Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию.
В.М. Бехтерев
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук - чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.Давно известно, что развивая мелкую моторику, мы стимулируем развитие речи.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена многими учеными: И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.С. Выготским, В.М. Бехтеревым и мн.др. Все они считали, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: “Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями”. Павлов также говорил, что, речь, – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это доказывает, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков А. В. Антаковой-Фоминой, М. И. Кольцовой, Е. И. Исениной. Они доказали, что движение пальцев рук тесно связанны с речевой функцией.
М.И. Кольцова писала: “... Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга”. Педагоги – практики также считают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
В.А. Сухомлинский считал, что развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств, творческого потенциала детей: “Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева, В.Лопатина, Н.В., Ткаченко Т.А. подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.Речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Образно говоря, руки – это кнопки мозга. Развитие мелкой моторики у детей способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Дети с ОНР испытывают большие затруднения в воспроизведении двигательных заданий по пространственно-временным параметрам, не соблюдают последовательность движений или пропускают элементы движений. У детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук: недостаточная координация пальцев и кисти руки, замедленность движений, малый объём движений, недостаточный темп, переключаемость движений рук, плохая согласованность элементов движений, чрезмерная замедленность или, напротив, импульсивность.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Развитию мелкой моторики и одновременно координации движения пальцев рук способствуют разнообразные методы и приемы работы с детьми:
- продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка)
- пальчиковые игры
- массаж
- разнообразные ручные ремесла
Поэтому важным направлением в коррекционной работе с детьми с ОНР, является развитие мелкой моторики. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к рисованию, а в дальнейшем – к письму. Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей.
Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремёсел. Все виды ручных ремесел являются важными средством всестороннего развития детей с ОНР и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии мелкой моторики рук. Одним из таких видов такого рукоделия является все виды работ из бисера.
В коррекционной работе с детьми с ОНР для развития мелкой моторики, мы эффективно используем старинное и благородное ремесло, одно из самых увлекательных народных искусств - бисероплетение. Приложение 1
С учетом возрастных, психологических, физических особенностей детей с ОНР, нами разработана система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР, посредством увлекательной техники бисероплетения. Приложение 2
Коррекционная работа с детьми строится на основе уважительного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.Бисер и бусинки, словно элементы конструктора, ребенок может превратитьв весёлую игрушку, цветок, нарядное украшение или сувенир.Разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на проволоку, леску или нитки, раскладывая их на столе, дети развивают особую точность и координацию движений кисти рук и пальцев.Важно отметить, что бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки.Способность работать левой и правой рукой оказывает благотворный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти, мышления и речи.
Занимаясь бисероплетением, дети развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, разглядывая цветные бусинки, дети учатся тонко различать оттенки, и тренирует зрение. Развитое восприятие, в свою очередь, способствует развитию мышления, совершенствованию умений наблюдать, анализировать, запоминать. При организации занятий важно соблюдать санитарные нормы. Приложение 3, Приложение 4
Детям нужно создавать что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Ж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками. Создавая фигурки из бисера, дети развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, чтоспособствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств. Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8.
Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, бисероплетение гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на формирование его характера, формируется такие личностные качества как способность к волевым усилиям, аккуратность, самостоятельность, усидчивость и терпеливость. Переплетая бусинки, дети непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, тем самым упражняются в счете, знакомятся с разными геометрическими формами. Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка. По результатам тематических циклов дети активно принимают участие в выставках, готовят подарки. Приложение 9, Приложение 10, Приложение 12, Приложение 13.
Значение этого увлекательного процесса огромно, т.к. подобные занятия успокаивают, развивают воображение, учат сосредоточенности и усердию, развивают мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием. Творческая работа с бисером способствует становлению речи ребёнка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Это еще раз доказывает, что бисероплетение - дополнительное средство развития речи.
Работа по коррекции речи детей и использование бисероплетения способствует всестороннему развитию детей с речевыми проблемами, реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей, целостности педагогического процесса и форм реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.Сложный мир вещей становится гораздо ближе и доступнее, что сказывается и на эмоциональном благополучии детей. Приложение 14
Дети, которые овладели бисероплетением, отличаются богатой фантазией и воображением, желанием творить. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Литература.
1. Готовим руку к письму Н. Баренцова // Дошкольное воспитание. – 2006. №2 – С. 89.
2. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь / Н.И. Жинкин // Нарушения речи у дошкольников /сост. Белова-Давид Р.А. – М.: Педагогика,1972. – 114 с.
3. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева – Екатеринбург, 2008. – 213 с.
4. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка М. М. Кольцова //Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. – М.: Педагогика,1973. – С. 188-202.
5. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2008. – 417 с.
6. Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е. Левиной. – М.,1968. – 318 с.
7. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т.А. Ткаченко – СПб.: Речь, 2008. – 116 с.
8. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с ОНР [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Феникс, 2008. – 125 с.
9. Шашкина, Г.Р. Логопедические занятия для детей с ОНР / Г.Р. Шашкина // Дефектология. – 2007. - №6. – С. 102-111.
10. Дошкольное воспитание 7/2012, Бисерография, стр.77;
11.Дошкольное воспитание 7/2011, Развитие мелкой моторики, стр.45.
13. Базулина, Л.В.Бисер /Л.В. Базулина, И.В. Новикова; худож. В. Н.Куров. – Ярославль; Академия развития, 2007. -224 с.
14. Золотарева, Е.Н. Подарки из бисера / Елена Золотарева. – 2 изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 -176 с.
15. Виноградова, Е.Г. Цветы из бисера / Е.Г.Виноградова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008 – 31с.