Механизмы социального партнерства

Разделы: Общепедагогические технологии


В современных условиях проблема формирования новой системы отношений между техникумом и работодателями становится все более актуальной. Это обусловлено тем, что тенденция развития общественных и экономических отношений ставит перед учреждением профессионального образования новую задачу - готовить специалистов в соответствии с компетентными запросами работодателей.

Сегодня специалист должен обладать гибкостью мышления, умением совершать выбор, брать на себя ответственность и принимать решения, быть способным совершенствовать свои знания на протяжении жизни. Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо не только на учебных занятиях применять современные образовательные технологии и активные методы обучения, использование которых позволит развить у студентов познавательную, коммуникативную и личностную активность, но и эффективно закреплять и отрабатывать профессиональные и общие компетенции на практике.

Для формирования компетенций по специальности “Организация обслуживания в общественном питании”, профессии “Официант, бармен” наш техникум тесно сотрудничает с постоянными партнерами-работодателями: ООО “Муус Хайа”, управляющая Петрова Мария Баатровна; ресторан “Тамерлан”, директор Попова Оксана Демьяновна; бар “Чикаго”, управляющая Толстова Ирина Викторовна; банкетный зал “Сулус”, управляющая Сивцева Анна Афанасьевна; ресторан “Полярная звезда” и др.

Это сотрудничество осуществляется в следующих направлениях:

  • совместная разработка по составлению и корректировке общих профессиональных образовательных программ (ОПОП), учебных планов и программ по учебной и производственной практике;
  • организация производственной практики и содействие трудоустройству выпускников;
  • участие в работе государственной аттестационной комиссии при проведении итоговой государственной аттестации;
  • участие работодателей в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • стажировка педагогических работников (преподавателей и мастеров производственного обучения) по повышению квалификации;
  • совместное участие в конкурсах профессионального мастерства, выставках;
  • участие в работе круглых столов со студентами по созданию модели готовности студентов к профессиональной деятельности.

В ходе взаимодействия с постоянными партнерами определяются новые компетенции, которыми должен обладать современный специалист в своей профессиональной деятельности, связанной с освоением передовых производственных и информационных технологий.

Для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов образовательные программы (ОПОП) и программы производственной практики, разработанные на основе ФГОС, ежегодно корректируются в соответствии с требованиями работодателей.

Для этого наше учебное заведение проводит анкетирование предприятий, целью которого является анализ профессиональных компетенций и определение возможных дополнительных функций, то есть сбор информации о различных видах требований, которые предъявляются к работнику той или иной профессии (специальности) на данном предприятии.

Если необходимы те или иные компетенции, мы их вносим в программу и согласовываем с работодателем “Листом согласования”, в котором обязательно указываем введение новых элементов в вариативную часть образовательной программы (ОПОП).

Например: по профессии “Официант, бармен” в вариативную часть внесены следующие дисциплины:

- иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации

- информационные технологии в профессиональной деятельности

- калькуляция и торговые вычисления

- язык Саха

- инновационное предпринимательство

Одним из приоритетных направлений является взаимодействие с предприятиями ресторанного сервиса по вопросам организации производственной практики и содействия трудоустройству выпускников.

Ежегодно заключаются договоры с ресторанами, барами города Якутска на прохождение практики. Следует отметить деловой настрой со стороны самих работодателей в содействии организации проведения практики.

Несмотря на экономические трудности, мы сохраняем сложившиеся традиции работы с базовыми предприятиями. Нашим студентам предоставляются рабочие места для прохождения практики, причем практику оплачивают студентам за фактически выполненную работу.

Практикантам выдается план-задание в соответствии с уровнем квалификации и видами выполняемых работ. Результаты его выполнения учитываются в аттестационном листе при проведении квалификационного экзамена. В то же время, если практика проводится на организованном рабочем месте и с оплатой труда, то и мотивация, и ответственность студентов на порядок выше.

Примером могут служить рестораны “Муус Хайа”, “Тамерлан”, “Полярная звезда”, банкетный зал “Сулус”, бар “Чикаго”.

Как правило, студенты, успешно проходящие производственную практику, закрепляются на этих предприятиях. Например: Захарова Юлия, выпускница 2008 года, работает в ресторане “Кружало” в качестве бармена, В 2010 году Холмогорова Евдокия, Пахомова Кристина, Третьякова Оксана, Кирцина Лена во время учебы проходили практику в ресторане “Муус Хайа”, после окончания нашего учебного заведения остались там работать официантами. В данное время Евдокия работает в “Муус Хайа” администратором. Ефимчик Светлана, выпускница 2011 года, осталась работать официантом в ресторане “Кружало” и многие другие.

В целях проведения анализа качества подготовки студентов на все виды квалификационных испытаний (квалификационные экзамены, защита курсовых и дипломных работ) техникум приглашает представителей базовых предприятий Петрову Марию Баатровну, Холмогорову Евдокию Александровну – ресторан “Муус Хайа”, Попову Оксану Демьяновну – ресторан “Тамерлан”. Вместе с ними в конце учебного года обсуждаются результаты подготовки специалистов.

Работодатели принимают активное участие в организации воспитательно-образовательном процессе.

Регулярно для студентов совместно с работодателями проводятся ознакомительные экскурсии, уроки-экскурсии в ресторанах, барах г. Якутска: “Муус Хайа”, “Тамерлан”, “Полярная звезда”, “Олонхо”. Стало традицией проводить открытые внеклассные мероприятия “Введение в специальность” на базовых предприятиях. В октябре такое мероприятие было проведено в ресторане “Тамерлан” по профессии “Официант, бармен”, с приглашением работодателей других предприятий ресторанного сервиса, а также успешных выпускников нашего учебного заведения.

В техникуме проводятся конкурсы профессионального мастерства по различным компетенциям, основной задачей которых является формирование и развитие профессиональных качеств и творческих способностей будущих специалистов. В состав жюри входят представители предприятий общественного питания, где наши студенты проходят практику.

В целях повышения профессиональной компетентности наших выпускников техникум проводит работу по приобретению автоматизированной системы “R-keeper”.

Чтобы сформировать компетентного выпускника включены такие механизмы взаимодействия с работодателями как:

  • проведение практических и лабораторных занятий на предприятиях общественного питания;
  • проведение мастер-классов наших работодателей в техникуме и на предприятии;
  • проведение бинарных занятий совместно с работодателями по профессиональным модулям.

Таким образом, только в тесном единстве с работодателями становится возможным реализовать основную функцию образовательного учреждения – удовлетворение потребности рынка труда высококвалифицированными специалистами. Всем нам необходимо стремиться к тому, чтобы большинство выпускников были успешными в своей будущей профессиональной деятельности.