Цель урока: сформировать представление о Мировом океане как об основной части гидросферы; определить его значение для природы Земли и человека.
Планируемые результаты:
- личностные: формировать навыки сотрудничества в учебной деятельности; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к чужому мнению;
- метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; в ходе ведения диалога вырабатывать общее решение;
- предметные: знать определение понятий: “гидросфера”, “Мировой океан”, “части Мирового океана” (океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова); географическую номенклатуру; виды движения воды в океане; понимать роль Мирового океана в жизни человека; уметь определять географическое положение моря.
Формировать УУД:
Личностные
:- оценивание усваимаемого содержания, овладение основными навыками нахождения,
- использования и презентации географической информации;
Познавательные:
- умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
Регулятивные
:- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.
Коммуникативные:
Учебник: География. Введение в географию. 5 класс. Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. — М. : Русское слово, 2013.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальный опрос, эвристическая беседа, работа в парах, самоконтроль, самостоятельная индивидуальная работа.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска, карта полушарий.
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Основной вид деятельности | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент. | Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе. Вовлечение учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками и с учителем | Проверка готовности к работе на уроке. Проверка наличия необходимых к уроку материалов и инструментов |
|
2 | Мотивация к учебной деятельности | Работа с текстом в парах | Учитель раздаёт листочки с текстом. Учащиеся читают текст, пытаются дать ему название и понять, о чём пойдёт речь на уроке. “Занимает 3/4 площади Земли, является основной частью гидросферы, составляет 94,2 % всей её площади. Это непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава” | Слушают учителя, читают текст в парах,
предлагают название. Определяют тему урока |
3 | Актуализация знаний | Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа в группах |
1. Что такое гидросфера? 2. Что является основной частью гидросферы? Вопросы учителя: 1. На какие части делится Мировой океан? 2. Сколько океанов на Земле? Работая в группах, проверьте правильность ответов. Угадайте океаны по описанию, найдите на карте. Задание 1. Был открыт и назван Фернаном Магелланом в 1520–1522 гг. из-за спокойной погоды, преобладавшей в течение трехмесячного плавания через него от Огненной Земли до Филиппинских островов. На русских картах до 1917 г. обозначался как Восточный океан. (Тихий) 2. Происхождение названия связано с древнегреческим мифом о титане, державшем на своих плечах небесный свод на западе Средиземноморья. (Атлантический) 3. Название происходит от страны, куда направлялись все путешественники Средневековья. Она славилась богатствами и в первую очередь специями, которые в то время ценились на вес золота. (Индийский) 4. Уникальный океан, расположен так, что все берега у него — южные. Впервые появился на картах в XVII веке под названием “Гиперборейский океан” от древнегреческого слова “Борей” (мифический бог северного ветра). На русских картах XVII–XVIII вв. употребляли названия Море-океан, Море океан Ледовитый, Ледовитое море и др. (Северно-Ледовитый) Вопросы учителя: 1. На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле? 2. Назовите и покажите на карте полушарий известные вам океаны и их части. 3. Перечислите материки Земли и океаны, омывающие каждый из них. 4. Какие острова вам известны и где они расположены? |
Выполняют задание в группах, отвечают на вопросы, работают с картой. Оценивают результаты работы |
4 | Постановка целей урока и подведение промежуточных итогов | Фронтальная работа | Обобщение и корректировка ответов
учащихся. Подведение промежуточных итогов:
гидросфера — водная оболочка Земли, Мировой
океан — главная часть гидросферы. Самые большие
части — это четыре океана. Формулировка целей урока |
Учащиеся подводят итоги и формулируют цели урока |
5 | Изучение нового материала | Презентация “Части мирового океана” | Работа со слайдами презентации и
учебником (параграф 19). Учитель называет географические объекты, отдельные части океана |
Работают с материалом учебника,
записывают в тетрадь определения, работают с
контурной картой, наносят географические
объекты. Участвуют в обсуждении слайдов
презентации. Учащиеся находят общие признаки частей океана, пытаются сформулировать определения, сравнивают с определениями в учебнике и в презентации |
6 | Физкультминутка | Учитель показывает упражнения: полет чайки, плавательные движения | Учащиеся повторяют движения за учителем | |
7 | Закрепление знаний на основе проверочного теста | Работа в парах, взаимопроверка | Учитель предлагает ответить на 10 вопросов теста | Учащиеся отвечают на вопросы, работая в парах, обмениваются листочками и осуществляют проверку задания, выставляют оценку |
8 | Рефлексия | Подведение итогов занятия | Урок заканчивается. Учитель предлагает
оценить своё эмоциональное состояние, оценить
свою работу на уроке, обстановку на уроке,
оценить взаимодействие между учащимися и
учителем. 1. Понравился ли вам урок? 2. Что полезного и нового узнали? 3. Что понравилось больше всего? 4. Оцените свою работу на уроке. 5. На каком этапе урока испытывали трудности? 6. Оцените общую обстановку на уроке. |
Учащиеся участвуют в беседе, высказывают своё мнение на задаваемые учителем вопросы |
9 | Домашнее задание | 1. Параграф 19 2. На контурной карте обозначьте все океаны, материки, 5 проливов, 5 заливов, 5 морей. |