Урок географии на тему "Мировой океан и его части". 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Цель урока: сформировать представление о Мировом океане как об основной части гидросферы; определить его значение для природы Земли и человека.

Планируемые результаты:

  • личностные: формировать навыки сотрудничества в учебной деятельности; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к чужому мнению;
  • метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; в ходе ведения диалога вырабатывать общее решение;
  • предметные: знать определение понятий: “гидросфера”, “Мировой океан”, “части Мирового океана” (океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова); географическую номенклатуру; виды движения воды в океане; понимать роль Мирового океана в жизни человека; уметь определять географическое положение моря.

Формировать УУД:

Личностные:

  • оценивание усваимаемого содержания, овладение основными навыками нахождения,
  • использования и презентации географической информации;

Познавательные:

  • умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать   выводы;

Регулятивные:

  • умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

Коммуникативные:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах;
  • осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Учебник: География. Введение в географию. 5 класс. Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. — М. : Русское слово, 2013.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, эвристическая беседа, работа в парах, самоконтроль, самостоятельная индивидуальная работа.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска, карта полушарий.

Технологическая карта урока

Этап урока Основной вид деятельности Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
1 Организационный момент.   Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе. Вовлечение учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками и с учителем Проверка готовности к работе на уроке.

Проверка наличия необходимых к уроку материалов и инструментов

2 Мотивация к учебной деятельности Работа с текстом в парах Учитель раздаёт листочки с текстом. Учащиеся читают текст, пытаются дать ему название и понять, о чём пойдёт речь на уроке. “Занимает 3/4 площади Земли, является основной частью гидросферы, составляет 94,2 % всей её площади. Это непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава” Слушают учителя, читают текст в парах, предлагают название.

Определяют тему урока

3 Актуализация знаний Работа с учебником, ответы на вопросы.

Работа в группах

1. Что такое гидросфера?

2. Что является основной частью гидросферы?

Вопросы учителя:

1. На какие части делится Мировой океан?

2. Сколько океанов на Земле?

Работая в группах, проверьте правильность ответов.

Угадайте океаны по описанию, найдите на карте. Задание

1. Был открыт и назван Фернаном Магелланом в 1520–1522 гг. из-за спокойной погоды, преобладавшей в течение трехмесячного плавания через него от Огненной Земли до Филиппинских островов. На русских картах до 1917 г. обозначался как Восточный океан. (Тихий)

2. Происхождение названия связано с древнегреческим мифом о титане, державшем на своих плечах небесный свод на западе Средиземноморья. (Атлантический)

3. Название происходит от страны, куда направлялись все путешественники Средневековья. Она славилась богатствами и в первую очередь специями, которые в то время ценились на вес золота. (Индийский)

4. Уникальный океан, расположен так, что все берега у него — южные. Впервые появился на картах в XVII веке под названием “Гиперборейский океан” от древнегреческого слова “Борей” (мифический бог северного ветра). На русских картах XVII–XVIII вв. употребляли названия Море-океан, Море океан Ледовитый, Ледовитое море и др. (Северно-Ледовитый)

Вопросы учителя:

1. На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле?

2. Назовите и покажите на карте полушарий известные вам океаны и их части.

3. Перечислите материки Земли и океаны, омывающие каждый из них.

4. Какие острова вам известны и где они расположены?

Выполняют задание в группах, отвечают на вопросы, работают с картой. Оценивают результаты работы
4 Постановка целей урока и подведение промежуточных итогов Фронтальная работа Обобщение и корректировка ответов учащихся. Подведение промежуточных итогов: гидросфера — водная оболочка Земли, Мировой океан — главная часть гидросферы. Самые большие части — это четыре океана.

Формулировка целей урока

Учащиеся подводят итоги и формулируют цели урока
5 Изучение нового материала Презентация “Части мирового океана” Работа со слайдами презентации и учебником (параграф 19).

Учитель называет географические объекты, отдельные части океана

Работают с материалом учебника, записывают в тетрадь определения, работают с контурной картой, наносят географические объекты. Участвуют в обсуждении слайдов презентации.

Учащиеся находят общие признаки частей океана, пытаются сформулировать определения, сравнивают с определениями в учебнике и в презентации

6 Физкультминутка   Учитель показывает упражнения: полет чайки, плавательные движения Учащиеся повторяют движения за учителем
7 Закрепление знаний на основе проверочного теста Работа в парах, взаимопроверка Учитель предлагает ответить на 10 вопросов теста Учащиеся отвечают на вопросы, работая в парах, обмениваются листочками и осуществляют проверку задания, выставляют оценку
8 Рефлексия Подведение итогов занятия Урок заканчивается. Учитель предлагает оценить своё эмоциональное состояние, оценить свою работу на уроке, обстановку на уроке, оценить взаимодействие между учащимися и учителем.

1. Понравился ли вам урок?

2. Что полезного и нового узнали?

3. Что понравилось больше всего?

4. Оцените свою работу на уроке.

5. На каком этапе урока испытывали трудности?

6. Оцените общую обстановку на уроке.

Учащиеся участвуют в беседе, высказывают своё мнение на задаваемые учителем вопросы
9 Домашнее задание   1. Параграф 19

2. На контурной карте обозначьте все океаны, материки, 5 проливов, 5 заливов, 5 морей.