СТРУКТУРА ХАЙ ФАЙВ – сигнал тишины и привлечения внимания
Слайд 2. Учитель: Тема нашего урока сегодня: “Второстепенные члены предложения”. Мы поговорим о роли второстепенных членов в предложении, вспомним сведения о ВЧП, известные вам по курсу 5–7-го классов, познакомимся с видами определений.
Повторение изученного (слайд 3).
СТРУКТУРА ТАЙМД РАУНД РОБИН – структура, в которой каждый участник проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.
Учитель: Укажите неверное утверждение:
- словосочетание состоит из главного и зависимого слова;
- подлежащее и сказуемое могут образовывать словосочетание;
- словосочетанием считается только сочетание слов с подчинительной связью;
- в словосочетании выделяется три типа подчинительной связи.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Неверно второе утверждение. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.
Учитель: Докажите, что первое утверждение верное.
Учитель: Назовите три способа подчинительной связи слов в словосочетании.
Учитель: Запишите только те сочетания слов, которые являются словосочетанием:
- гранатовый браслет;
- выучу наизусть;
- сочиняю музыку;
- позвонил друг;
- варенье из вишни;
- перед рассветом.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Я выписал словосочетания: гранатовый браслет; выучу наизусть; сочиняю музыку; варенье из вишни.
Примечание: одновременно с ответом ученика правильные варианты появляются на экране. У других учащихся есть возможность себя проверить. (Слайд 6)
Учитель: Объясните, пожалуйста, почему сочетания слов “позвонил друг” и “перед рассветом” не являются словосочетаниями.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): “Позвонил друг” - грамматическая основа предложения, а “перед рассветом” - это существительное с предлогом.
Учитель: Укажите тип подчинительной связи каждого словосочетания.
Примечание: одновременно с ответом ученика правильные варианты появляются на экране телевизора. У других учащихся есть возможность себя проверить.
Учитель: Докажите правильность выполнения задания.
Введение в тему урока (слайд 7)
Учитель: Какое из предложений несёт больше информации? Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения.
СТРУКТУРА ГЕНЕРАТИВНЫЙ ВОПРОС
Учитель: Что такое второстепенные члены предложения?
Учитель: Зачем в предложении нужны второстепенные члены?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь.
Слайд 8. Учитель: По наличию или отсутствию ВЧП простые предложения делятся на 2 группы. Помогите мне заполнить схему.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): По наличию или отсутствию ВЧП простые предложения делятся на 2 группы: распространённые и нераспространённые.
Учитель: Какие вы знаете ВЧП?
Учитель: На экране вы видите схему. Запишите её в тетрадь. Сейчас мы будем с ней работать.
Учащиеся переписывают схему.
Учитель: Как определить вид ВЧП?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Вид ВЧП нужно определять по вопросу. Но сначала надо найти грамматическую основу предложения.
Учитель: Каковы условные обозначения ВЧП?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой линией, обстоятельство – тире-точка.
Учитель: Что обозначают и на какие вопросы отвечают ВЧП?
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране. Все учащиеся постепенно заполняют схему по ВЧП.
Учитель: Мы вспомнили теорию. Давайте применять её на практике.
Дано предложение: “По склонам неслись дождевые потоки”. Ниже вы видите стрелочки: горизонтальная и две вертикальные. Что они обозначают?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Горизонтальные – грамматическая основа предложения, а вертикальные – ВЧП.
Учитель: Заполняем устно эту условную схему. Назовите подлежащее и сказуемое.
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.
Учитель: Назовите ВЧП.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Потоки (какие?) дождевые – это определение, неслись (где? по чему?) по склонам – это обстоятельство места и дополнение.
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.
Учитель: Как называется второстепенный член, к которому можно задать несколько разных вопросов?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Такой ВЧП называется многозначным.
Слайд 12. Учитель: А теперь самостоятельно в тетради по аналогии составьте условную схему к другому предложению: “Вчера бурная вода с корнем вырвала могучий дуб”.
Учащиеся в течение 1-1,5 минут работают самостоятельно.
Учитель: Проверяем вашу схему!
Примечание: схема появляется на экране телевизора.
Учитель: Назовите и подчеркните многозначный ВЧП.
Учитель: Назовите группу подлежащего.
Учитель: Назовите группу сказуемого.
Слайд 14. Учитель: Какие ВЧП распространяют подлежащее?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Подлежащее распространяют определения.
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.
Учитель: А какие ВЧП относятся к группе сказуемого?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Группа сказуемого – дополнение и обстоятельство. Определение только в том случае, когда оно распространяет какой-либо другой второстепенный член.
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.
Учитель: Прервёмся и подведём некоторые итоги. Что мы выяснили о ВЧП?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Существует три вида ВЧП: дополнение, определение, обстоятельство. Чтобы правильно определить вид ВЧП, надо выделить грамматическую основу, затем от определяемого слова задать вопрос к второстепенному члену. По вопросу определить вид. Если второстепенный член отвечает одновременно на несколько вопросов, то он называется многозначным. К подлежащему относится определение, а к сказуемому – дополнение, обстоятельство.
Объяснение нового материала (слайд 15).
Учитель: Устно определите вид выделенных ВЧП.
Плакучая ива тянула ветки к воде. (определение)
Дорожки посыпали жёлтым песком. (дополнение)
Утомившись в дороге, я крепко заснул. (обстоятельство)
На витрине стояла хрустальная ваза. (определение)
На витрине стояла ваза из хрусталя. (определение, обстоятельство)
Учитель: Одинаковый ли смысл двух последних предложений? (да)
Учитель: Чем же отличаются эти предложения?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): В этих предложениях есть синонимичные словосочетания: “хрустальная ваза” и “ваза из хрусталя”.
Учитель: проанализируем эти словосочетания. Укажите способ подчинительной связи слов.
Ученик (предполагаемый вариант ответа): “хрустальная ваза” - согласование; “ваза из хрусталя” - управление.
Слайд 17. Учитель: В зависимости от способа связи слов в словосочетаниях, определения бывают согласованные и несогласованные. Запишите схему в тетрадь, дополните её нашими примерами-словосочетаниями.
На экране появляется схема “Виды определений”.
Учитель: Поговорим подробнее о согласованных определениях.
Учитель: Сколько вопросов можно задать к согласованному определению? (один)
- Каков тип связи слов? (согласование)
- Какие части речи согласуются? (имя прилагательное, причастие, местоимение, числительное).
- Чаще всего согласованное определение стоит перед определяемым словом.
Примечание. Постепенно на экране появляется сводная запись о согласованном определении.
Учитель: Рассмотрим несогласованные определения.
Учитель: Сколько вопросов можно задать к несогласованному определению? (несколько)
- Каков тип связи слов? (управление, примыкание)
- Как вы думаете, чем может быть выражено такое определение? (Существительное в косвенном падеже, инфинитив глагола, местоимение, наречие, цельное словосочетание).
Чаще всего несогласованное определение стоит после определяемого слова.
Примечание. Постепенно на экране появляется сводная запись о несогласованном определении.
СТРУКТУРА ЗУМ ИН – “увеличить”. Структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал на чтении или видеоматериале, останавливаясь и задавая вопросы на углубление.
Обобщение изученного.
Учитель: Как же узнать вид определения?
Ученик (предполагаемый вариант ответа): Надо от определяемого слова задать вопрос. Согласованное определение отвечает на один вопрос (какой? чей? который?), а несогласованное – не только на вопросы определения, но и на вопросы других ВЧП. Согласованное определение может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, числительным. Несогласованное определение выражается другими частями речи.
Закрепление изученного материала (слайд 20).
СТРУКТУРА КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – опроси – опроси – обменяйся карточками – структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу.
Учитель: Закрепим изученное. Выполняем задание письменно. Спишите предложения, подчёркните грамматическую основу и определения, укажите вид определения.
Белые ручки чужие труды любят. (Гр. основа – ручки любят; согласованные определения – белые, чужие)
Она выбрала платье цвета бирюзы. (Гр. основа – она выбрала; несогласованное определение – цвета бирюзы)
Встреча с друзьями состоится в субботу. (Гр. основа – встреча состоится; несогласованное определение – с друзьями)
Бесконечна возможность познавать себя. (Гр. основа – возможность бесконечна; несогласованное определение – познавать)
Люди с рюкзаками мешали входящим в автобус. (Гр. основа – люди мешали; согласованное определение – с рюкзаками)
Украшение из серебра упаковали в красивую коробку. (Гр. основа – упаковали; согласованное определение – красивую, несогласованное – из серебра)
Учитель: Переделайте устно предложения с несогласованными определениями так, чтобы появились согласованные определения.
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, давайте подведём итоги урока.
- Чем мы занимались на уроке? (повторяли ВЧП, говорили о видах определения)
- Что нового мы сегодня узнали? (какие бывают определения)
- Зачем нужны ВЧП? (ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь)
Какие ВЧП вы знаете? Как их отличить? (дополнение, определение, обстоятельство; ВЧП можно отличить по вопросам, которые мы задаём от определяемого слова)
- Как отличить согласованное определение от несогласованного? (определения также различаются по вопросу и способ выражения)
- Какова была цель урока? (вспомнить сведения о ВЧП, изученные в курсе 5–7-х классов, познакомиться с видами определений)
- Мы достигли поставленной цели? (да)
СТРУКТУРА “БИЛЕТИК НА ВЫХОД”
Самостоятельная работа(проверка результативности урока).
Учитель: В таком случае я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Оставьте на столах ваши вещи и перейдите к компьютерам. Перед вами тест по теме сегодняшнего урока. Не забудьте зарегистрироваться. Внимательно читайте задание. Время работы – 3 минуты.
Учащиеся выполняют работу. В конце теста компьютер выставляет оценку.
Некоторые учащиеся в это время выполняют работу обычным способом: на листочках (компьютеров меньше, чем учеников; кто-то психологически не готов выполнять тест на компьютере…)
Учащиеся, выполнившие задания, садятся на свои места.
В конце урока – краткий анализ полученных результатов.
Домашнее задание (слайд 22). Параграф 25, упражнение 135.