Цели урока:
- обобщить знания обучащихся о воде, полученные при изучении природоведения;
- рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; основные загрязняющие факторы и способы очистки воды;
- развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, творчески мыслить.
Вид урока: урок-презентация с применением мультимедийных технологий, видеозаписи, сообщения, карточки с заданиями, стихотворение
Ход урока
1. Орг.момент
- Здравствуйте !
К уроку готовы? Да.
Я надеюсь на вас, друзья.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
2. Изучение нового. (звучит музыка, слайды с изображением воды)
- Сегодня урок обж я хочу начать со слов Сента-Экзюпери
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не
ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты
наполняешь нас радостью, которую не объяснить
нашими чувствами.
Сент-Экзюпери А.
Значит, уже сейчас мы должны думать о том, как сберечь пресную воду на планете, снизить её потребление. Эта проблема является глобальной для человека, так как по данным Всемирной Организации Здравоохранения на нашей планете ежегодно от недостатка чистой воды погибает более 5 млн. человек, большинство из которых составляют дети.
Так что же такое вода для жизни человека? Ответом на этот вопрос является формулировка темы урока. (Вода - основа жизни)
Запись числа, темы в тетрадь
Сегодня мы постараемся обобщить и систематизировать знания по данной теме, полученные при изучении природоведения.
- Сейчас мы проверим, что вы знаете о воде.
Игра “Да или нет”
1.Вода-жидкость белого цвета? (нет)
2.Вода не имеет запаха? (да)
3.При охлаждении вода сжимается? (да)
4.Вода – бесцветная жидкость. ( да)
5.При нагревании вода расширяется? (да)
6.Вода имеет запах .(нет)
Итог.
В процессе изучения темы мы должны будем ответить на вопросы: (Учитель читает по слайду)
Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость.
- Чем загрязняется вода?
- Способы очистки воды
- Почему необходимо экономно расходовать воду?
I.
- Итак, что такое вода?
Видеозапись.
Сообщение обучающегося.
Вода - одно из самых важных для человека веществ. Организм человека больше чем на половину состоит из воды. В некоторых растениях ее еще больше. Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Вода необходима для полива, повышает урожай. Послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях.
Вода минеральных источников оказывает на организм человека лечебное действие. Человек использует воду в целях личной гигиены. Вода существует повсюду - в океанах, морях, озерах, под землей, над землей, в почве. Твердый лед, легкий, как газ, пар - все это вода. Вода обладает свойствами текучести. Чистая вода прозрачна.
Учитель
- Почему воду считают самой удивительной жидкостью на Земле? (Вода, обычное вещество обладает удивительными и необычными свойствами, вода необходима для жизни)
II.
- Чем загрязняется вода?
Видеозапись
Учитель
- Природные водные резервуары (озёра, моря, реки), как и вся природа в целом, обладают способностью к самоочищению.
Сообщение обучающегося.
Самоочищение водоёмов – это процесс разрушения водными организмами компонентов загрязнения. К примеру один крупный моллюск может отфильтровать, т.е. пропустить через себя, в среднем 70 литров воды в день. Однако в современных условиях уровень загрязнения местами так высок, что микроорганизмы не только не успевают перерабатывать поступающие химические вещества, но и сами гибнут в отравленной воде человеком.
Как свидетельствуют экологи , 30% морских черепах гибнет из-за проглоченного пластикового мусора, который не перерабатывается водными санитарами.
Учитель
- В летнее время в воде могут быстро размножаться всевозможные болезнетворные микроорганизмы, и такая вода становится опасной не только для питья, но и для купания. Поэтому, на берегу нас все чаще останавливают предупреждающие щиты: “Купаться запрещено!” (обратиться к изображению знака)
Видеозапись “Вопросы Водяного”
Физминутка
III.
- Сейчас мы узнаем, какие есть способы очистки воды.
- Чистота питьевой воды – гарантия нашего с тобой здоровья.
Жители нашей деревни используют воду из рек – Иретка, Илотка. Небольшая часть жителей используют подземные воды через скважины, колодца. Население считает, что вода в реках Иреть, Илотка – вкусная, холодная, прозрачная – поэтому качественная.
Распутин Вячеслав решил это проверить и провёл ряд исследований.
Анализируя полученные результаты, он пришёл к выводу, что основные показатели качества воды на территории нашей местности близки к норме. Не зря население считает, что вода у нас вкусная и чистая, но сколько она будет оставаться чистой никто не знает, т.к сами опрошенные считают, что они сами загрязняют воду – полощут бельё, моют машины, бросают мусор.
Сообщение обучающегося.
80% заболеваний, которыми страдают люди, вызваны низким качеством употребляемой ими воды. Ещё в глубокой древности некоторые народы обладали высокой культурой использования воды. Когда персидский царь отправлялся на войну, он вёз с собой не только пищу и скот, но и воду из хорошо проверенного источника. Чистая питьевая вода недёшева : в Японии литр воды и молока стоят одинаково.
Да и у нас она доступна уже не каждому.
Учитель
- Откроем и прочитаем в учебнике на с.137-138 полезные советы. (Читают по учебнику)
- Что нужно делать, чтобы очистить питьевую воду?
Запись в тетрадь схемы.(схема на слайде)
Способы очистки воды:
Кипячение, отстаивание, фильтрование, обеззараживание
IV.
- Неэкономное использование воды человеком, промышленными предприятиями может привести к тому, что к 2100 году человечество исчерпает запас пресной воды.
Слайды
Сообщение обучающегося.
В день человек использует около 140 л воды, из которых 2/3 тратится в ванной. Выключая воду на время чистки зубов, вы сэкономите в день 15-20 литров воды. В туалете человек использует 7-25 литров воды в день.
Находясь в душе, человек за 5 минут использует в среднем ~80 л воды. Столько же воды уходит для стирки одной порции белья в стиральной машине.
Из капающего крана в зависимости от интенсивности капания, может утечь за неделю от 300 до нескольких тысяч литров воды.
Поскольку 97% запасов воды – это вода соленая, а 2% - это вечные льды, то оставшийся 1% годной к употреблению воды мы должны использовать очень бережно. Здесь каждый из нас может внести свой вклад в экономию и повторное использование воды.
Учитель
Каждый год человек изымает примерно 10% воды, которая находится в реках. Как же нужно использовать воду, чтобы цветущий уголок Земли не превратился в голую пустыню?
- Конечно, необходимо экономно расходовать воду.
Игра “Правильный путь” (выполняют в тетради)
Выберите правильные пути по сохранению воды.
- Можно ли сберечь воду, если грязную посуду перед мытьём очищать от остатков еды? +
- Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, когда чистишь зубы?+
- Можно ли сберечь воду, если следить за исправностью крана, душа и сливного бачка? +
- Можно ли сберечь воду, если полоскать бельё под струёй воды, а не в тазу?-
- Можно ли сберечь воду, если чистишь картошку при постоянно открытом кране?-
- Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, после мытья рук и при умывании?+
- Можно ли сберечь воду, если размораживать продукты под струёй воды?-
- Можно ли сберечь воду, если тратить столько, сколько пожелаешь?-
- Можно ли сберечь воду, если думать, что это проблема взрослых?-
Проверка
Учитель
- Воду надо беречь! Беречь воду - это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде! В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить.
Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнала, что...
- Мне было интересно получить знания о...
- Урок дал мне для жизни...
- Я поняла что...
4. Домашнее задание: параграф 21.2 прочитать, тест 6, выполнить творческое задание.
Оценки.
Задание: Подсчитай, сколько воды потребляешь ты и твоя семья за сутки. Учти воду, идущую на питье, приготовление пищи, гигиену и хозяйственные нужды. Как ты думаешь, все ли затраты воды были необходимы? Какие из них можно было бы сократить?
Вода для питья | Приготовление пищи | гигиена | Хозяйственные нужды |
*Умножь полученный расход воды на количество членов семьи и получишь цифру, характеризующую расход воды в сутки вашей семьёй.
Задание: Подсчитай, сколько воды потребляешь ты и твоя семья за сутки. Учти воду, идущую на питье, приготовление пищи, гигиену и хозяйственные нужды. Как ты думаешь, все ли затраты воды были необходимы? Какие из них можно было бы сократить?
Вода для питья | Приготовление пищи | гигиена | Хозяйственные нужды |
*Умножь полученный расход воды на количество членов семьи и получишь цифру, характеризующую расход воды в сутки вашей семьёй.