Буква "Я" в словах и предложениях. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Единица содержания: способ определения места буквы Я в словах.

Цели урока:

обучающий аспект:

- уметь находить и различать слоги и слова с буквой Я, обозначающей один и два звука (познавательные универсальные учебные действия);

- читать и понимать прочитанное (познавательные универсальные учебные действия);

развивающий аспект:

- развивать монологическую речь при ответе на вопрос;

- развивать умение работать самостоятельно, осуществлять свою учебную деятельность, контролировать и оценивать её результат (регулятивные универсальные учебные действия);

- развивать фонематический слух, внимание при работе над выбором нужной буквы (познавательные и регулятивные универсальные учебные действия);

- развивать учебное сотрудничество в процессе парной работы с одноклассниками (личностные и регулятивные универсальные учебные действия )

воспитывающий аспект:  воспитывать культуру общения (коммуникативные универсальные учебные действия).

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  1. подготовительный этап;
  2. применение знаний;
  3. итог на рефлексивной основе.

Ход урока

Этап подготовки к активной учебно - познавательной деятельности
Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой.
Деятельность учителя

Слайд 1.

- Уважаемые первоклассники!

Сегодня на уроке мы отправимся с вами в гости к буквам. Вы готовы?

Слайд 2.

- Сегодня мы побываем с вами в городе

Азбукограде. Здесь на одной улице в одном доме живут две буквы.

Как вы думаете, какие это буквы: гласные или согласные? Почему?

- Давайте узнаем, что это за буквы.

Для этого отгадайте загадки.

Первая буква:

Произносите не вдруг Вы
Это слово, эту букву.
О себе рассказ начнёте,
Вот её и назовёте

Тема нашего урока сегодня будет:

“Буква Я в словах и предложениях”.

Деятельность учащихся

 

Ответы детей:

 

 

 

 

- Это домик гласных букв. Так как красным цветом на схеме мы обозначаем гласные звуки.

 

 

 

 

 

- Буква Я.

Постановка целей.
Деятельность учителя

Слайд 3.

- Ребята, вы знакомы с этой буквой?

Выберите слова, которые сегодня будут определять цели нашего урока:

  • Узнать
  • Повторить
  • Применить знания

- А что вы знаете про букву Я?

Деятельность учащихся

 

- Да.

Цели:

- Повторить про букву Я всё, что узнали на предыдущих уроках.

- Применить свои знания, выполняя задания.

- Эта буква может обозначать два звука, если стоит в начале слова или после гласной. А если она стоит после мягкой согласной, то обозначает один звук.

Этап применения знаний
Деятельность учителя

Хорошо.

Я думаю, что Ваши знания помогут Вам справиться со следующим заданием:

Слайд 4.

1. Как-то раз буква Я задумала посадить деревья. Но так, чтобы одном ряду были деревья, в названиях которых Я обозначает два звука, а во втором ряду – один звук.

Чтобы выполнить это задание быстро и правильно, мы с вами будем выполнять его в парах.

Какие правила нам необходимо соблюдать, работая в паре?

Внимание: перед ответом вам надо договорится, кто будет отвечать и доказывать, почему вы выбрали именно это место для посадки дерева.

Приложение 1.

Итак, в конвертах – изображение деревьев с их названиями.

Деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Повторение правил работы в паре.

Задание:

Разложите на парте картинки так, как посадила их буква Я:

  • в одном ряду деревья, где Я - .
  • а во втором ряду я - .

Проверка работы.

Слайд 5.

Почему буква Я посадила яблоню в первый и во второй ряд?

 

Работа в парах.

 

Дети проверяют работу:

1 ряд: Ясень, туя, акация, яблоня.
2 ряд: Вишня, рябина, вяз, яблоня.

- В слове яблоня две буквы Я. Первая обозначает два звука, а вторая – один.

2. Молодцы!

Теперь пришло время узнать, какая буква живёт в домике с буквой Я.

Слайд 6.

Внимательно слушайте загадку:

Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль буква хороша!
И хоть проста она на вид,
А начинает АЛФАВИТ.

- Ребята, а почему эти две буквы поселились в одном домике? Что у этих букв общее?

Слайд 7.

- Если буква Я может превращаться в звук [а], как же определить, где в словах мы будем писать букву А, а где - Я?

 

 

 

 

 

 

Буква А.

- Буква Я обозначает звук [а], если стоит после согласного.

 

 

- Буква А стоит после твёрдого согласного, а буква Я -после мягкого.

3. Следующее задание - это игра “ Буквы поменялись”.

Слайд 8.

Приложение 2.

Работать будем самостоятельно.

Внимание, задание:

Запишите, какие получатся слоги, если А встанет на место Я , а Я вместо А.

Вя —>

ня  —>

мя  —>

рад —>

лар —>

са —>

Проверка задания.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение задания.

Проверка задания.

Слайд 8.

Вя —>Ва

ня —>на

мя —>ма

рад —> ряд

лар —> ляр

са —> ся

4. Сейчас вы ещё раз поработаете в паре и выполните такое задание:

Надо собрать из полученных слогов слова.

Проверка задания.

Работа в парах.

 

Составленные слова: Вася, наряд, маляр

5. А теперь прочтите пословицу. В ней пропущено слово. Из слов, которые вы составили, выберите то, которое подходит по смыслу так , чтобы получилась пословица.

Зелёный __________ радует взгляд .

- О чём эта пословица?

Физминутка

Слайд 9.

Ребята, а где мы можем видеть зелёный наряд, о котором говориться в пословице?

 

- Это слово “наряд”.

 

 

 

 

- В парке, лесу, саду.

6. Вот и наши буквы А и Я посадили около дома сад и сочинили для вас целый рассказ.

Но прежде чем этот рассказ прочитать, вам надо грамотно поставить буквы А или Я вместо пропусков в предложения.

Слайд 10.

Приложение 3.

Задание: Вставить буквы А или Я на месте пропусков букв.

(Индивидуализированная работа).

Карточки с предложениями:

№1.

Дети вз..ли лоп..ты. Закипела работ.. .

№2.

Реб...т... выкопали ...мки.

№3

Посадили реб...т... смородину, сливы, и ...блони.

№4.

Будет с..д у реб...т. Будет белая и кр...сная смородина, будут ....блоки и сливы.

Как вы думаете, как или где можно проверить правильность вашего выполненного задания?

Самопроверка:

Азбука стр. 115. Рассказ “Сад”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно читают предложения и вставляют пропущенные буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Чтение учащимися тех предложений, в которых они вставляли пропущенные буквы.

7. Чтение рассказа "Сад".

Беседа после чтения:

- Как вы понимаете выражение “Закипела работа?

- Как звали детей в рассказе?

- Какие ягоды и плоды собрали ребята в своём саду?

- Что делали ребята?

- Как называется сбор фруктов, ягод, овощей?

 

Ответы детей:

- Все ребята дружно взялись за работу.

- Вася, Коля.

- Смородина, слива, яблоки.

- Копали, сажали, поливали.

- Урожай.

Итог на рефлексивной основе.
Сейчас соберём урожай в нашем классе.

- Какое знание хотели проверить буквы Я и А?

- Как мы проверяли свои знания?

 

Слайд 11.

Итак, на доске - корзина. Наполним её яблоками:

- все ребята, кто справился со всеми этими заданиями, кладёт в корзинку спелое красное яблоко,

- кто затруднялся при выполнении заданий и допускал ошибки – зелёное.

Слайд 12.

 

-Умение определять, где пишется буква Я, а где пишется А.

- Выполняли задания: определяли, где в каких словах буква Я обозначает один звук, а в каких два звука; составляли слоги, вставляли пропущенные буквы, читали пословицу и рассказ, отвечали на вопросы.

Дети кладут в корзину яблоки.