Цели:
Предметные:
- Актуализация знаний о единицах русского языка через ранее полученные знания учащихся о слове, словосочетании, предложении;
- Создать условия для наблюдения за особенностями связи имен существительных и имен прилагательных.
Метапредметные: формировать умения ставить познавательные цели, искать и выделять нужную информацию.
Личностные: развивать самоопределение (мотивацию учения), коммуникативные универсальные действия (контроль, оценка действий, коррекция поведения); креативное мышление, устную и письменную речь, учить видеть красоту русского языка, умения правильно и точно использовать в речи существительные и прилагательные.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за товарищей, умения подчиняться правилам сотрудничества в работе, самоорганизации, взаимопомощи, любовь к Родине, родному краю, бережное отношение к природе.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Оборудование: рисунок солнышка со съемными лучиками, листики с буквами, карточки с текстом, рисунки с фразеологическими оборотами, запись мелодии П.И.Чайковского “Осенняя песня”, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. (Слайд 1)
В школьных коридорах прозвенел звонок
И пора настала нам начать урок.
Мы отбросим прочь веселье, примем
Мы серьезный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит.
- Мы снова будем исследовать тайны русского языка. Вы готовы?
Наш урок я хочу начать с мелодии П.И.Чайковского “Осенняя песня” (Фонограмма 1)
- Какие чувства и мысли вызвала у вас эта мелодия?
- Ребята, а как вы думаете, почему чувства грусти и печали? Солнышко светит не так уже ярко как летом. У нас в классе тоже появилось солнышко. Только лучики у него не такие длинные. А, чтобы продлить жизнь лучикам, я предлагаю разгадать загадки. (Слайд 2)
1.
Ночи темные, дни холодные
Листья пожелтели, птицы улетели,
Мелкий затяжной дождь поливает
Как это время народ называет? (Осень)
2. Как называется явление природы, когда осенью деревья сбрасывают листья? (листопад)
3.
Бродит одиноко
Желтенькое око.
Всюду, где бывает
Взглядом согревает. (солнце)
4. Понижение температуры осенью? (похолодание)
5.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
6. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)
(Учащиеся отгадывают загадки, ответы-лучики прикрепляют к солнышку, получается солнышко с красивыми лучиками)
- Получилось настоящее осеннее солнышко. А что написано на каждом лучике? (Слова)
- Какая это часть речи? (имя существительное)
- С какой частью речи имена существительные употребляются? (с глаголом, им. сущ., им. прилаг.)
- Что можно составить при помощи слов? (предложение, словосочетание)
- Ребята, над какой темой мы начали работать на прошлом уроке? (отвечали на вопрос Что приказывает имя существительное имени прилагательному?)
- Мы до конца ответили на этот вопрос? (нет)
- Сегодня продолжим отвечать на вопрос
Что приказывает имя существительное имени прилагательному?
(Слайд 1 тема)
- Какие перед собой поставим задачи?
1. Продолжить работу над исследованием словосочетаний, в которых имя существительное главное.
2. Научиться грамотно, составлять словосочетания.
3. Развивать орфографическую грамотность.)
- Вернемся к нашему солнышку и проведем исследование словосочетаний
- Возьмем три лучика с именами существительными и составим словосочетания со словом золотой.
- Но нам надо вспомнить некоторые особенности словосочетаний. (если дети ничего не скажут, то... смотри слайд)
(слайд 2)
- Запишем словосочетания, а для этого откроем тетради. Каллиграфически правильно запишем число, классная работа. Что значит каллиграфически правильно?
- Постарайтесь весь урок так писать:
Золот.. осень
Золот.. листопад
Золот .. солнце
- Выделите окончания прилагательных. Почему они разные? (разный род у имен существительных):
- Кто командует именем прилагательным? (имя существительное)
- Как оно командует? (измени род)
- Погода замечательная, поэтому предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в осенний лес.
(слайд 3)
А чтобы наше путешествие прошло удачно, нужно работать дружно.
Давайте повторим правила сотрудничества: (Слайд 4)
- Терпеливость
- Доброжелательность
- Вежливость
Хороший результат каждого
- Мы заходим в осенний лес (слайд 5) и видим множество тропинок. На этих тропинках написаны словосочетания, но лесные звери что-то здесь напутали. Ребята, посмотрите, может вы что-то заметите и исправите ошибки!
На доске текст:
Наступила золотое осень. Стоит отличный погода. На пруду в воде плавают осенняя листья.
- В чем ошибка? Запишите словосочетания, в которых допущены ошибки. Проверяем.
- Каково значение этих словосочетаний? (предмет и его признак).
- Что приказывает имя существительное имени прилагательному? (быть с ним в одном роде.)
- Исследуйте последнее словосочетание. (осенние листья)
- Что нового заметили? (множественное число)
- Значит имя существительное приказывает имени прилагательному стоять в том же роде и числе, что и имя существительное.
- Какая часть речи является главным словом в данных словосочетаниях? (имя существительное)
- Открываем учебник на стр 50 Упр 103. Читаем задание
- Что за разноцветные кораблики в пруду? (листья)
- В каких словах нужно решить орфографические задачи? Какое слово вам непонятно? (Флотилия – несколько судов, часть флота)
Разноцветные кораблики (нет корабликов)
- Какое слово ещё осталось? (сегодня)
- Можете решить орфографическую задачу в этом слове? (нет)
- Что делать, если не можем объяснить правописание слова? (обратиться к словарю)
- Запишите его и запомните.
- Выпишите словосочетания, в которых есть формы одного и того же слова: (на доске)
Разноцветные кораблики
Разноцветных корабликов
- Отметьте ту часть слова, которая изменилась. (окончание)
- Почему оно изменилось? (изменился падеж имени существительного)
- Что приказывает имя существительное имени прилагательному, когда оно является главным членом словосочетания?
- Какой вывод нашего исследования? Давайте сравним его с мнением авторов нашего учебника. (стр 51)
- Какое новое слово предлагают ученые? (раньше было приказывают, а теперь согласуются в роде, числе, падеже)
ФИЗМИНУТКА (Слайд 6 )
Мы листики осенние (покачивают руками над головой) На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели, (руки в стороны) Мы летели, мы летели И на землю сели. (присели) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (плавное покачивание руками вверху над головой) Закружились, полетели И на землю снова сели. (дети садятся по местам)
Игра “Какое прилагательное?” Устная работа в парах:
(Слайд 7)
До ....ого дерева По ...ому берегу К ...ему дождю Над ...им озером В ...ой корзине С ....ым облаком
- Что вам подсказало какое прилагательное выбрать? (вопрос)
- Проверим (слайд 8) МОЛОДЦЫ!
- А что говорят авторы учебника? Прочитайте выделенную часть второго правила.
Орфографическая минутка
- Подул ветер, (слайд 9) он принес вам на парты листочки. Зачеркните не словосочетания.
Поздняя осень, кленовый лист, летят разноцветные, желтая березка, у пруда, веселый листопад.
- Решите орфографические задачи.
Работа по вариантам:
- 1 вариант – м.р.
- 2 вариант – ж.р.
Самопроверка (слайд 10)
- Проверьте и поставьте себе оценку.
Рефлексия (слайд 11)
- Закончи фразу:
Имя прилагательное согласуется с именем существительным........
Вопрос от главного слова к зависимому подсказывает ... (окончание).. имени прилагательного
- Ребята, как по другому можно задать Что приказывает имя существительное имени прилагательному? (Как согласуется имя существительное с именем прилагательным?)
- Как вы думаете, а именем существительным можно командовать?
- Это мы узнаем на следующем уроке.
(слайд 12)
- Было интересно.....
- Было трудно.....
- Теперь я знаю.....
Оценивание с комментированием.
Домашнее задание стр 52 упр 107 списать продолжение осенней зарисовки о флотилии.