Цель: выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром. (Слайд №2)
Основные понятия: династия Рюриковичей, дань, подданство, христианство, полюдье, повоз, уроки, погост.
Оборудование урока:
- карта “Древнерусское государство в IX-XI веках”, (Слайд №3)
- CD-диск “Рюрики”
Литература:
- Тысячелетие введения христианства на Руси / Громова Е., Куренная Н., Ритчик Ю. Москва, 1993. — 240 с.
- Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. — М.: Алгоритм, 2007. — 336 с. — (Древнейшая история Руси).
Ход урока
1. Опрос и закрепление домашнего задания
1. Определите, что послужило причиной имущественного расслоения восточных славян?
2. Почему начинается распад родовой общины?
3. К чему привело имущественное расслоение у восточных славян?
Тестовое задание (Слайд №4,5)
А1. Какова была территория расселения восточных славян?
1) Восточная Азия
2) Западная Европа
3) Восточно-Европейская равнина
4) Прибалтика
А2. С каким занятием связаны слова “подсека”, “соха”; и “борона”?
1) с рыболовством
2) с бортничеством
3) со скотоводством
4) с земледелием
A3. Чем объяснялось распространение у восточных славян в Приднепровье переложной системы земледелия?
1) плодородием почвы
2) лесистостью края
3) использованием плуга
4) болотистой местностью
А4. Отрывок из сочинения византийского историка: “Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим” — свидетельствует о том, что у восточных славян в VI в.:
1) утвердились феодальные отношения
2) сохранился родоплеменной строй
3) сложилось государство
4) отсутствовало разделение труда между мужчинами и женщинами
А5. Вервь – это:
1) обычай кровной мести
2) территориальная (соседская) община у восточных славян
3) место поклонения языческим богам.
А6. Наиболее важные дела у славян решали:
1) Родовые владыки
2) кудесники
3) общий совет-вече
А7. В случае военной опасности с врагами сражались:
1) отряды наемных воинов из соседних стран
2) народное ополчение восточных славян
3) хорошо обученные отряды профессиональных славянских воинов.
А8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.
Славянское божество Олицетворение сил природы 1. Перун а 2. Ярило в
3. Стрибог б
A. Бог грома и молнии Б. Повелитель ветра
B. Бог солнца
Подведение итогов
Учитель. Тема нашего урока, а впрочем, я прошу вас назвать самим тему урока. А чтобы вам было проще это сделать, подумайте, кому посвящены следующие строки Владимира Сорокина
К тебе, о мой небесный покровитель,
Я в мыслях обращаюсь и в стихах.
Тебе, всея Руси родной креститель,
Я чувствую во всех своих делах
Ученик. Данные строки посвящены князю, жившему в конце IХ - начале Х века Владимиру I. В народе его еще называют Красным Солнышком.
Учитель. Да, действительно, в этих строках дан образ Владимира I
Основные даты урока (Слайд №6):
- 862г. Рюрик утвердился в Новгороде;
- 879-911- правление Олега;
- 907 и 911 гг.- походы Олега на Константинополь;
- 912-945 гг. – княжение Игоря;
- 945-964 гг. правление княгини Ольги;
- 964-972 гг.- правление князя Святослава;
- 972- 1015 гг.- правление князя Владимира;
- 988 год - крещение Руси
План урока. (Слайд №7)
1. Норманская теория
2.Установление династии Рюриковичей
3. Владимир - крещение Руси
4. Итоги и последствия крещения Руси
Прежде чем начать урок, ответьте на несколько вопросов:
1. Что вам известно о нормандской теории?
Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков.
Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными в Россию в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси.
Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Для возникновения государственности необходимы соответствующие условия, осознание большинством членов общества потребности в ограничении родовой власти, имущественное расслоение, зарождение племенной знати, появление славянских дружин и пр.
2. Как на Руси шло установление династии Рюриковичей? Почему именно к варягам обращаются русичи?
Невозможность решения внутренних проблем мирным путем вынудила восточных славян обратиться за помощью к варягам.
Приглашенные предводители рюриковской наемной (союзной) рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою — и гражданской власти.
С 862г. Рюрик, согласно “Повести временных лет”, утвердился в Новгороде.
(заслушиваются сообщения учащихся)
А). После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев и Киев стал центром объединенного государства.
В 907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя. В результате этих походов были заключены договоры с греками.
Б). После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях, произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945г.
(полюдье), в результате чего Игорь был убит. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Жестоко отомстив древлянам за мужа, Ольга вынуждена была пойти на упорядочивание сбора дани. Она установила “уроки” - размер дани и “погосты” - места сбора дани.
В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.
В). Во времена переполненного событиями княжения Святослава (964-972) Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под власть хазаров. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева.
После гибели в 971 году Святослава между его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года. (Слайд №8,9)
Мы подошли к теме нашего урока “Владимир Святой. Крещение Руси”.
Что нам известно о нем?
Ученик. Он был сыном князя Святослава и ключницы Малуши.
Ученик. Его воспитанием занималась бабка- княгиня Ольга (которая приняла христианство)
Ученик. В годы его правления началось строительство засечной черты на территории Белгородской области.
Ученик. При нем произошли изменения в алфавите.
Ученик. При нем Русь приняла христианство.
Перед Владимиром, как и перед его предшественникам, стояло ряд проблем. Владимир решал их очень быстро. (Слайд №10)
Проблема | Пути решения проблемы |
Отношение к религии | оставался язычником, ставил в Киеве новых идолов и приносил им жертвы. |
Управление страной | Владимир становится верховным властителем в стране. Историки характеризуют государство времен Владимира как раннефеодальную монархию |
Местное самоуправление | посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли |
Территориальная организация государства | Около 988 года Владимир провел административную реформу. Вождей племенных княжеств заменили в разных городах государства сыновья - наместники Владимира. Было навсегда сломано сепаратизм племенной верхушки. |
Разрешение приграничных вопросов | Князь приложил много усилий для укрепления рубежей государства. В конце 10 века была создана большая, сложная и разветвленная система валов, крепостей, укреплений городов, которая должна была защитить Русь от печенегов. |
Владимира смело можно назвать первым реформатором Руси. Первой по времени реформой Владимира была религиозная.
Вспомните, легко ли далось ли Владимиру это решение? (Слайд №11)
- Нет, был выбор между магометанской, иудейской веры, и христианством.
Может быть Владимир отказался бы вообще что-либо менять. Русь - языческая, вроде все устраивает, но Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию. "Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство в землях своего государства”. Произошло это в 988г. Владимир возвращает византийцам Корсунь в качестве выкупа за невесту (Анна-принцесса византийская) и возвращается в Киев. (Слайд №11-17)
Определите, какие цели преследовал Владимир, проводя данную реформу?
Задумав сблизить свое государство с Византией, украсить его блеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить по возможности местный быт к формам византийской жизни.
С другой стороны, как выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с ее блестящей обрядностью, законченными формами, прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью книжность, просвещение и искусство".
(Дополнительно просмотреть слайды) (Слайд №18-19)
4. Закрепление нового материала. (Слайд №20-21)
1. В чем историческая заслуга Владимира I?
2. Можно ли говорить о том, что его реформы, проведенные в этот период в России приблизили Русь к Европе?
Докажите.
Введение христианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Докажите или опровергните данное выражение.
Положительное.
1. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства.
2. Значительный толчок дала новая идеология развитию древнерусской культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться школы и мастерские по написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе.
3. Введение христианского вероисповедания ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и прочими государствами.
4. Укрепление семейных связей.
Во времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап в установлении государственности на Руси.
Отрицательные
1. Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. При этом была частично уничтожена русская культура, в которой сотни лет язычество играло важнейшую роль.
2. Были запрещены все языческие обряды и празднества (многие из них сохранялись долгое время или принимали церковную интерпретацию - например, Масленица) , некоторые образцы русского народного творчества, разрушены все культовые сооружения (идолы, капища) . Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.
Дополнительная информация (Слайд №22-24)
5. Домашнее задание параграф 3 стр.
6. Оценивание учащихся