Цели урока.
Образовательные:
- повторение понятий осевой и центральной симметрий;
- подготовка учащихся к изучению геометрии, углубление имеющихся знаний; показать использование симметрии в жизни;
- приобретение навыков работы с интернет-ресурсами, дополнительной литературой.
Развивающие:
- развитие творческой активности, познавательного интереса, навыков публичных выступлений.
Воспитательные:
- воспитание умения работать в группах, внимательно слушать речь других.
В результате работы обучающиеся смогут:
- расширить знания по теме “Симметрия”;
- получить наглядное представление о проявлениях симметрии в различных областях науки и человеческой деятельности;
- развить навыки организации познавательной деятельности, получения информации; навыки сотрудничества и коммуникации;
- развить умения оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, презентации.
Оборудование: для работы на уроке будет нужна калька, цветные геометрические фигуры, клей, лист бумаги.
План урока
- Организационный момент.
- Самоопределение к учебной деятельности.
- Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.
- Устная работа. Повторение основных понятий темы.
- Самостоятельная работа.
- Работа в группах. Творческая работа, работа над мини – проектом.
- Презентации, подготовленные учащимися на тему “Симметрия вокруг нас”
- Рефлексия (“Что знаю?”, “Чего не знаю?”, “Что получилось?”, “Что нет?”).
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Доброе утро! Проверьте, готовы ли вы к уроку! На парте должны лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Сегодня на уроке вы будете работать в группах, в парах. В каждой группе есть ее лидер, он же консультант. На столах есть памятка “Правила работы в группе”.
Оценивать будете себя сами. В процессе урока каждый из вас заполнит рабочий лист.
Рабочий лист | ||||||
Фамилия, Имя |
Д/з | Устная работа |
Сам-я работа |
Твор-я работа |
Дисциплина | Итог |
2. Самоопределение к учебной деятельности
Цели:
- организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: продолжаем работать с геометрическими фигурами.
Организация учебного процесса
– Что является предметом вашего изучения последние уроки? (Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве, симметрия фигур.)
- Какие преобразования фигур вы изучили? (Симметрия относительно прямой и симметрия относительно точки)
- Сегодня вы продолжите работать с геометрическими фигурами.
3.Актуализация знаний
Слайд 1. Презентация
Цитата: “Природа говорит языком математики”. Галилео Галилей
Как вы понимаете эти слова (чтобы понимать природу, уметь объяснять природные явления, надо многое знать, уметь использовать знания, полученные в частности на уроках математики для того, чтобы объяснять законы природы).
Задание №1.
Слайд 2, 3. Найдите лишюю фигуру
- Объяснить какая фотография (фигура) лишняя? Почему?
- Чему будет посвящен сегодня урок?
- Сформулируйте тему нашего урока (Симметрия)
- Это новая для вас тема? (Нет)
- Сформулируйте цель урока, цель своей деятельности?
Этот урок заключительный по теме “Симметрия”, поэтому цель нашего урока повторить и обобщить знания по теме “Симметрия”.
- Что вы знаете о симметрии. Учащиеся высказываюся. На доске формируется схема-кластер “Симметрия” (записывается сказанное учащимися о симметрии, например в виде ромашки)
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова немецкого математика Г. Вейля:
Слайд 4
Цитата: “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”. Г. Вейль
4. Устная работа. Повторение понятий осевой и центральной симметрий.
Задание №2. Работа в группах
- А теперь я предлагаю вам следующую задачу. У каждой группы карточка с пробным заданием “Как определить являются ли эти две фигуры симметричными относительно прямой?”
Слайд 5
Выявление причин затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить?
- В чем причина затруднений?
Организация подводящего диалога.
У каждого на столе вместе с заданием листочек кальки. Это вам поможет?
Какие фигуры являются симметричными?
Какой вид симметрии здесь показан? Как называется прямая 1 и 2?
Слайд 6. Определение осевой симметрии.
Осевая симметрия означает, что
при перегибании плоскости по некоторой прямой l
совмещаются либо две половинки одной фигуры,
либо две фигуры – F1 и F2. Прямая l – ось симметрии. |
Задание №3. (Работа в группе 3 мин. Каждая группа представляет свою работу)
Слайд 7. Карточка с геометрическими фигурами. Проведите оси симметрии.
Слайд 8. (Cравнить с эталоном)
Слайд 9. Примеры осевой симметрии в природе. Приведите свои примеры.
Слайд 10
Вопрос. О каком виде симметрии можно говорить, когда мы видим такие картинки?
(Центральная симметрия)
- Какой вид симметрии вам еще известен? (Симметрия относительно плоскости). Для каких фигур она рассматривается? (Для объемных: куб, параллелепипед, конус, цилиндр, пирамида)
Задание №3
Работа с помощью документ камеры по учебнику (Г.В.Дорофеев) стр. 160.
Задание №1. Какие из приведенных на рисунках предметов симметричны относительно некоторой плоскости симметрии? (Предлагаются четыре объемных предмета)
№2. На каком из рисунков прямая не является осью симметрии фигуры? (Предложены четыре чертежа, на одном из них прямая не является осью симметрии.)
№3. На каком из трех рисунков треугольники симметричны относительно данной прямой?
Оцените свое участие в устной работе. Поставьте оценку в Рабочий лист.
5. Самостоятельная работа
Сейчас, когда мы повторили основные теоретические моменты темы, необходимо выполнит самостоятельную работу. Работа в тетради.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Оценку выставить в рабочий лист.
(Примерный образец выполнения самостоятельной работы на обратной стороне доски)
6. Работа в группах
А сейчас выполним творческую работу. Какую творческую работу можно выполнить в условиях класса (работа в парах). У вас на столах есть цветные геометрические фигуры, клей, лист бумаги.??? Посмотрите на слайд.
Слайд 11, 12
Работа над созданием орнамента может быть парах.
Продукт мини-проекта орнамент. Представители каждой группы защищают свою работу.
Оцените свое участие в работе по созданию орнамента и поставьте итоговую оценку в рабочем листе. Лидер группы кратко комментирует работу участников своей группы. Учитель дает оценку работы класса в целом, работы групп.
Слайд 13
Вернемся к словам, сказанным немецким математиком Г. Вейля: “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”.
Сейчас у нас есть еще одна возможность убедиться в этом. Ребята подготовили небольшие презентации на тему “Симметрия”.
7. Презентации, выполненные учащимися на тему “Симметрия вокруг нас”
8. Рефлексия. Учащиеся работают с карточками Рефлексии.
Слайд 14. Карточка рефлексии
Утверждения | Выполнение “+” или “ - ” |
1. Я знаю, что такое симметричность. | |
2.. Я знаю, как проверить, симметричны ли фигуры | |
3. Я знаю, что такое осевая симметрия. | |
4. Я знаю, что такое центральная симметрия. | |
5. Я знаю, что такое асимметричность |
Домашнее задание:
Подготовить ответ на вопрос “Что такое асимметрия?”. В учебнике прочитать стр.160-161. №4, 5, 6.
9. Подведение итогов урока.
Слайд 15. “Айсберг”
Почему в конце изучения темы “Симметрия”, в конце урока, я подобрала для вас этот слайд “Айсберг”? (Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу)
Тот объем знаний по математике вообще и по теме “Симметрия” в частности, который вы имеете сейчас - это только верхушка айсберга знаний по математике. Вам предстоит узнать еще много интересного, важного и необходимого. Развивайтесь, творите, будьте успешными.