Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью изучения нового вида многогранника – пирамиды, её элементов.
Задачи урока.
Предметные:
- создать условия для формирования представлений о пирамидах;
- обеспечить усвоение учащимися знаний об элементах пирамиды, развитие познавательного интереса через творческую активность, исследовательскую деятельность на основе умения делать обобщения по данным, полученным в результате исследования;
- развитие эмоционально-положительного отношения к изучению математики, пространственного воображения;
- воспитание волевых качеств, настойчивости, целеустремлённости.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно строить речевое высказывание в устной форме; производить сравнение и классификацию предметов; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- коммуникативные: формировать способность точного употребления слов в речи;
- регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы; формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; контролировать и оценивать результаты собственной деятельности;
- личностные: иметь представления о ценности и уникальности пирамид, формировать учебно-познавательные мотивы и учебно-познавательный интерес к материалу.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: демонстрационные модели пирамиды, карточки для работы в группах, презентация
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. | - Добрый день, друзья! Я рада
видеть вас и хочу начать работу с вами! - Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Ну-ка покажи, дружок! - Мы начинаем наш урок. - Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке выполнить поставленные цели и сделать для себя маленькое открытие. (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.) - Сегодня мы совершим путешествие во времени. Слайд. Фараон Джосер повелел создать для себя необычную гробницу, похожую на гигантскую каменную лестницу, по которой фараон после смерти должен был подняться на небо. Его замысел воплотил в жизнь великий египетский зодчий Имхотеп. Правившие после Джосера фараоны тоже строили себе ступенчатые пирамиды, пока фараону Снофру не пришла в голову мысль выстроить для своей гробницы не ступенчатую, а гладкую пирамиду. Слайд. Вслед за Снофру Древним Египтом правил его сын, фараон Хуфу, или, как мы его привыкли называть, - Хеопс. За 23 года своего правления он сумел выстроить самую грандиозную и удивительную пирамиду, которую мы называем первым чудом света. Пирамиды – самое грандиозное из всех чудес света. Построенная около 2600 г. до н.э., она имеет высоту 146 метров, состоит из 2300000 каменных блоков, каждый весом примерно 3 тонны. Даже сегодня при современных машинах и механизмах выстроить такую громадную пирамиду было бы нелегко. - Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? - Мы сегодня должны узнать много интересного об этом чуде света и научиться моделировать пирамиды. - Постараемся сегодня поработать на “5”, узнать новое и показать, чему мы уже научились. |
Регулятивные: волевая
саморегуляция. Рассаживаются за парты. Отвечают на вопросы учителя.
Дети слушают и пытаются определить тему урока.
Дети ставят учебные задачи урока. (Регулятивные УУД) |
II. Подготовка к работе на основном этапе | Работа с презентацией: Устный
счёт - Итак: тема урока “Пирамида”. - Запишите, пожалуйста, число в тетради. - Пирамида. У кого-то это слово ассоциируется с Египетскими пирамидами, но такие сооружения созданные человеком встречаются и в Центральной Америке, на острове Тенериф, на фоне гималайского хребта выделяется пирамидальное образование, созданное природой, пирамидальная форма широко используется в архитектуре, например во Франции, в Германии. - Мы с вами рассмотрим пирамиду с математической точки зрения. - Что мы можем узнать о пирамиде? (Познакомиться с понятием пирамида, ее элементами, свойствами, решить простейшие задачи) - Итак, цель урока изучить пирамиду. - Где нам это может пригодиться? Попробуйте сформулировать определение пирамиды. (Многогранник). - Сравним наши выводы с материалом в учебнике: стр. 139. |
(Познавательные, личностные УУД)
Рассуждают о необходимости изучения пирамиды (Коммуникативные УУД) |
III. Работа на основ- ном этапе. | - Очень важно знать не только
многогранники, но и предметы, имеющие форму
многогранника. - Сегодня на уроке нас ждут великие дела… (Слайд) Работа в группах. №1 с. 139 учебника. У детей: карточки. Охарактеризуйте пирамиду по следующим критериям: 1. Количество вершин: ____ 2. Количество боковых граней: ____ 3. Количество рёбер: ____ 4. Форма основания: _____ 5. Название пирамиды: №3 с. 139 Коллективное обсуждение. С. 140 № 4 моделирование пирамид с помощью спичек и пластилина. Работа в группах. Выполнение заданий в печатной тетради с. 80 № 256. Взаимопроверка |
(Познавательные: общеучебные:
применение методов информационного поиска; логические:
построение логической цепи рассуждений, анализ,
синтез.)
Работают в группах с моделями пирамид. Выполняют задания. (Коммуникативные: умение выражать свои мысли)
Отчёт групп о проделанной работе.
Коллективное обсуждение (Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание). Моделирование.
Поиск и раскрашивание пирамид. (Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.) |
IV. Физминутка. Гимнастика для глаз | Упражнение проводят подготовленные учащиеся | Выполняют движения |
V. Включение в систему знаний и повторение. | Учебник: стр.141 задание № 7
А теперь поработаем в парах. №9 с. 141. |
(Познавательные: общеучебные:
применение методов информационного поиска;
умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание). Ответы на вопросы в учебнике. Работают в парах (Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества со сверстниками) |
VI. Итог урока Рефлексия |
Что узнали для себя нового? О чём (о ком?) хотите ещё узнать? - Где пригодятся полученные на уроке знания? Что на уроке вам понравилось больше всего? С каким настроением покидаете урок? |
(Личностные и познавательные УУД
общенаучные: умение структурировать
знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.) Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке |
Домашнее задание | На слайде | Записывают задание |
Литература
- Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: учебник для 4 кл. часть 2. – М.: Вента-Граф, 2012.
- Авторская программа “Математика” /автор В.Н. Рудницкая. (Сборник программ к комплекту учебников “Начальная школа XXI века” под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва: Издательский центр “Вентана-Граф” 2013 г.)
- Рудницкая В.Н. Рабочая тетрадь “Математика” № 1. 4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2014.