Цели урока:
- изучить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания правила умножения десятичных дробей;
- организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов (задачи):
предметных:
- знать определения десятичной дроби, правила выполнения действия умножения над ними;
- точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию;
- выполнять устные и письменные вычисления с десятичными дробями.
Метапредметных:
- развивать способности наблюдать, сопоставлять факты;
- понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении математических заданий;
- понимать необходимость проверки выдвинутых предположений.
учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать.
Личностных:
- формировать коммуникативные способности при работе со сверстниками: определять цели, распределять функции, уметь работать в паре, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формировать стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректных высказываний;
- формировать стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
- развивать способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений.
Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5-м классе в рамках реализации ФГОС. На данном уроке учащиеся становятся очевидцами возникновения проблемы, участниками ее постановки и решения. Изучение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных задач.
Цели | Изучить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания правила умножения десятичных дробей | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
- знать определения
десятичной дроби, правила выполнения действия
умножения над ними; - точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию; - выполнять устные и письменные вычисления с десятичными дробями. |
развитие способностей
наблюдать, сопоставлять факты; - понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении математических заданий; - понимать необходимость проверки выдвинутых предположений. учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать. |
- коммуникативные
способности при работе со сверстниками:
определять цели, распределять функции, умение
работать в паре, слушать партнера, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение; - формирование стремления к критичности мышления, распознаванию логически некорректных высказываний; - формирование стремления к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности; - способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений |
|||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Десятичные дроби,
сравнение, сложение и вычитание десятичных
дробей, правило умножения десятичных дробей
|
||||||||
Организационная структура урока | |||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время |
||||
учителя | учащихся | ||||||||
1 | Организа- ционный |
Личностные:
самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: “Что я хочу получить сегодня от урока” Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Приветствие, проверка
подготовленности к учебному занятию,
организация внимания детей. - Настал новый урок.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И
подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все
вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы.
Мы все здоровы. На сегодняшнем уроке мы расширим наше представление о дробях, а именно об десятичных дробях и действий над ними. А сопутствовать нам будут такие слова: Твой ум без числа ничего не постигает. (Николай Кузанский ) |
Включаются в деловой ритм урока. | Слайд 1 | 2 мин. | |||
2 | Мотивация и актуализация субъективного опыта | Познавательные:
анализируя и сравнивая предлагаемые задания,
извлекают необходимую информацию для построения
математического высказывания. Регулятивные: целеполагание, планирование, выполняют тренировочное учебное действие. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Какую большую тему мы изучаем? Какие дроби называются десятичными? Как читаются и записываются десятичные дроби? Как сравниваются десятичные дроби? Как сложить две десятичных дроби? Как выполнить вычитание десятичных дробей? Как умножаются десятичные дроби на натуральные числа? Перед учащимися находится таблица с числами. Предлагает учащимся найти закономерность, взаимосвязь чисел и заполнить пропуски. Какое действие с десятичными дробями нужно знать, что бы найти значения этих выражений? А вы знаете, как выполняется умножение десятичных дробей? Тогда какая цель нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? Предлагает сформулировать тему и цели урока. |
Отвечают на вопросы,
высказывают свое мнение. Выполняют действия и сталкиваются с проблемой: умножение десятичных робей. Формулируют тему и ставят цель урока вместе с учителем и записывают тему урока в тетради. |
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 |
5 мин.
|
|||
3 | Восприятие и осмысление
учащимися нового материала Изучение нового материала, работа с версиями детей, сравнение лично полученного результата с научным. |
Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Проведем небольшой математический
эксперимент. Сравниваем и делаем вывод. Организуем работу по самостоятельному изучению материала по учебнику стр.214-215. |
Изучают материал, анализируют, высказывают свое мнение, делают вывод о том, каким образом можно выполнить умножение десятичных дробей | Слайд 6 | 4 мин. | |||
4 | Первичная проверка понимания | Познавательные:
практические действия (устный счет), логические
рассуждения, доказательство. Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Регулятивные: самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения. |
Предлагает учащимся
сформулировать правило.
Предлагает учащимся вернуться к таблице и заполнить пропуски Предлагает выполнить задания самостоятельно. Организует физкультминутку |
Формулируют под
руководством учителя. Выполняют действия. Выполняют задание, проверяют и обсуждают решение. Выполняют упражнения |
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 8 |
10 мин.
|
|||
5 | Первичное закрепление | Познавательные: анализ,
логические рассуждения, выбор наиболее
эффективных способов решения задач. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; |
Организует работу по учебнику №1397
№1394
Проверочная работа |
У доски работают трое
учащихся, выполняют по два примера. Затем
учащиеся под руководством учителя производят
проверку.
Учащиеся работают в парах. |
Слайд 9
Слайд 10 |
14 мин. | |||
6 | Подведение итогов. Домашнее задание. | Личностные: проводят
самооценку Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь |
Назовите правило, которые мы
сегодня выучили. Домашнее задание: № 1432 (а, б, в, г) |
Формулируют правило Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. |
Слайд 11 | 3 мин. | |||
7 | Рефлексия | Личностные: проводят
самооценку, учатся адекватно принимать причины
успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
Задает вопросы: На уроке - Было трудно … - Было интересно … - Я научился … - Меня удивило |
Выделение и осознание
учащимися того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения Выражают свои мысли |
Слайд 12
Слайд 13 |
2 мин |
Ход урока
I. Сообщение темы и постановка цели урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока.
Учитель. Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
- Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
- Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, - он был практически полон.
- Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? - изумились ученики.
- Я выполнял свою задачу, - ответил мудрец, - сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
- Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? - спросили ученики.
- Нет, - сказал Хинг Ши, - главная задача Учителя - воспитать в ученике человечность и доброту, - он улыбнулся и продолжил, - и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........
- В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку? Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.
- Вот и мы с вами будем самостоятельно с жаждой добывать знания, а я, как учитель, если это необходимо буду направлять вас.
На сегодняшнем уроке мы расширим наше представление о дробях, а именно об десятичных дробях и действий над ними. А сопутствовать нам будут такие слова:
Твой ум без числа ничего не постигает. (Николай Кузанский)
II. Актуализация знаний учащихся: погружение в проблемную ситуацию, создание проблемной ситуации.
Проводится фронтальная устная работа.
- Какую большую тему мы изучаем?
- Какие дроби называются десятичными?
- Как читаются и записываются десятичные дроби?
- Как сравниваются десятичные дроби?
- Как сложить две десятичных дроби?
- Как выполнить вычитание десятичных дробей?
- Как умножаются десятичные дроби на натуральные числа?
Перед учащимися находится таблица с числами.
0,6 | 4,5 | 2,3 | 5,4 | 3,5 | 2,5 | 4,2 |
|
8 | 11 | 9 | 0,2 | 4 | 1,2 | 3 |
|
4,8 | 49,5 |
- Учащимся предлагается найти закономерность, взаимосвязь чисел и заполнить пропуски (умножение десятичной дроби на натуральное число).
- Какое действие с десятичными дробями нужно знать, что бы найти значения 5,4 *0,2 и 2,5*1,2?
- А вы знаете, как выполняется умножение десятичных дробей?
- Тогда какая цель нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (Как умножить десятичные дроби)
- Предлагает сформулировать тему и цели урока.Итак, тема нашего урока: “Умножение десятичных дробей”. (Записываем на доске)
Для того чтобы выполнить умножение 5,4 *0,2 и 2,5*1,2 нужно вывести правила.
III. Изучение нового материала, работа с версиями детей, сравнение лично полученного результата с научным.
Проведем небольшой математический эксперимент
Скоро наступают летние каникулы, в нашей школе будет проходить косметический ремонт. Для окрашивания пола нужно знать расход краски в зависимости от площади пола. Как найти площадь пола?
(Обмен мнениями)
- Длина пола 5,6 м, а ширина 4,8 м. Найдите площадь пола?
- Переводим единицы измерения м в дм (запись на доске):
5,6м= 56дм; 4,8 м=48 дм
5,6 м*4,8м= 56дм* 48дм=2688дм2
2688дм2= 26, 88м2
5,6м*4,8м=26,88м2
Сравните и сделайте вывод.
Выводы (учащиеся делают самостоятельно)
Выводы.
Умножение двух десятичных дробей выполняется так:
1) числа перемножаются без учета запятых.
2) запятая в произведении ставится так, чтобы отделить справа столько же знаков, сколько отделено в обоих множителях вместе взятых.
Таким образом, мы получили правила умножения десятичных дробей. Теперь сравните эти выводы с правилом, приведенным в учебнике. Стр. 214-215 (повторяют несколько человек)
Из истории десятичных дробей.
Появились десятичные дроби в трудах арабских математиков в Средние века и независимо от них в древнем Китае. Но и раньше, в древнем Вавилоне, использовали дроби такого же типа, только шестидесятеричные.
Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы в XII, XIII, XIV веках.
Учёный Гартман Бейер (1563-1625) выпустил сочинение “Десятичная логистика”, где писал: “…я обратил внимание на то, что техники и ремесленники, когда измеряют какую-нибудь длину, то очень редко и лишь в исключительных случаях выражают её в целых числах одного наименования; обыкновенно им приходится или брать мелкие меры, или обращаться к дробям, точно так же астрономы измеряют величины не только в градусах, но и в долях градуса, т.е. минутах, секундах и т.п., но мне кажется, их деление на 60 частей не так удобно, как деление на 10, на 100 частей и т.д., потому что в последнем случае гораздо легче складывать, вычитать и вообще производить арифметические действия; мне кажется, что десятичные доли, если бы ввести вместо шестидесятеричных, пригодились бы не только для астрономии, но и для всякого рода вычислений”.
Полную теорию десятичных дробей дал узбекский ученый Джемшид Гиясэддин ал-Каши в книге “Ключ к арифметике”, изданной в 1424 году. Но этот труд до европейских ученых своевременно не дошел. Только через 150 лет после выхода этой книги (1585) фламандский ученый Симон Стевин в своей книге “О десятичной” описал правила действия с десятичными дробями. Его и считают изобретателем десятичных дробей. Стевин десятичные дроби записывал так: 0,3752= 3 7 5 2 или 5,693= 5 6 9 3.
У других авторов встречалась запись 3,7= 3
7 или 3/7, или целую часть записывали чернилами одного цвета, дробную – чернилами другого цвета.
Обозначения Стевина не отличались совершенством, так же как и обозначения его коллег и последователей. Вот как бы они записали число 3,1415:
IV. Первичное закрепление нового материала.
На доске: выполнить умножение:
0,7* 13,4 20,63*4,75 1,5*6,3
123,8 *(6,76) 10,5*98,23 11,26)*3,8
№ 1397
№1394
Физминутка.
Вы, ребята, все устали.
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Физминутка тут – “Ура!”.
Мы выходим на разминку (ходьба на месте)
Раз-два! Раз! Раз-два! Раз! Раз-два!
Ниже, дети, не ленитесь (наклоны туловища вперёд), поклонитесь, улыбнитесь и на место все садитесь.
V. Проверочная работа - взаимоконтроль.
1 вариант | 2 вариант |
12,5*1,6 | 2,46*1,5 |
0,64*62,5 | 15,7*2,3 |
0,4*0,2 | 0,9*0,2 |
7,6*0,9 | 6,6*0,8 |
4,8*1,3 | 5,8*1,4 |
VI. Рефлексия.
А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок. Интересно ли вам сегодня было? Как мы сегодня поработали?
- А что же нового вы узнали сегодня на уроке?
- Довольны ли вы результатами?
- Что понравилось в работе?
- Какие трудности испытывали?
- Как их преодолевали?
- С чего бы вы предложили начать следующий урок?
VII. Итоги урока, постановка домашнего задания.
По результатам выставляется оценка за урок.
Учитель: Заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.
Да, надо математику любить
И не считать ученье за мученье!
Всё в жизни пригодится, ты учись,
Учись и не жалей на то мгновенья!
- Спасибо за урок!