Цель: формирование у учащихся 9 класса целостного представления о новой экономической политике.
Задачи:
- изучить новый материал;
- проанализировать изученное;
- сформулировать свою точку зрения на изученное.
Работа строится по принципу 3 уровней:
- 1 уровень:базовый (причины, сущность(события),итоги);
- 2 уровень: первичный анализ (оценка событий или процессов, а также объяснение этой оценки);
- 3 уровень: выявление значимости событий (процессов) для страны в тот период и сейчас.
Такой способ работы позволяет работать учащимся каждому в своем темпе и на своем уровне возможностей, а также выбирать степень сложности работы. Не секрет, что учащиеся – “технари”, например, не считают необходимым углубляться в гуманитарные предметы. Однако, зачастую, именно такая работа привлекает их. Кроме того, ученики усваивают материал каждый в своем темпе, не чувствуя комплекса неполноценности.
Этапы урока: 1. Актуализация нового материала через повторение предыдущей темы (“Малая гражданская война”)
- 1 уровень: Причины, сущность, итоги “Малой гражданской войны”
- 2 уровень: Оценка данных событий.
- 3 уровень: Значимость событий 1920-21 гг. для дальнейшего развития страны. Таким образом, мы выходим на актуализацию новой темы.
2 этап: Изучение нового материала. Новая экономическая политика
1 уровень: Причины, сущность, итоги новой экономической политики
Для облегчения и концентрации нового материала по содержанию НЭПа используем таблицу
сельское хозяйство | промышленность | финансы | социальная сфера |
Проверить степень заполнения данной таблицы по ходу урока ( или включить это упражнение при фронтальной работе)можно с помощью задания на интерактивной доске:
Распределить мероприятия НЭПа по направлениям:
1) замена продразверстки прод.налогом;
2) введение золотого “червонца”;
3) возврат к торгово-денежным отношениям;
4) денационализация мелкой и средней промышленности;
5) разрешение на создание концессий;
6) разрешение на аренду земли;
7) введение денежной оплаты труда;
8) свободный рынок труда;
9) создание трестов и синдикатов в крупной промышленности;
10) 6-дневная рабочая неделя;
11) развитие кооперации.
2 уровень: Оценить новую экономическую политику, аргументируя конкретными фактами. При этом возможны разные подходы к оцениванию изученного материала. Главное – умение аргументировать. Например, “Свободный рынок труда” является отрицательным моментом, т.к. может появиться безработица”.
3 уровень: Сформулировать значимость данного исторического явления. Фактически дети должны выйти на противоречия НЭПа. Например, “Ножницы цен” между промышленными и сельскохозяйственными товарами лишили крестьян стимула к дальнейшему подъему своего хозяйства”. Может возникнуть дискуссия. Опять же главное в этот момент научить детей грамотно аргументировать свою точку зрения.
Перед рефлексией могут возникнуть вопросы от учащихся на понимание материала. Это очень важно, т.к. тема очень трудная для понимания 15 – летних подростков.
3 этап: Подведение итогов урока и рефлексия.
Дети могут выразить свои впечатления в следующей форме: три цветных карточки на столах( зеленый цвет – все понял и успел; желтый – не все успел сделать или что-то не понял; красный – не сделал работу или ничего не понял).
Может быть вербальная рефлексия: Например, “Мне понравился урок. Я все успел. Мне все понятно” или “У меня возникли трудности с некоторыми пунктами работы”.
В заключение урока формулируется домашнее задание: & 18, доработать свои уровни, готовиться отвечать в любом формате (устно, тест на доске и т.д.).