Урок математики по теме «Симметрия». 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока.

Образовательные:

- повторение понятий осевой и центральной симметрий;

- подготовка учащихся к изучению геометрии, углубление имеющихся знаний; показать использование симметрии в жизни;

- приобретение навыков работы с интернет-ресурсами, дополнительной литературой.

Развивающие:

- развитие творческой активности, познавательного интереса, навыков публичных выступлений.

Воспитательные:

- воспитание умения работать в группах, внимательно слушать речь других.

В результате работы обучающиеся смогут:

- расширить знания по теме “Симметрия”;

- получить наглядное представление о проявлениях симметрии в различных областях науки и человеческой деятельности;

- развить навыки организации познавательной деятельности, получения информации; навыки сотрудничества и коммуникации;

- развить умения оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, презентации.

Оборудование: для работы на уроке будет нужна калька, цветные геометрические фигуры, клей, лист бумаги.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Самоопределение к учебной деятельности.
  3. Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.
  4. Устная работа. Повторение основных понятий темы.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Работа в группах. Творческая работа, работа над мини – проектом.
  7. Презентации, подготовленные учащимися на тему “Симметрия вокруг нас”
  8. Рефлексия (“Что знаю?”, “Чего не знаю?”, “Что получилось?”, “Что нет?”).
  9. Подведение итогов урока.

Ход урока

Доброе утро! Проверьте, готовы ли вы к уроку! На парте должны лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Сегодня на уроке вы будете работать в группах, в парах. В каждой группе есть ее лидер, он же консультант. На столах есть памятка “Правила работы в группе”.

Оценивать будете себя сами. В процессе урока каждый из вас заполнит рабочий лист.

Рабочий лист
Фамилия,
Имя
Д/з Устная
работа
Сам-я
работа
Твор-я
работа
Дисциплина Итог
             

2. Самоопределение к учебной деятельности

Цели:

- организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: продолжаем работать с геометрическими фигурами.

Организация учебного процесса

– Что является предметом вашего изучения последние уроки? (Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве, симметрия фигур.)

- Какие преобразования фигур вы изучили? (Симметрия относительно прямой и симметрия относительно точки)

- Сегодня вы продолжите работать с геометрическими фигурами.

3.Актуализация знаний

Слайд 1. Презентация

Цитата: “Природа говорит языком математики”. Галилео Галилей

Как вы понимаете эти слова (чтобы понимать природу, уметь объяснять природные явления, надо многое знать, уметь использовать знания, полученные в частности на уроках математики для того, чтобы объяснять законы природы).

Задание №1.

Слайд 2, 3. Найдите лишюю фигуру

- Объяснить какая фотография (фигура) лишняя? Почему?

- Чему будет посвящен сегодня урок?

- Сформулируйте тему нашего урока (Симметрия)

- Это новая для вас тема? (Нет)

- Сформулируйте цель урока, цель своей деятельности?

Этот урок заключительный по теме “Симметрия”, поэтому цель нашего урока повторить и обобщить знания по теме “Симметрия”.

- Что вы знаете о симметрии. Учащиеся высказываюся. На доске формируется схема-кластер “Симметрия” (записывается сказанное учащимися о симметрии, например в виде ромашки)

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова немецкого математика Г. Вейля:

Слайд 4

Цитата: “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”. Г. Вейль

4. Устная работа. Повторение понятий осевой и центральной симметрий.

Задание №2. Работа в группах

- А теперь я предлагаю вам следующую задачу. У каждой группы карточка с пробным заданием “Как определить являются ли эти две фигуры симметричными относительно прямой?”

Слайд 5

Выявление причин затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить?

- В чем причина затруднений?

Организация подводящего диалога.

У каждого на столе вместе с заданием листочек кальки. Это вам поможет?

Какие фигуры являются симметричными?

Какой вид симметрии здесь показан? Как называется прямая 1 и 2?

Слайд 6. Определение осевой симметрии.

Осевая симметрия означает, что при перегибании плоскости по некоторой прямой l совмещаются либо две половинки одной фигуры, либо две фигуры – F1 и F2.

Прямая l – ось симметрии.

Задание №3. (Работа в группе 3 мин. Каждая группа представляет свою работу)

Слайд 7. Карточка с геометрическими фигурами. Проведите оси симметрии.

Слайд 8. (Cравнить с эталоном)

Слайд 9. Примеры осевой симметрии в природе. Приведите свои примеры.

Слайд 10

Вопрос. О каком виде симметрии можно говорить, когда мы видим такие картинки?

(Центральная симметрия)

- Какой вид симметрии вам еще известен? (Симметрия относительно плоскости). Для каких фигур она рассматривается? (Для объемных: куб, параллелепипед, конус, цилиндр, пирамида)

Задание №3

Работа с помощью документ камеры по учебнику (Г.В.Дорофеев) стр. 160.

Задание №1. Какие из приведенных на рисунках предметов симметричны относительно некоторой плоскости симметрии? (Предлагаются четыре объемных предмета)

№2. На каком из рисунков прямая не является осью симметрии фигуры? (Предложены четыре чертежа, на одном из них прямая не является осью симметрии.)

№3. На каком из трех рисунков треугольники симметричны относительно данной прямой?

Оцените свое участие в устной работе. Поставьте оценку в Рабочий лист.

5. Самостоятельная работа

Сейчас, когда мы повторили основные теоретические моменты темы, необходимо выполнит самостоятельную работу. Работа в тетради.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Оценку выставить в рабочий лист.

(Примерный образец выполнения самостоятельной работы на обратной стороне доски)

6. Работа в группах

А сейчас выполним творческую работу. Какую творческую работу можно выполнить в условиях класса (работа в парах). У вас на столах есть цветные геометрические фигуры, клей, лист бумаги.??? Посмотрите на слайд.

Слайд 11, 12

Работа над созданием орнамента может быть парах.

Продукт мини-проекта орнамент. Представители каждой группы защищают свою работу.

Оцените свое участие в работе по созданию орнамента и поставьте итоговую оценку в рабочем листе. Лидер группы кратко комментирует работу участников своей группы. Учитель дает оценку работы класса в целом, работы групп.

Слайд 13

Вернемся к словам, сказанным немецким математиком Г. Вейля: “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”.

Сейчас у нас есть еще одна возможность убедиться в этом. Ребята подготовили небольшие презентации на тему “Симметрия”.

7. Презентации, выполненные учащимися на тему “Симметрия вокруг нас”

8. Рефлексия. Учащиеся работают с карточками Рефлексии.

Слайд 14. Карточка рефлексии

Утверждения Выполнение “+” или “ - ”
1. Я знаю, что такое симметричность.  
2.. Я знаю, как проверить, симметричны ли фигуры  
3. Я знаю, что такое осевая симметрия.  
4. Я знаю, что такое центральная симметрия.  
5. Я знаю, что такое асимметричность  

Домашнее задание:

Подготовить ответ на вопрос “Что такое асимметрия?”. В учебнике прочитать стр.160-161. №4, 5, 6.

9. Подведение итогов урока.

Слайд 15. “Айсберг”

Почему в конце изучения темы “Симметрия”, в конце урока, я подобрала для вас этот слайд “Айсберг”? (Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу)

Тот объем знаний по математике вообще и по теме “Симметрия” в частности, который вы имеете сейчас - это только верхушка айсберга знаний по математике. Вам предстоит узнать еще много интересного, важного и необходимого. Развивайтесь, творите, будьте успешными.