поздравить своих прадедушек с Днем Победы, я бы пожелала счастья, здоровья, долгих лет и поблагодарила за победу, за мир, подаренный нам, за чистое небо над головой.
Слайд 16
- В строю ветеран Великой Отечественной войны – Мавлютов Мухсин Худайбердыулы.
Ученица Садыкова Азалия
- Мой прадедушка Мавлютов Мухсин Худайберды улы молодым ушел на фронт. Он прошел всю войну и с победой вернулся домой. У него много боевых наград. Если бы я смогла поздравить своего прадедушку с Днем Победы, я бы пожелала ему жить долго-долго и сказала “Спасибо!” за наше мирное небо.
Слайд 17
Классный руководитель
- К сожалению, не всем удалось найти фотографии ветеранов. Но память о них живет в семьях. О своем прадедушке Науршине Хази Давлетшиновиче нам расскажет Диас.
Ученик Бакенов Диас
- Мой прадедушка Науршин Хази Давлетшинович родился в 1909 году в Красноярском крае в селе Стерлитамак. В 1941 году был призван на Великую Отечественную войну. Погиб в 1942 году 3 июля в бою за деревню Михеево в Смоленской области. Если бы я мог, то обязательно поздравил бы своего прадедушку с Днем Победы. Я бы сказал ему, что хочу быть на него похожим.
Слайд 18
- Еще об одном солдате Бессмертного полка ветеране войны Сафиуллине Мухамеднабии Галиакпаровиче нам расскажет Ярослав.
Ученик Семенов Ярослав
- Мой прадедушка Сафиуллин Мухамеднабий Галиакпарович был участником Великой Отечественной войны. Он участвовал в сражениях под Москвой на Калининградском фронте. Погиб в 1943 году. Если бы прадед был жив, я бы ему сказал, что горжусь им, что благодаря ему и таким же, как он, мы родились и живем в свободной стране.
Слайд 19
- В строю Бессмертного полка Саджанов Мухаметжан.
Ученица Серикканова Дильназ
- Моего прадедушку зовут Саджанов Мухаметжан. Он прошел всю войну с 1941 до 1945 года, командовал пушкой. Во время войны получил ранение в голову. Победу встретил в Берлине. У моего прадедушки много наград – орден Красной звезды, медали “За отвагу”, “Освобождение Варшавы” и “Освобождение Берлина”. Я очень горжусь им. Спасибо ему за Победу!
Слайд 20
Классный руководитель
- Адема хочет поделиться с вами воспоминаниями о своем прадедушке, которые ей рассказал ее дед.
Ученица Муратбекова Адема
- Мой прадедушка Конурбаев Кабдулхаир был сапером. Он проверял пищевой склад, а возле входа оказалась мина. Она взорвалась, и дедушка получил много осколков. Один из них попал ему в сердце. Если бы я могла поздравить своего прадедушку, то я рассказала бы ему, как я живу, спросила бы его, трудно ли ему было на войне и поблагодарила бы его за победу.
Классный руководитель
- На сегодня перекличка Бессмертного полка нашего класса закончена. Спасибо всем, кто принял участие в поисках. Я надеюсь, что вы продолжите эту работу и количество солдат нашего полка увеличится.
- В память о ваших родных мы споем песню, посвященную прадедушке. Это будет подарком для всех ветеранов Великой Отечественной.
Слайд 21
Ученики исполняют песню “Прадедушка” (музыка А.Ермолова, слова М.Загота).
Слайд 22
- Спасибо всем, кто принимал участие в поисках солдат Бессмертного полка. Поздравляю всех с наступающим праздником – 70-летием Великой Победы и желаю мирного неба над головой.
- Сейчас мы отправимся в Сквер Победы, чтобы возложить цветы к Вечному огню, что горит в память о Великой войне.
Использованные ресурсы
- Видеоролик “Давным-давно была война” автор Тихонова Н.А. (с сайта http://easyen.ru/)
- Видеоролик песни “Прадедушка” (музыка А. Ермолова, слова М. Загота) автор Белозёрова Т.В. (с сайта http://easyen.ru/)