Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье, сплочению коллектива родителей.
Задачи:
- воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;
- вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме;
- познакомить детей с общественным праздником “День матери”;
- совершенствование навыков культуры поведения; развитие творческих способностей.
Предварительная работа:
- беседы по классам о мамах;
- подбор материала для сценария;
- подбор музыкального материала;
- разучивание песен по данной тематике;
- подбор оформительского материала;
- анкетирование;
- сбор материала и создание мини проектов;
- приглашение мам на мероприятие;
- создание презентации.
Оборудование: мультимедиа аппаратура, магнитофон.
Ход урока
I. Оргмомент.
(Cлайд 1). Приложение
Звучит песня о маме.
(Cлайд 2-4)
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и дорогие наши гости! Этот день добрый ещё и потому, что посвящён он вам, наши милые, дорогие, единственные женщины. Вас приветствуют самые замечательные дети!
(Дети приветствуют гостей, дарят женщинам небольшие сувениры и рассаживаются по местам)
II. Вступительная беседа.
Ведущий: Сегодня мы встретились с вами накануне замечательного праздника.
– А какой у нас скоро будет праздник, вы ответите, когда посмотрите небольшую притчу.
(Инсценированные притчи)
(Слайд 6-16)
За день до рождения ребенок обратился к Богу:
– Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, зачем я нужен в этом мире? Как мне жить, чтобы не сделать непоправимых ошибок? Кто мне будет помогать в сложных ситуациях и любить, что бы со мной ни произошло?
Бог ответил:
– Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с
тобой. Он будет охранять тебя от всех бед. Он
хранитель семейного очага.
– А как же его зовут? – спросил ребенок.
– Неважно, как его зовут. Ты будешь называть его “МАМА”!
(Слайд 17)
- Так какой у нас скоро будет праздник?
(Слайд 18)
Правильно, ребята 24 ноября мы будем праздновать “День матери”.
- Сегодня мы, вместе со своими ребятами хотели бы подарить приятные минуты радости, сидящим в этом зале женщинам – мамам.
- Вам, хрупкие и нежные, вам милые и ласковые мамы, воспитатели и учителя вам, наши дорогие и прекрасные женщины мы посвящаем свое занятие.
III. Основная часть.
Ведущий: У каждого человека есть – мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра. А как мы можем назвать одним словом этих людей? (Cемья)
- Как вы думаете, кто хранительница семьи, семейного очага?
(Ответы детей.)
- Все члены в семье главные, но хранительница семейного очага – это МАМА!
- Мы с вами трудились над проектом “Книга о маме”, старались, чтобы успеть подготовиться к маминому празднику и сделать им подарок. Сегодня мы подведем итог нашей с вами работы и представим результат, который у нас получился.
Ведущий: Все вы были поделены на подгруппы, и вам было дано определенное задание, сейчас вы поделитесь со всеми своими результатами.
– Ребята, а что должно быть в книге?
(Титульный лист, страницы, оглавление.)
– Давайте и мы назовем нашу книгу. Какое бы название вы дали нашей книге?
(Ответы детей.)
(Cлайд 19)
- Наша книга называется “Имя Ангела – МАМА!”.
- Открываем нашу книгу.
(Cлайд 20)
Первая страничка называется “История праздника”
Над этой страницей работали Сережа и Вадим. Предоставим им слово.
(Cлайд 21)
Традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме, предназначенных для почитания Великой Матери - богини, матери всех богов.
(Cлайд 22)
В Англии с XV века отмечалось "Материнское воскресенье” посвященное чествованию матерей по всей стране.
В США День матери отметили впервые в 1872 году по инициативе Джулии Уард Хоу.
В Германии первый День матери отметили 13 мая 1923 года.
В Украине День матери начали отмечать еще в 1929 года.
В Белоруссии День матери отмечается 14 октября с 1996 г.
День Матери во второе воскресенье мая отмечает Дания, Финляндия, Германия, Италия, Турция, Австралия, Япония, Бельгия, Украина, Эстония.
Итак, День матери отмечается во всех странах, а когда посмотрите на слайд
В мае: в Греции, в Польше, в Литве, в США, в ЮАР, во Франции, в Швеции.
В октябре: в Белоруссии, в Индии, в Аргентине.
В марте: в Грузии, в Ливане, в Узбекистане.
В декабре: в Испании, в Португалии, в Сербии.
Дальше наш рассказ продолжит Вадим.
(Cлайд 23)
День матери в России очень молодой праздник.
Праздник День матери учреждён в 1998 году в соответствии с Указом Президента России Б. Н. Ельцина от 30 января 1998 года № 120 “О Дне матери”. Праздник отмечается в последнее ноябрьское воскресенье. Цель праздника — поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека — Матери.
Ведущий: Вам интересно было изучать историю праздника?
- Много ли нового вы узнали об этом празднике?
- Где вы брали материал для своего выступления?
(Cлайд 24)
Вторая страница нашей книги “Образ матери в искусстве”
Ведущий: Над этой страницей у нас работали Диана, Кирилл, Саша.
Перед ними стояла задача изучить и рассказать нам о том, как художники, писатели, поэты раскрывают образ женщины – матери в своих работах.
Вам слово.
Многие художники, поэты и писатели обращались в своем творчестве к этой теме. Они черпают вдохновения в воспоминаниях о матери.
Потому что мама – это основа всей жизни, начало понимания любви, гармонии и красоты.
(Cлайд 25)
Образ женщины-матери навечно запечатлен на полотнах известных художников всех времен и народов. “Мама” - эталон прекрасного. Данная тема не иссекаема и будет волновать художников всегда, так как индивидуальное чувство любви к матери невозможно выразить какой-либо одной картиной.
Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы. С греческого языка икона – это образ. В первую очередь это главная святыня земли Русской – "Богоматерь Владимирская", икона начала XII века.
(Cлайд 26)
Как говорит предание, икона была написана святым Евангелистом Лукою ещё при жизни Богоматери .Когда святой Лука принёс эту икону к Богоматери, она, увидев своё изображение, повторила пророчество: “Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сею иконою”. И эта благодать постоянно пребывает с этой иконою, проявляясь в бесчисленных чудотворениях. Чудотворный образ иконы спасал Москву от набегов татар. Она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели её парившей над куполом церкви. В городе Владимире, где она находилась долгое время, икона исцеляла больных. Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей Русской земли. Перед ней молились русские князья и цари, отправляясь в боевые походы. На иконе изображена Богоматерь с маленьким Иисусом. Он прильнул к матери и прижался к её щеке. Такое изображение на иконе называется “умиление”. Богоматерь задумалась, прижимая к себе сына. Её взгляд устремлён к людям, полон печали и тревоги. Прижимая к себе сына, она словно пытается его защитить от уготованной участи.
- Художники во все времена в своих произведениях изображали мать с ребёнком на руках, в образе Мадонны, в образе женщины-матери.
(Cлайд 27)
(Cлайд 28)
Перед вами картина Михаила Андреевича Савицкого "Партизанская мадонна".
(Cлайд 29)
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин много раз изображал в своих произведениях мать с ребёнком: его картина "Мать".
(Cлайд 30)
Интересно тема матери в картине “Мать” художника Александра Александровича Дейнеки.
В своей картине художник стремился создать образ современной женщины-матери. Героиня – женщина-труженица, физически сильная, широкоплечая, но это не лишает ее очарования и мягкой женственности.
(Cлайд 31)
“Родина-мать зовёт!” — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе.
(Cлайд 32)
Владимир Васильев написал картину “Матерь Мира”.
(Cлайд 33)
А художник Браз картину “Мать и сын”.
(Cлайд 34)
А эта работа современного испанского художника Висенте Ромеро Редондо.
Сейчас я передаю слово Кириллу, который продолжит наш рассказ.
(Cлайд 35)
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать!”. Л.
Рогожников
Начиная со времён устного народного творчества, этот образ приобрёл пленительные черты хранительницы домашнего очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей, верного друга.
(Слайд 36)
По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Н.Н. Некрасова, воспевшего “святые, искренние слёзы”, “слёзы бедных матерей”.
(Слайд 37)
Продолжатель некрасовской традиции С. Есенин создал удивительно искренние стихи о своей матери-крестьянке.
(Слайд 38)
Трогательно воспет образ матери как Ангела-хранителя в стихотворении И. Бунина “Матери”.
(Слайд 39)
Горький плач матери в поэме Анны Ахматовой “Реквием”.
(Слайд 40)
Этот плач потом отзовётся в книге о матери Е. Кошевой “Повесть о сыне”
Данная тема очень многогранна. Лучше слов говорят стихи поэтов и песни в исполнении.
(Слайд 41)
А. Герман “Ты мама”, Г.Отса “Письмо матери”, В. Толкуновой “Поговори со мною, мама”, О. Митяева “Мама”. И еще очень много песен посвящено матерям
(Слайд 42)
В завершении нашего выступления мы хотим вам предложить послушать песню молодого автора Насти Борисовой из Новосибирска
(Слайд 43)
Третья страница нашей книги “Что мы знаем о маме”
Ведущий: Ребята этой группы, Света и Таня провели анкетирование в своих классах
И о своих результатах они нам сейчас и расскажут.
Нами была разработана и предложена одноклассникам анкета “Как мы знаем наших мам” Вопросы анкеты представлены на слайде.
(Слайд 44)
Имя, отчество и фамилию мамы.
День, месяц и год рождения мамы.
Какого цвета у мамы глаза.
Любимое мамино блюдо.
Какие цветы больше всего любит ваша мама?
Профессия твоей мамы.
Любимое занятие мамы.
Обработав анкету, мы пришли к выводу, что наши одноклассники много знают о своих мамах.
(Слайд 45)
Все ребята знают фамилию имя и отчество своей мамы, цвет ее глаз и любимое блюдо.
Затруднения в вопросе о дате рождения мамы вызвали незнания года рождения.
Из анкеты выяснили, что любимое занятие наших мам – это чтение книг и журналов, шитье, слушание музыки, просмотр телевизора и приготовление вкусных блюд.
Любимые цветы наших мам – это розы, гладиолусы и тюльпаны.
О своей маме нам расскажет Таня.
(Слайд 46)
Мою маму зовут Наталья Сергеевна. Она родилась девятнадцатого декабря тысяча девятьсот семьдесят девятого года в селе Лукьянцы Харьковской области. Моя мама по профессии кондуктор, но сейчас она не работает, так как заботится о младших сестрах. Любимое блюдо моей мамы – это салаты. В свободное время она любит вязать. И еще она любит, когда ей дарят тюльпаны.
(Слайд 47)
Следующая страница нашей книги “Доброе слово о маме”
Ведущий: Над этой страницей у нас работали Лола, Лера и Тома. Предоставим им слово.
- На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, ведь дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу.
(Слайд 48)
Ребята, в своих сочинениях написали много замечательных строк о маме. Я зачитаю некоторые из них:
Я люблю свою маму! Когда мне становится трудно, я звоню маме, прошу у нее совета. И когда в моей жизни случается что-то хорошее и интересное, я тоже рассказываю об этом маме, делюсь с ней радостью и просто хорошим настроением.
Моя мама домохозяйка. У нее много работы по дому, которую она любит. В свободное время мама любит смотреть телевизор и читать.
В моей семье есть замечательный человек – это мама. Мою маму зовут Тамара. Она милосердная, красивая, и самая лучшая на свете.
Характер у мамы добрый, весёлый. Она трудолюбивая, заботливая. Мама заботится обо мне и сестре.
Свое сочинение о маме нам зачитает Лера и Тома.
(Слайд 49)
Лера: Мою маму зовут Юля. Мама любит гулять с друзьями. Она работает в шиномонтажной мастерской. У мамы глаза серо-зелёные, она красивая.
У мамы характер спокойный, нежный, она всегда заботится обо мне.
Я люблю свою маму, потому что, она всегда помогает мне и моему брату.
(Слайд 50)
Тома: Мама – это самый родной человек для каждого из нас.
Мою маму зовут Нонна. У нее очень красивые и добрые глаза. Волосы красивые, черные, длинные. Она маленького роста. Одевается моя мама всегда красиво и модно. У моей мамы добрый, нежный, справедливый и ласковый характер.
Моя мама домохозяйка. У нее много работы по дому с младшими братьями. В свободное время мама любит смотреть телевизор и гулять по улице.
Я люблю свою маму! Когда мне становится трудно, я звоню маме, прошу у нее совета. И когда в моей жизни случается что-то хорошее и интересное, я тоже рассказываю об этом маме, делюсь с ней радостью и просто хорошим настроением.
(Слайд 51)
Следующая страница “Кто милее всех на свете?”
Ведущий: Ребята, а кто милее всех на свете для вас?
- Какими чертами характера должна обладать мама?
- Наши ребята продолжили предложение МОЯ МАМА…., посмотрите, что у нас получилось.
(Слайд 52)
- Уважаемые мамы и гости, а кто для вас всех милее?
- Для того чтобы раскрыть смысл этой страницы приглашаем по 5 человек от гостей и от детей.
- Перед вами цветы, на которых написаны черты характера, вам необходимо создать букет.
Ведущий: Для родителей – за что вы любите своих детей, а вы ребята должны составить букет, в котором бы говорилось, за что вы любите своих мам.
- Давайте подведем итог, за что же вы, ребята любите своих мам?
- А за что же вас любят ваши мамы?
(Слайд 53)
Новая страница “Я и мама вместе не сидим на месте ”
Ведущий: Это игровая страничка. Для проведения этого конкурса нам нужны две команды по 4 человек. Одна команда – дети, другая команда – гости.
Первое задание “Собери пословицу”
(Слайд 54)
На магнитной доске написаны начало пословиц, ваша задача закончить их.
Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось.
Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
Дитя плачет, а у матери сердце болит.
Лучше матери друга не сыщешь.
Матери все дети равны - одинаково сердцу больны.
Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
Мать кормит детей, как земля людей.
При матери ребятки, как при курице цыплятки.
Нет милее дружка, чем родима матушка.
(Слайд 55)
Второе задание: “Художники”
Ведущий: Для проведения этого конкурса нам необходимы команды по 5 человек.
На противоположной от команд стене висят листы бумаги. Возле них лежат Маркеры. Первый участник от каждой команды бежит и рисует овал лица, вторая – волосы, третья – глаза и так, пока не будет нарисован портрет мамы и ребенка полностью.
(Слайд 55)
И последняя страница нашей книги: “Наши мамы не простые – у них руки золотые!”
(Дети читают стихи)
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
У моей мамы руки не простые.
У моей мамы руки золотые!
Стирают, моют, убирают,
Красиво гладью вышивают.
Если надо, подстригут,
Нос платочком подотрут.
Машину учатся водить,
Умеют гвоздь в стену забить...
Моя мама может все, потому, что у нее
Руки не простые, руки – золотые!
Ведущий: У каждой мамочки есть свои увлечения: кто-то вяжет, шьет, мастерит поделки, выращивает овощи и цветы, поет и танцует. Каждая мама талантлива. Но всех мам объединяет одно - умение вкусно готовить. Сейчас мы в этом убедимся.
- Дорогие наши гости, мы попросим вас разделиться на две команды.
Ваша задача: за 5 минут приготовить десерт, а дети в это время накроют на стол.
- Посмотрите, какие у наших гостей золотые руки, как они украсили свои торты. Спасибо вам за это.
IV. Итог
(Cлайд 56)
Ведущий: Теперь пришла пора собрать воедино нашу замечательную книгу. Предоставим это нашим ребятам.
(Выходят и собирают книгу)
- Ну вот, что у нас получилось. Нравиться вам, ребята? Понравилось вам создавать такую книжку? А вам, дорогие наши мамы, гости понравилась наша книга?
(Слайд 57)
Ведущий: Мама – это огромное окно в мир. Она помогает малышу понять красоту леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд… Мамины уроки – на всю жизнь.
- Жизнь каждого из нас в детстве складывается из маленьких, порой незаметных крупинок маминой нежности и заботы.
- Сила материнской любви! Кто измерит ее? Есть старая поговорка: “Мать носит дитя 9 месяцев под сердцем и всю жизнь в сердце”.
- Без бескорыстной материнской любви не было бы человеческих отношений. Именно из глубины материнской любви у детей рождаются лучшие человеческие качества.
(Слайд 58)
(Финальная песня, исполняют дети)
Ведущий: Вот и подходит к концу наше занятие. Осталось только поблагодарить тех, кто помог нам его провести. Это вы – наши дорогие мамочки, ребята и вы, уважаемые гости.
- Приглашаем всех на чаепитие.