«Второстепенные члены предложения. Определение». 8-й класс

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Класс: 8


СТРУКТУРА ХАЙ ФАЙВ – сигнал тишины и привлечения внимания

Слайд 2. Учитель: Тема нашего урока сегодня: “Второстепенные члены предложения”. Мы поговорим о роли второстепенных членов в предложении,  вспомним сведения о ВЧП, известные вам по курсу 5–7-го классов, познакомимся с видами определений.

Повторение изученного (слайд 3).

СТРУКТУРА ТАЙМД РАУНД РОБИН – структура, в которой каждый участник проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.

Слайд 4.

Учитель: Укажите неверное утверждение:

  • словосочетание состоит из главного и зависимого слова;
  • подлежащее и сказуемое могут образовывать словосочетание;
  • словосочетанием считается только сочетание слов с подчинительной связью;
  • в словосочетании выделяется три типа подчинительной связи.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Неверно второе утверждение. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.

Учитель: Докажите, что первое утверждение верное.

Учитель: Назовите три способа подчинительной связи слов в словосочетании.

Слайд 5.

Учитель: Запишите только те сочетания слов, которые являются словосочетанием:

  • гранатовый браслет;
  • выучу наизусть;
  • сочиняю музыку;
  • позвонил друг;
  • варенье из вишни;
  • перед рассветом.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Я выписал словосочетания: гранатовый браслет; выучу наизусть; сочиняю музыку; варенье из вишни.

Примечание: одновременно с ответом ученика правильные варианты появляются на экране. У других учащихся есть возможность себя проверить. (Слайд 6)

Учитель: Объясните, пожалуйста, почему сочетания слов “позвонил друг” и “перед рассветом” не являются словосочетаниями.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): “Позвонил друг” - грамматическая основа предложения, а “перед рассветом” - это существительное с предлогом.

Учитель: Укажите тип подчинительной связи каждого словосочетания.

Примечание: одновременно с ответом ученика правильные варианты появляются на экране телевизора. У других учащихся есть возможность себя проверить.

Учитель: Докажите правильность выполнения задания.

Введение в тему урока (слайд 7)

Учитель: Какое из предложений несёт больше информации? Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения.

СТРУКТУРА ГЕНЕРАТИВНЫЙ ВОПРОС

Учитель: Что такое второстепенные члены предложения?

Учитель: Зачем в предложении нужны второстепенные члены?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь.

Слайд 8. Учитель: По наличию или отсутствию ВЧП простые предложения делятся на 2 группы. Помогите мне заполнить схему.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): По наличию или отсутствию ВЧП простые предложения делятся на 2 группы: распространённые и нераспространённые.

Слайд 9.

Учитель: Какие вы знаете ВЧП?

Учитель: На экране  вы видите схему. Запишите её в тетрадь. Сейчас мы будем с ней работать.

Учащиеся переписывают схему.

Учитель: Как определить вид ВЧП?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Вид ВЧП нужно определять по вопросу. Но сначала надо найти грамматическую основу предложения.

Учитель: Каковы условные обозначения ВЧП?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой линией, обстоятельство – тире-точка.

Слайд 10.

Учитель: Что обозначают и на какие вопросы отвечают ВЧП?

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране. Все учащиеся постепенно заполняют схему по ВЧП.

Слайд 11.

Учитель: Мы вспомнили теорию. Давайте применять её на практике.

Дано предложение: “По склонам неслись дождевые потоки”. Ниже вы видите стрелочки: горизонтальная и две вертикальные. Что они обозначают?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Горизонтальные – грамматическая основа предложения, а вертикальные – ВЧП.

Учитель: Заполняем устно эту условную схему. Назовите подлежащее и сказуемое.

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.

Учитель: Назовите ВЧП.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Потоки (какие?) дождевые – это определение, неслись (где? по чему?) по склонам – это обстоятельство места и дополнение.

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.

Учитель: Как называется второстепенный член, к которому можно задать несколько разных вопросов?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Такой ВЧП называется многозначным.

Слайд 12. Учитель: А теперь самостоятельно в тетради по аналогии составьте условную схему к другому предложению: “Вчера бурная вода с корнем вырвала могучий дуб”.

Учащиеся в течение 1-1,5 минут работают самостоятельно.

Слайд 13.

Учитель: Проверяем вашу схему!

Примечание: схема появляется на экране телевизора.

Учитель: Назовите и подчеркните многозначный ВЧП.

Учитель: Назовите группу подлежащего.

Учитель: Назовите группу сказуемого.

Слайд 14. Учитель: Какие ВЧП распространяют подлежащее?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Подлежащее распространяют определения.

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.

Учитель: А какие ВЧП относятся к группе сказуемого?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Группа сказуемого – дополнение и обстоятельство. Определение только в том случае, когда оно распространяет какой-либо другой второстепенный член.

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.

Учитель: Прервёмся и подведём некоторые итоги. Что мы выяснили о ВЧП?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): Существует три вида ВЧП: дополнение, определение, обстоятельство. Чтобы правильно определить вид ВЧП, надо выделить грамматическую основу, затем от определяемого слова задать вопрос к второстепенному члену. По вопросу определить вид. Если второстепенный член отвечает одновременно на несколько вопросов, то он называется многозначным. К подлежащему относится определение, а к сказуемому – дополнение, обстоятельство.

Объяснение нового материала (слайд 15).

Учитель: Устно определите вид выделенных ВЧП.

Плакучая ива тянула ветки к воде. (определение)

Дорожки посыпали жёлтым песком. (дополнение)

Утомившись в дороге, я крепко заснул. (обстоятельство)

На витрине стояла хрустальная ваза. (определение)

На витрине стояла ваза из хрусталя. (определение, обстоятельство)

Учитель: Одинаковый ли смысл  двух последних предложений? (да)

Учитель: Чем же отличаются эти предложения?

Ученик (предполагаемый вариант ответа): В этих предложениях есть синонимичные словосочетания: “хрустальная ваза” и “ваза из хрусталя”.

Слайд 16.

Учитель: проанализируем эти словосочетания. Укажите способ подчинительной связи слов.

Ученик (предполагаемый вариант ответа): “хрустальная ваза” - согласование; “ваза из хрусталя” - управление.

Слайд 17. Учитель: В зависимости от способа связи слов в словосочетаниях, определения бывают согласованные и несогласованные. Запишите схему в тетрадь, дополните её нашими примерами-словосочетаниями.

На экране появляется  схема “Виды определений”.

Слайд 18.

Учитель: Поговорим подробнее о согласованных определениях.

Учитель: Сколько вопросов можно задать к согласованному определению? (один)

  • Каков тип связи слов? (согласование)
  • Какие части речи согласуются? (имя прилагательное, причастие, местоимение, числительное).
  • Чаще всего согласованное определение стоит перед определяемым словом.

Примечание. Постепенно на экране появляется сводная запись о согласованном определении.

Слайд 19.

Учитель: Рассмотрим несогласованные определения.

Учитель: Сколько вопросов можно задать к несогласованному определению? (несколько)

  • Каков тип связи слов? (управление, примыкание)
  • Как вы думаете, чем может быть выражено такое определение? (Существительное в косвенном падеже, инфинитив глагола, местоимение, наречие, цельное словосочетание).

Чаще всего несогласованное определение стоит после определяемого слова.

Примечание. Постепенно на экране появляется сводная запись о несогласованном определении.

СТРУКТУРА ЗУМ ИН – “увеличить”. Структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал на чтении или видеоматериале, останавливаясь и задавая вопросы на углубление.

Обобщение изученного.

Учитель: Как же узнать вид определения?

 Ученик (предполагаемый вариант ответа): Надо от определяемого слова задать вопрос. Согласованное определение отвечает на один вопрос (какой? чей? который?), а несогласованное – не только на вопросы определения, но и на вопросы других ВЧП. Согласованное определение может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, числительным. Несогласованное определение выражается другими частями речи.

Закрепление изученного материала (слайд 20).

СТРУКТУРА КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – опроси – опроси – обменяйся карточками – структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу.

Учитель: Закрепим изученное. Выполняем задание письменно. Спишите предложения, подчёркните грамматическую основу и определения, укажите вид определения.

Белые ручки чужие труды любят. (Гр. основа – ручки любят; согласованные определения – белые, чужие)

Она выбрала платье цвета бирюзы. (Гр. основа – она выбрала; несогласованное определение – цвета бирюзы)

Встреча с друзьями состоится в субботу. (Гр. основа – встреча состоится; несогласованное определение – с друзьями)

Бесконечна возможность познавать себя. (Гр. основа – возможность бесконечна; несогласованное определение – познавать)

Люди с рюкзаками мешали входящим в автобус. (Гр. основа – люди мешали; согласованное определение – с рюкзаками)

Украшение из серебра упаковали в красивую коробку. (Гр. основа – упаковали; согласованное определение – красивую, несогласованное – из серебра)

Учитель: Переделайте устно предложения с несогласованными определениями так, чтобы появились  согласованные определения.

Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, давайте подведём итоги урока.

- Чем мы занимались на уроке? (повторяли ВЧП, говорили о видах определения)

- Что нового мы сегодня узнали? (какие бывают определения)

- Зачем нужны ВЧП? (ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь)

Какие ВЧП вы знаете? Как их отличить? (дополнение, определение, обстоятельство; ВЧП можно отличить по вопросам, которые мы задаём от определяемого слова)

- Как отличить согласованное определение от несогласованного? (определения также различаются по вопросу и способ выражения)

- Какова была цель урока? (вспомнить сведения о ВЧП, изученные в курсе 5–7-х классов, познакомиться с видами определений)

- Мы достигли поставленной цели? (да)

СТРУКТУРА “БИЛЕТИК НА ВЫХОД”

Самостоятельная работа(проверка результативности урока). 

Слайд 21.

Учитель: В таком случае я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Оставьте на столах ваши вещи и перейдите к компьютерам. Перед вами тест по теме сегодняшнего урока. Не забудьте зарегистрироваться. Внимательно читайте задание. Время работы – 3 минуты.

Учащиеся выполняют работу. В конце теста компьютер выставляет оценку.

Некоторые учащиеся в это время выполняют работу обычным способом: на листочках (компьютеров меньше, чем учеников; кто-то психологически не готов выполнять тест на компьютере…)

Учащиеся, выполнившие задания, садятся на свои места.

В конце урока – краткий анализ полученных результатов.

Домашнее задание (слайд 22). Параграф 25, упражнение 135.