Цель:
Обучающая:
- формирование у учащихся представление о рельефе дна Мирового океана, основных формах рельефа (шельфе, материковом склоне, островных дугах, глубоководных желобах, океанических котловинах, срединно- океанических островах), факторах влияющих на образование рельефа;
Развивающая:
- развитие умения работы с географической картой;
Воспитательная:
- формирование познавательного интереса к изучению географии и развитие любознательности;
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный материал
- учебник 6 класса, атлас 6 класса, карточки с заданиями, настенная физическая карта полушарий, презентация мультимедиа “Рельеф дна Мирового океана”.
I Введение
Организация класса.
II Проверка домашнего задания по теме “Равнины и горы суши” (Слайды 1-10)
1. Индивидуально письменное задание (слабым ученикам).
Карточка №1
1 Чем гора отличается от холма?
2 Как называется самая высокая вершина Земли?
Карточка №2
1 Пользуясь физической картой России, приведите примеры горных хребтов и горных систем.
2 Какое значение имеют равнины в жизни человека?
Карточка №3
1 Все неровности земной поверхности образуют:
а) горы; б) равнины; в) рельеф; г) впадины.
2 Если на Кавказе это гора Эльбрус, то на Урале – это:
а) Белуха; б) Победа; в) Народная; г) Казбек.
3 Горы, расположенные в ряд, образуют:
а) горную долину; б) горную систему; в) горную вершину; г) горный хребет.
Карточка №4
1 К высоким горам не относится:
а) Уральские; б) Гималаи; в) Анды; г) Кавказские; д) Тянь-Шань.
2 Горы, расположенные в ряд, образуют:
а) горную долину; б) горную систему; в) горную вершину; г) горный хребет.
3 “Посреди нашей страны, словно пояс узорный, протянулся хребет. Тысячу лет назад его так и называли – Каменный пояс. Реки стекают с хребта и на запад – в Европу, и на восток - в Азию”. О каком хребте идет речь?
а) Верхоянский; б)Кавказ; в)Уральские горы; г)Тянь-Шань.
Карточка №5
1 Выберите из перечисленных географических объектов три возвышенности :
а) Среднерусская; б) Прикаспийская; в) Амазонская;
г) Приволжская; д) Тянь-Шань;
е) Валдайская; ж) Сахара.
2 Дополните.
Толчки и колебания земной поверхности, вызванные разрывами и смещениями в литосфере, называются......
3 Выберите из перечисленных географических объектов три низменности:
а) Среднерусская; б) Прикаспийская; в) Амазонская;
г) Приволжская; д)Барабинская; е) Валдайская.
2 Индивидуально письменное задание (сильному ученику).
Карточка №6
1 Высота высочайшей горы Марса более чем в 2 раза превосходит высоту Джомолунгмы. Почему?
2 Определите на каких равнинах располагаются точки земной поверхности с географическими координатами: а) 55°с.ш; 83°в.д., б) 15°ю. ш.; 48° з.д.
III. Фронтальный опрос
1 Что такое рельеф?
(Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности)
2 Назовите формы рельефа суши?
(равнины, горы)
3 Послушайте описание и определите, о какой форме рельефа повествует отрывок.
“Высоко в небе взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами...”
(Горы)
4 Что такое горы?
(Горы –обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот)
5 Какие горы бывают по высоте?
(Низкие - до1000 м, средние - от 1000 до 2000 м, высокие - от 2000 м)
6 Послушайте описание и определите, о какой форме рельефа повествует отрывок А.Майкова.
“В телеге еду по холмам;
Порой для взора нет границ...
И всё поля по сторонам,
И над полями стаи птиц...
Я еду день, я еду два —
И всё поля кругом, поля!”
(Равнина)
7 Что такое равнины? Какие виды равнин по характеру поверхности вы знаете?
(Равнины - обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью)
8 Определите описание какой равнины дается в стихах:
1)
“А там поля, опять поля.
Порой ручей, порой овраг,
А там поля, опять поля,
И в золотых опять волнах
С холма на холм взлетаю я”...
(холмистая равнина)
2)
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади,
Равнина - на север,
Равнина - на юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг ”...
(плоская равнина)
9 Какие равнины бывают по высоте.
(низменности до 200м, возвышенности - от200-500 м, плоскогорья - от 500м.)
IV Изучение нового материала
Объявление темы и постановка задач
1 На слайде загадан ребус. (Слайд 11) Учащиеся разгадывают ребус и записывают тему в тетради. (Слайд 12)
2 План урока (Слайд 13):
- история изучения рельефа дна Мирового океана;
- формы рельефа дна Мирового океана;
- процессы, образующие рельеф дна Мирового океана
3 История изучения рельефа дна Мирового океана
а) Первые сведения об океаническом дне были получены в результате промера глубин вблизи известных островов, который производился с помощью ЛОТА (старинный прибор, состоящий из троса с грузилом на конце). Ф.Магеллан попытался- и конечно, потерпел неудачу- достать дно Тихого океана, используя канат длиной 370 м. (Слайд 14)
б) Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ. Этот прибор действует используя эффект обычного эхо. Если крикнуть в лесу, то можно услышать как крик возвращается обратно. Так же и эхолот. Эхолот состоит из излучателя и приемника. Излучатель испускает звуковые волны. Звуковая волна доходит до препятствия и возвращается обратно. Эту звуковую волну и улавливает приемник. Эту звуковую волну и улавливает приемник. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде можно определить глубину океана в данной точке. Зная как изменяются глубины по маршруту корабля, можно сделать вывод об изменении рельефа дна. (Слайд 15)
в) Первая карта дна океанов появилась после кругосветной экспедиции британского корабля “Челленджер” в 1872-1876 гг. Экспедиция “Челленджера” опровергла представление о том, что океаническое дно- это ровное песчаное пространство, усеянное островами. (Слайд 16)
г) С помощью подводных лодок батисфер, батискафов ученые могут изучать и фотографировать рельеф дна океана. В наше время стало возможным изучать рельеф дна с помощью космических летательных аппаратов. Оказалось что на снимках, полученных с искусственных спутников, виден подводный рельеф, “просвечивающий”- сквозь толщу воды с глубины сотни метров. Данные о составе пород, слагающих дно океана, получают с помощью глубоководного бурения. В 1968-1971 со специального судна “Гомар - Челленжер” было осуществлено подводное бурение в районе Азорских островов.
Исследование океанов с помощью современных методов исследования позволили получить полное представление о рельефе дна Мирового океана и его строении. (Слайд 17)
4 Формы рельефа дна Мирового океана
а) Мы с вами говорили, что разделение земной поверхности на материки и океаны не случайно, оно зависит от строения земной коры. Материковая земная кора состоит из 3 слоев. Океаническая земная кора состоит из 2 слоев. (Слайд 18)
Граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами и называется подводной окраиной материков. В основании океанической земной коры находится ложе океана. Место соприкосновение материковой и океанической земной коры называется переходной зоной.(работа с схемой)
б) Шельф, или материковая отмель, - (от англ. Shelf – букв “полка”) – мелководная часть подводной окраины материков и островов, имеющая относительно выровненную поверхность и незначительные уклоны. Нижняя граница шельфа проводится по изобате 200 км. На материковой отмели можно видеть продолжение форм суши – русла рек. Ее поверхность покрыта осадочными обломочными горными породами, принесенными с суши реками или образовавшимися при разрушении берегов волнами. На шельфе добывают полезные ископаемые - нефть, природный газ и некоторые другие. Здесь находится основная зона мирового рыболовства. Шельф имеет различную ширину . (Слайды 19-21)
Следующая форма рельефа дна мирового океана - это материковый склон. (Слайды 22,23)
Материковый склон.- часть океанического дна, переходная от шельфа к ложу океана. Средние глубины от 200 до 3600 м. Имеет крутые склоны, ступенчатый, рассечен каньонами (являющиеся продолжением речных долин- Гудзон, Инд, Конго и др.) Для материковых склонов характерна повышенная сейсмичность, активны оползни.
На подводной окраине материков расположены острова, которые называются материковыми островами.
Задание: работа с картой полушарий стр.14-15 атласа.
1. С помощью шкалы глубин определите по карте полушарий, в каких океанах площадь шельфа самая большая. (В северном Ледовитом – ......и Атлантическом океанах - .....).
2. Виден ли на картах крутой материковый склон? Как вы его нашли?
в) Между подводной окраиной материков и ложем океана расположена переходная зона, имеющая очень сложный расчлененный рельеф. Она включает островные дуги и особые формы рельефа - глубоководные океанические желоба.
Островные дуги - молодые горные сооружения близ окраин материков. Частично выступают над уровнем океана в виде гористых островов и вулканов.(Слайд 24)
Глубоководные желоба - глубокие (5-11 км) понижения океанического дна, вытянутые на несколько тыс. км. при ширине до несколько километров, с крутыми склонами и обычно плоским и узким дном. Располагаются с (океанической) стороны островной дуги, повторяя ее очертания. Наибольшую глубину имеет Марианский желоб в Тихом океане - 11022 м. (Слайд 25)
В переходной зоне часто происходят землетрясения, именно здесь расположены многие действующие вулканы нашей планеты.
г) Ложе океана занимает глубоководную часть дна Мирового океана, то есть более 70% его площади. Здесь распространена океаническая земная кора. На ложе океана, как и на суше есть горы и равнины. Равнины ложа океана называют котловинами. Котловины отделяются друг от друга подводными хребтами и возвышенностями. (Слайд 26)
Важнейшим открытием в конце 50-х гг. ХХв. стали срединно-океанические хребты. Они образуют на дне Мирового океана единую горную систему общей длиной свыше 60 тыс. км, шириной около 2000 км и относительной высотой 3-4 км. Это например: Срединно-Атлантический хребет, Аравийско-Индийским, Восточно-Тихоокеанское поднятие.
Наиболее высокие части срединно-океанических хребтов поднимаются над уровнем океана в виде вулканических островов (Исландия, Тристан-да-Кунья, острова Св. Елены, Пасхи и др.). В центральной части СОХ находится разлом (расхождение литосферных плит), который представляет собой ущелье с крутыми склонами. (Слайд 27)
Черные курильщики (Слайды 28-30)
(Одним из сюрпризов оказалось открытие в 70 г. ХХ в. "черных курильщиков". На дне ущелья где изливается магма, высокая температура. Поэтому растворенные в ней вещества начинают взаимодействовать друг с другом, образуя сернистую кислоту. Эта кислота взаимодействует с излившейся магмой, в результате чего возникает довольно высокие конусообразные постройки, внутри которых реакции взаимодействия продолжается. Над конусами образуются черные облака, поднимающиеся на высоту до 150 м
Самое удивительное то, что в условиях полной темноты, и температур 40oС, в ядовитой среде, живут и превосходно себя чувствуют различные организмы - сотни видов животных!)
Вулканы (Слайды 31,32)
Есть на дне океанов и отдельные горные хребты, и одиночно расположенные горы-конусы вулканов. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические острова. Такими островами являются Курильские, Канарские, Азорские (Найдите их на карте полушарий).
Потухшие подводные вулканы, имеют плоские вершины. В теплых водах на вершинах поселяются колонии кораллов, образуя атоллы.
Атоллы (Слайды 33-35)
(Атомлл — коралловый остров кольцеобразной формы. Он состоит из трёх частей: внешнего склона рифа, рифовой платформы и лагуны. Высота атолла обычно не превышает 3-4 метров над уровнем океана. Атоллы обычно образуются путём обрастания вулканического острова коралловым рифом, формирующим кольцевой пояс. Часто это сопровождается погружением вулканической основы под воду. Атоллы могут иметь разнообразные конфигурации и размеры. Один из крупнейших атоллов на Земле — Меньшикова в архипелаге Маршалловы острова — достигает 2336 км2, из которых 92 % приходится на лагуну, вытянутую на 300 км. Суммарная площадь 92 островков этого атолла — 14,5 км?. Другой крупный атолл — Рангирой в архипелаге Туамоту — занимает 1639 км2, а его 241 островок занимает 43 км2.)
Рельеф дна Мирового океана представлен тремя зонами: подводная окраина материков, переходная зона, ложе океана. (Слайд 36)
5 Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана. (Слайд 37)
На рельеф дна Мирового океана, как и на рельеф суши, влияют и внутренние, и внешние процессы. Внутренние процессы- движение земной коры, землетрясения и извержения вулканов - особенно сильно проявляются в переходной зоне и в срединно-океанических хребтах. Внешние процессы в океане отличаются от внешних процессов на суше. В океане не дуют ветры, нет резких перепадов температуры, животные и растения мало изменяют рельеф дна. Главный внешний процесс, изменяющий дно океана, - образование осадочных горных пород: обломочных– на материковой отмели и у подножия материкового склона и органических - главным образом на ложе океана (Слайд 38).
V Закрепление
Кроссворд “Рельеф дна Мирового океана”. (Слайды 39-53)
1- как назывался корабль, который исследовал дно Мирового океана и нанес его на карту (Челленджер)
2– прибор для изучения рельефа дна Мирового океана. В основе действия- принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы дойти с борта корабля до дна и вернуться назад.
3- подводная окраина материка, на которой можно видеть русла рек, обломочные горные породы, принесенные с суши. (шельф)
4- образование обломочных и органических горных пород на дне океана все это ............процессы ( внешний).
5- как называется равнина ложа океана (котловина)
6- конусообразные постройки на дне ущелья (черные курильщики)
7-старинный прибор, состоящий из троса с грузилом на конце (лот)
8-совокупность неровностей земной поверхности (рельеф)
9- наибольшая по площади и самая глубокая часть океана ( ложе океана)
10- какой путешественник, попытался достать дно Тихого океана, используя лот (Магеллан)
11- коралловый остров кольцеобразной формы (атолл)
12- океан, в котором располагается самый глубокий желоб (Тихий)
13- какое название имеет самый глубокий желоб Мирового океана (Марианский).
VI Вывод (Слайд 54)
1 Ранее недоступное для изучения дно океана теперь исследуются с помощью специальных судов, подводных и космических аппаратов.
2 Самые крупные формы рельефа океанического дна- это подводные окраины материков , переходная зона и ложе океана.
3 В рельефе подводной окраины материка выделяют шельф и материковый склон. В переходной зоне - островные дуги, глубоководные желоба. В рельефе ложа океана - глубоководные равнины и срединно-океанические хребты.
4 Самым сложным и расчлененным рельефом отличается переходные области между материками и океанами.
5 Срединно-океанические хребты- самое грандиозное горное сооружение на планете.
VII Рефлексия “Ромашка”
На доске три ромашки: веселая, нейтральная, грустная. Веселая ромашка обозначает - “Я довольна собой”, нейтральная - “У меня есть вопросы”, грустная- “Мне не понятно”. Каждый из учащихся берет по одному лепестку и крепит к “своей” ромашке.
VIII Домашнее задание: Параграф 22, ответить на вопросы 1-7. (Слайд 55)