Урок технологии: Работа с бумагой и картоном.
Тип урока: Урок объяснения нового. Работа в технике “Оригами”.
Цели и задачи:
Образовательные:
- научить изготовлять рыбок из цветной бумаги в технике “Оригами”, применяя деятельностный подход в обучении и групповые методы работы;
- продолжить работу над формированием общеучебных умений по обработке бумаги при изготовлении объёмной аппликации;
- осуществлять междисциплинарные связи: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и ИКТ, музыка и музыкальная литература, технология (ручной труд).
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира и чувство прекрасного, воображение и фантазию учащихся;
- развивать логическое мышление, умение видеть обобщённо форму естественных предметов;
- развивать мелкую моторику кистей рук учащихся;
Воспитательные:
- воспитание любви и бережного отношения к природе и древнему японскому искусству “Оригами”;
- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи при выполнении работы в парах и группах.
Оборудование и материалы:
Для учителя:
- Образец готового изделия.
- Презентация: Этапы изготовления рыбки в технике “оригами”.
- DVD “Обитатели коралловых рифов”; мультфильм “Немо”.
- Проектор, ПК “Макbook”, интерактивная доска для демонстрации.
- Фотовыставка “Рыбки-ангелы, рыбки-бабочки, аквариумные рыбки”.
- CD Музыкальный фрагмент из балета Р. Щедрина “Конёк - горбунок” - отрывок “Золотые рыбки”; музыкальный фрагмент “Море” из оперы Римского – Корсакова “Садко”; “Золотая рыбка” муз. Н.Потоловского, стихи К.Бальмонта.
Для учащихся:
1. Готовый фон морского дна с водорослями (из цветной бумаги)
P.S.Размер фона зависит от методов работы над аппликацией:
- на альбомном листе (А4) выполняется индивидуальная работа
- в парах, в группах – на листе формата А3
- коллективная работа всего класса - на большом листе ватмана;
2. Цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, фломастеры.
Ход урока
Организационный этап: Проверка готовности класса к уроку, сообщение темы и цели урока.
Учитель: - Сегодня на уроке мы должны научиться делать аппликацию, используя технику - оригами. Искусство складывания различных предметов из бумаги зародилось в Японии более тысячи лет назад. Наша цель - сделать рыбок, используя эту древнейшую технику работы с бумагой.
На доске открывается тема урока: Аппликация “В подводном царстве”. Звучит музыкальный фрагмент “Золотые рыбки” Р.Щедрина.
Основной этап: Подготовка к УПД на основном этапе урока, актуализация опорных знаний, формирование познавательных мотивов
Учитель: - Сегодня мы отправляемся в гости к самым красивым рыбкам на Земле, обитателям тропических морей и коралловых рифов. Посмотрите на них. ( Обращение к фотовыставке).
Звучит тема моря из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”. Учитель на фоне музыки читает: “ В третий раз закинул старик невод, пришёл невод с золотою рыбкой…” (А. С. Пушкин)
Учитель: - Какой вы представляете себе эту рыбку?
Дети отвечают: - Золотая рыбка очень красивая и добрая.
Учитель: - А.С. Пушкин сделал рыбку главной героиней сказки, наделил её не только красотой, но и добротой. “Красота спасёт мир” - говорили древние, она несёт добро и счастье. Такие рыбки встречаются в природе. Живут они в прибрежной полосе морей у коралловых рифов, в прозрачной воде. Это удивительные рыбки небольшие, со сжатым с боков телом и маленьким ртом. Они отличаются очень яркой многоцветной окраской, фантастически сочетающие контрастные оттенки всех цветов радуги. Они как прекрасные цветы! Поэтому их назвали рыбы-бабочки, рыбы-ангелы. Часто этих рыб содержат в морских аквариумах для украшения интерьера.
Демонстрация видео сюжета из фильма “Обитатели моря” (коралловые рыбки).
Учитель: - В Японии этих рыбок делали из разноцветной бумаги. На тоненьких ниточках подвешивали рыбок к светильникам, чтобы в дом пришло счастье. Красота освещает мир, приносит добро, благополучие и счастье! – считают японцы. Я хочу, чтобы и в ваших домах поселилось счастье, поэтому, сегодня мы научимся делать этих красивых рыбок. Работать будем в технике мастеров Древнего Востока, в технике “оригами”, что в переводе с японского означает “складывание бумаги”, научимся складывать рыбок-ангелов.
Этап усвоения новых знаний: Изготовление пробного образца по таблице-инструкции (Последовательность изготовления объясняется и демонстрируется на таблице.)
Схема изготовления оригами:
1) Приготовьте квадрат. Согните и разогните квадрат по диагоналям
2) Далее сложите квадрат пополам и загните внутрь правый и левый верхние углы
полученного треугольника. Они должны загнуться по намеченным нами ранее линиям сгиба
3) Вырежьте хвостик у рыбки, как показано на рисунке
4) Нарисуйте глаза и чешую.
Этап первичного закрепления новых знаний
1.Начертить квадрат 5 х 5см, вырезать сразу три таких разноцветных квадрата;
Изготовление рыбок разных размеров
Музыкальная физкультминутка. Звучит песня “Золотая рыбка” (дети танцуют)
1.
В замке был веселый бал, музыканты пели.
Ветерок в саду качал легкие качели.В замке, в сладостном бреду, пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду Золотая рыбка.И кружились под луной, точно вырезные,
Опьяненные весной, бабочки ночные.Пруд качал в себе звезду, гнулись травы гибко,
И мелькала там, в пруду Золотая рыбка.
Припев: Рыбка, рыбка, золотая рыбка дарит людям радость и улыбку - 2 раза
2.
Хоть не видели ее музыканты бала,
Но от рыбки, от нее, музыка звучала.Чуть настанет тишина, золотая рыбка
Промелькнет, и вновь видна меж гостей улыбка.
Припев: Рыбка, рыбка, золотая рыбка дарит людям радость и улыбку - 2 раза
3.
Снова скрипка зазвучит, песня раздается.
И в сердцах любовь журчит, и весна смеется.Взор ко взору шепчет: “Жду!” так светло и зыбко,
Оттого что там в пруду — Золотая рыбка.
Припев: Рыбка, рыбка, золотая рыбка дарит людям радость и улыбку - 2 раза
Самостоятельная работа учащихся: аппликация “В подводном царстве”. Звучит фоновая музыка - фрагмент “ Золотые рыбки” Р.Щедрина.
Подведение итогов урока: Выставка работ.
В заключение звучит песня “Золотая рыбка” - последний куплет с припевом.
Рыбки-бабочки и рыбки-ангелы в технике “Оригами”: а) аппликация; б) подвески
а) аппликация
б) подвески
Справочный материал:
1. “Оригами” Искусство складывания из бумаги, Московский Центр Оригами, М, 2005г.
2. Т. Н. Проснякова “Технология. Уроки мастерства”, Самара, Изд. “Учебная литература”, ИД “Федоров”, 2009
3. Н.М. Конышева “Чудесная мастерская” Учебное пособие по художественному труду для 1 класса начальной школы, М, “Дрофа”, 2012, с.20-22
4. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах”, серия “Родничок”, библиотека “Поможем детям учиться”, Изд “Арктоус””, Тула, 2011
5. “Оригами”. Рыбки. Технологическая карта урока. 2014, Интернет ресурс.
6. Жизнь животных. Том 4. Ланцетники, Круглоротые, Хрящевые рыбы, Костные рыбы / под ред. Т. С. Расса. — 2-е изд. — 5. — М.: Просвещение, 2003. с. 201—202