Нужен ли психолог в колледже? (Из опыта работы педагога-психолога)

Разделы: Школьная психологическая служба


Не для кого не секрет, что в системе начальной и средней профессиональной подготовки вот уже несколько лет идет так называемая “оптимизация”. Осуществляется она путем сокращения учреждений НПО. Однако это не самое страшное! Проработав педагогом-психологом 17 лет из них в начальном профессиональном образовании 8 лет, я столкнулась с интересной ситуацией. Новый директор сообщила мне о том, что в настоящее время учреждению актуальнее иметь социального-педагога, а не психолога. И как же мне стало обидно! Многие выпускники встречая меня, педагога-психолога, с теплотой вспоминают наши факультативные занятия, рассказывают о своих достижениях. Это и подвигло меня поделиться своим профессиональным опытом и в очередной раз показать значимость психологической службы не только в школах, но и колледжах, техникумах, ведь учатся там те же десятиклассники!

Критерий эффективности психологической службы любого общеобразовательного учреждения - нормальное психологическое развитие обучающегося (помимо здоровья нервной системы), спокойная и доброжелательная обстановка. Не секрет что у большинства обучающихся в подростковый период под влиянием определённых ситуаций могут проявляться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно эти нарушения носят временный характер. Но есть факторы, играющие некую роль в причине этих нарушений (неблагоприятная обстановка в семье, отсутствие взаимопонимания родителей с детьми). Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру обучающегося: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов, его отношениям к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой. Работа психологической службы профессионального учреждения охватывает все выше перечисленные направления. С первых дней обучения обучающиеся находятся под постоянным наблюдением педагога-психолога, классных руководителей и конечно же мастеров п/о, которые не забывают о свои учениках и в не рабочее время.

Подростковый возраст! Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст "переходным" от детства к взрослости. Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. На психофизиологическом уровне дискомфорт подростков объясняется различными причинами:

  • неустойчивостью эмоциональной сферы;
  • особенностями высшей нервной деятельности;
  • высоким уровнем ситуативной тревожности.

Поступив в профессиональное учреждение подросток проходит период адаптации, и от того как пройдет адаптация зависит состояние его здоровья, дальнейшее обучение в учреждении, здоровый психологический климат в группах и весь общеобразовательный процесс.

При поступлении в профессиональное учреждение (когда будущие обучающиеся подают заявление) им предлагают ответить на вопросы ознакомительной анкеты (общие сведения о себе, его интересы и увлечения, почему он поступает в учебное учреждение) и дифференциально-диагностический опросник (по типам профессии). Это является предварительной диагностикой, что позволяет формировать группы.

Весь сентябрь педагог-психолог проводит диагностическую работу во всех группах 1 курса, используя различные тесты и анкеты:

  • на выявления типа темперамента;
  • направленность личности (Б.Баеса ориентационная анкета);
  • выявления стиля поведения в конфликтных ситуациях (Томас);
  • определений уровня самооценки;
  • определение уровня познавательных процессов (память, внимание).

Как правило обучающиеся с интересом участвуют в диагностике и по желанию в индивидуальном или групповом порядке проходят консультацию по результатам диагностики. На консультациях они получают рекомендации: на что необходимо обратить внимание, что корректировать в себе и как для успешного обучения в профессиональном учреждении. Здесь следует отметить, что количество обучающихся с заниженной самооценкой очень минимальное, практически единичные случаи. Если человек уверен в себе, своих силах, имеет цель в своей жизни, он может достичь высоких результатов, как в обучении, так и в жизни. Вот почему многие обучающиеся, которые были неуспевающими в школе, переступив порог профессионального учреждения, чувствуя постоянную заботу и переживание за них, вдохновляются окружением и могут учиться значительно лучше. А эти понятия и раскрывает педагог-психолог на консультациях.

Уже в октябре создается расширенная информация об обучающихся первого курса: адекватность учебной самооценки, соответствие уровня сформированности познавательных процессов и их произвольности по возрасту, социально-психологический статус ребенка, психологические характеристики личности обучающегося и состояние его здоровья.

На первом психолого-педагогическом консилиуме педагог-психолог предлагает информацию о результатах очередного набора обучающихся. Все данные по каждой группе доводятся до сведения педагогов в корректной форме, не называя фамилию, психолог дает рекомендации по работе с группой, на что следует обратить внимание.

В целях успешной адаптации первокурсников с первых дней обучения проводятся факультативные занятия. Предлагаю свою разработку факультативного курса “Социально-психологический практикум”:

Цели и задачи курса:

- сформировать гуманистическое мировоззрение и психологическую культуру у обучающиеся;

- научить понимать чувства и мотивы поведения других людей, моделировать свое будущее;

- использовать полученные знания на практике, в общении со сверстниками, родителями.

Освоение материала даст возможность обучающиесям приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира.

Особенностью факультативного курса является проблемность обучения, она происходит за счет привлечения обучающиеся к обсуждению проблем личного и общего характера, что позволяет им высказывать свое мнение, получить опыт разрешения сложных жизненных ситуаций.

Содержание факультативного курса “Социально-психологический практикум” включает изложение теоретического материала: основные понятия подросткового возраста, качеств личности, межличностных взаимоотношений, стили семейного воспитания (из области семейной психологии). Активные формы работы: игровые упражнения, творческие задания, тесты, дискуссии и обсуждения. Активные формы работы занимают большую часть курса, проигрывание ситуаций с элементами психологического тренинга дают возможность сформировать у обучающиеся навыки конструктивного ведения диалога, анализа интересов, чувств, мотивов общения и самоанализа, обучают обучающиеся приемам и методам саморегуляции.

Программа курса рассчитана на 42 часа.

Тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Форма проведения урока
1.1. Раздел 1. Подростковый возраст.

Вводное занятие.

Переход от детства к взрослости.

Физическое и психическое взросление.

Юность в разных исторических периодах.

2 Групповая дискуссия
1.2. Подростковый возраст.

Особенности развития личности подростка.

Поведенческие реакции подростка.

Изучение индивидуальных особенностей личности обучающиеся.

1

1

Беседа и обсуждение

диагностика

1.3. Изучение индивидуальных особенностей личности подростка.

Обсуждение результатов диагностики.

1

1

диагностика

беседа

1.4. Качества личности подростка.

Творческие способности.

Креативность.

2 Игровые упражнения
1.5. Самооценка.

Источники формирования самооценки.

2 Беседа диагностика
1.6. Самоотношение. Что включает в себя понятие “самоотношение”. Самоуважение – путь к уверенности в себе. 2 Обсуждение
  Итого: 12 ч.  
2.1 Раздел 2. Межличностные взаимоотношения

Межличностные отношения.

Взаимоотношение поколений.

2 дискуссия
2.2 Коллектив и личность.

Лидерство.

2 Ролевые игры

диагностика

2.3 Роль чувств в жизни человека (настроение и формы переживания). 2 дискуссия
2.4 Любовь в жизни человека. 2 Игровые упражнения
2.5 Что такое дружба?

Особенности юношеской дружбы.

2 Беседа
  Итого: 10 ч.  
12. Раздел 3. Здоровый образ жизни.

Что такое саморегуляция?

Приемы и методы саморегуляции.

2 Обучение упражнениям
13. Почему подростки не слышат предостережений?

Возникновение и развитие наркозависимости и вредных привычек.

2 Беседа

анкетирование

14. Умение сказать “НЕТ” вредным привычкам. 2 Тренинг навыков отказа
15. “Брось сигарету” круглый стол. 2 Дискуссия и обсуждение
16. Позитивное мышление.

Как влияет образ мыслей на жизнь человека?

Приемы позитивного мышления, вера в удачу.

2 Беседа тренинг
  Итого: 10 ч.  
17. Раздел 4. Семейная психология.

Психология семейных отношений.

2 Лекция

беседа

18. Общение в семье: конфликты в семье и их преодоление. 2 Игровые упражнения
19. Функции семьи. 2 Групповая дискуссия
20. Стили семейного воспитания. 2 Лекция

беседа

21. Заключительное занятие.

Подведение итогов: творческая работа “Что я узнал о себе нового?

2 Творческая

Работа

беседа

  Итого: 10 ч.  
  Всего: 42 ч.  

Содержание

Раздел 1. Подростковый возраст.

Тема 1.1. Вводное занятие. Переход от детства к взрослости. Физическое и психическое взросление. Юность в разных исторических периодах.

(2 часа)

Занятие построено в форме групповой дискуссии, рассматриваются следующие вопросы:

- переход от детства к взрослости;

- физическое и психическое взросление.

В конце занятия обучающиеся отвечают на вопросы теста “Капитан или пассажир?” (автор Прутченков А.С.), тест “Поддаетесь ли вы чужому мнению?” (для выявления уровня конформности поведения, автор Киршева Н.В. и Рябчикова Н.А.).

Тема 1.2 Подростковый возраст. Особенности развития личности подростка. Поведенческие реакции подростка. Изучение индивидуальных особенностей личности обучающиеся.

(2 часа)

Занятие включает обсуждение подросткового возраста, поведенческие реакции подростка. Чем характеризуется данный возрастной период, на что необходимо обратить внимание, чтобы успешно общаться с родителями и сверстниками. Изучение индивидуальных особенностей личности, в целях коррекции своего поведения, развития определенных качеств и особенностей личности.

Тема 1.3 Изучение индивидуальных особенностей личности обучающиеся. Обсуждение результатов диагностики.

(2 часа)

Занятие включает проведение диагностики индивидуальных особенностей личности с использованием теста Айзенга (подростковый вариант), опросника по схеме построения профессиональной перспективы (ЛПП), тест Томаса “Стили разрешения конфликтов” (выявление стиля поведения в конфликтных ситуациях), ряд методик по определению уровня концентрации внимания, видов памяти и развития мышления.

Тема 1.4 Качества личности. Творческие способности

(2 часа)

Занятие включает развивающие игровые упражнения, творческие задания, при помощи которых обучающиеся знакомятся с различными качествами личности, понятием Креативность, исследуют свои творческие способности и выявляют у себя новые. В конце занятия обсуждение: что нового обучающиеся узнали о себе?

Тема 1.5 Самооценка. Источники формирования самооценки.

(2 часа)

Занятие построено на дискуссии, идет обсуждение особенностей поведения людей в зависимости от самооценки. Далее предлагается провести исследование свой самооценки, используем тест “Самооценка” (модификация Л.П.Пономаренко).

Тема 1.6 Самоотношение. Что включает в себя понятие “самоотношение”. Самоуважение – путь к уверенности в себе.

(2 часа)

В процессе занятия обучающиеся знакомятся с понятием “самоотношение”, “самоуважение”, в ходе беседы идет обсуждение. Обучающимся предлагается изучить биографии известных людей и их достижения, в конце занятия подводим итог: что помогает человеку достичь успеха?

Раздел 2. Межличностные взаимоотношения.

Тема 2.1 Межличностные отношения. Взаимоотношение поколений.

(2 часа)

Занятие включает дискуссию на тему: “Взаимоотношение поколений”, что мешает наладить хорошие взаимоотношения. Используя ролевые игры обучающиеся на практике узнают и изучают ошибки, совершаемые при знакомстве с новыми людьми. При проведении тренинга “Составь рассказ”, обучающиеся изучают типологию людей по методам восприятия информации.

Тема 2.2 Коллектив и личность. Лидерство.

(2 часа)

Обучающиеся знакомятся с понятием “Коллектив”, видами коллективов, с этапами формирования коллектива, с распределением Родей в коллективах. Проведение диагностики позволяет обучающимся определить свое отношение к коллективу, и общий показатель сплоченности своего коллектива, на данном этапе формирования.

Тема 2.3. Роль чувств в жизни человека (настроение и формы переживания).

(2 часа)

Обучающиеся знакомятся с понятиями “Эмоциональная сфера личности”, “Чувства”, “Настроение”. Закрепляется материал проигрыванием игровых упражнений: “Изобрази эмоцию”, “Передай эмоцию”, “Как я могу владеть своими эмоциями”.

Тема 2.4 Любовь в жизни человека.

(2 часа)

Занятие построено в форме дискуссии на тему : “Одна из форм переживания – любовь в жизни человека”, (здесь раскрывается понятие “любовь”, её разновидности, согласно греческой интерпретации, обсуждение ситуаций из жизни людей и произведений писателей). Обучающиеся получают советы по преодолению эмоций при расставании.

Тема 2.5 Что такое дружба? Особенности юношеской дружбы.

(2 часа)

На занятии раскрывается и обсуждается с обучающимися феномен дружбы, с помощью ролевых и творческих упражнений: “Незаконченные предложения”, “Что препятствует сохранению дружбы?”. Изучаются факторы, влияющие на зарождение дружбы, составляются правила отношений, позволяющих сохранить дружбу. В конце занятия проводим тест “Настоящий друг” (автор Киршева Н.В., Рябчикова Н.А.).

Раздел 3. Здоровый образ жизни.

Тема 3.1 Что такое саморегуляция? Приемы и методы саморегуляции.

(2 часа)

На занятии изучаем понятия “саморегуляция”, для чего необходимо знать приемы и методы саморегуляции. Далее занятие проходит в активной форме и отрабатываются навыки саморегуляции. В конце занятия обучающимся предлагается игровое упражнение релаксации “Капля”, с использованием аудио аппаратуры.

Тема 3.2 Почему подростки не слышат предостережений? Возникновение и развитие наркозависимости и вредных привычек.

(2 часа)

Обучающиеся получают знания о вредных последствиях злоупотребления алкоголя и наркотических веществ. Идет обсуждение на тему: “Почему часть сверстников игнорируют предупреждения взрослых?”. В конце занятия проводиться викторина и тестирование “Что я знаю о курении?”.

Тема 3.3 Умение сказать “НЕТ” вредным привычкам.

(2 часа)

Занятие полностью построено на отработке навыков отказа. Используются ролевые игры, обучающиеся проигрывают ситуации “За компанию”, “Маменькин сынок”, “Слабак” и непосредственно тренинговые упражнения в кругу.

Тема 3.4 “Брось сигарету” круглый стол.

(2 часа)

Обучающиеся, предварительно подготовленные, обсуждаю совместно проблему курения. Занятие построено в форме круглого стола.

Тема 3.5 Позитивное мышление. Как влияет образ мыслей на жизнь человека? Приемы позитивного мышления, вера в удачу.

(2 часа)

В процессе беседы обучающиеся знакомятся с представлением о важности позитивного мышления, как влияет образ мыслей на человека. Отрабатывают приемы позитивного мышления на тренингах: “Коллаж удачи”, “Умение получать хорошее”, “Избавление от негативных мыслей”. В конце занятия обучающиеся отвечают на вопросы теста: “Вы умеете быть счастливым?” (болгарский еженедельник “Орбита”).

Раздел 4. Семейная психология.

Тема 4.1 Психология семейных отношений.

(2 часа)

Занятие построено в форме дискуссии. Рассматриваются некоторые из проблем, возникающие в семье, факторы, влияющие на стабильность семейных отношений. В конце занятия обучающиеся разбиваются на группы, составляют перечень признаков гармоничной семьи, затем защищают свои проекты. Идет обсуждений.

Тема 4.2 Общение в семье: конфликты в семье и их преодоление.

(2 часа)

Занятие построено в форме игры. Разыгрывается ситуация “Неприятность на работе” (обучающиеся анализируют семейные конфликты и их преодоление).

Идет обсуждение и выводы. Самостоятельно обучающиеся составляют основные правила общения, выделят главные моменты.

Тема 4.3 Функции семьи.

(2 часа)

Обучающиеся знакомятся с функциями семьи в форме лекции. В конце занятия обучающиеся отвечают на вопросы теста: “РОП” (для выявления ролевых притязаний в браке) под редакцией М.К. Тутушкиной. Идет обсуждение результатов тестирования.

Тема 4.4 Стили семейного воспитания.

(2 часа)

Обучающиеся детально останавливаются на воспитательной функции семьи. В процессе обсуждения разбирают типы негармоничного (неправильного) воспитания. Выделяют основные причины негармоничного (неправильного) воспитания.

Тема 4.5 Заключительное занятие. Подведение итогов: творческая работа “Что я узнал о себе нового?”.

(2 часа)

Обучающиеся подводят итоги всего курса, вспоминают все направления курса, что полезного приобрели, чему научились, высказывают свое мнение. Пишут мини сочинение “Что я знаю о себе?”. Желающие выступают со своими творческими работами перед группой.

Список литературы:

  1. И.С. Кон “Психология юношеской дружбы”, М., 1973г.
  2. Н.Н.Обозов “Возрастная психология: юность”, СП, 2001г.
  3. Н.Н.Обозов “Психология межличностных отношений”, Киев, 1990г.
  4. Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова “Основы психологии для старшеклассников” (пособие для педагогов), М., ВЛАДОС, 2001г.
  5. А.Е.Личко “Психопатии и акцентуации характера у подростка”, Л.,1977г.
  6. А.Прихожанин “Психологический справочник для неудачника, или как обрести уверенность в себе”, М., 1994г.
  7. А.С.Прутченков “Наедине с собой. Психологические тесты и психологические упражнения для подростков и старшеклассников”, М., 1996г.

И в заключение хотелось бы отметить, с первого курса обучающиеся имеют тесный контакт с педагогом-психологом, знают его в лицо, приветствуют его и приходят на консультации. Ведь зачастую обучающийся-подросток не всегда подойдет со своей проблемой к родителям или родственникам, некоторые испугаются, а другие и вовсе не имеют взаимопонимания с родителями, а вопрос нужно решить.

Так нужен ли психолог в профессиональном образовании?