Возрастание роли иностранного языка как средства межкультурного общения повышает его статус как учебного предмета. Знание языка в настоящее время обеспечивает не только перспективу дальнейшего карьерного, профессионального роста, но, что особенно важно, является одной из составляющих культурного развития личности.
В настоящее время согласно ФГОСТ общего образования учебный процесс нацелен на комплексную реализацию личностно-ориентированного, деятельного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкам, на развитие и воспитание личности ученика, его нравственных качеств средствами иностранного языка, его творческих способностей, учет профессиональных устремлений, профильное обучение, работа на результат при котором деятельностная составляющая доминирует над знаниевой.
Мы переживаем эпоху коренных перемен. Коммуникационные и технологические преобразования в мире вовлекают все большее количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов в общение на иностранном языке. Потребность в использовании иностранных языков создает уникальную значимость в обучении иностранному языку как средству общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.
Всё большее внимание уделяется национальной концепции воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях. Это воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами иностранного языка.
Изменение статуса иностранных языков характерно не только для нашего государства, но и для мирового сообщества в целом. Общемировой процесс глобализации потребовал поиска путей объединения людей для решения общечеловеческих проблем и, прежде всего, сохранения цивилизации, ее дальнейшего развития. В этом смысле возросла роль коммуникации как процесса получения и передачи информации, и всех средств, обеспечивающих этот процесс, прежде всего, языков. В документах Евросоюза всемерно приветствуется изучение и знание нескольких иностранных языков, создание единого образовательного пространства. Именно на это была направлена программа “Эрасмус”, принятая ещё в 1987 году, она реально действует уже 20 лет, и благодаря ей ежегодно обучается 150 тысяч студентов, а всего обучилось 1,5 миллиона человек.
Широко известен проект “европейского языкового портфеля” - проект разработки метода, позволяющего каждому европейцу иметь инструмент для регистрации и обновления сведений о достигнутых результатах, о собственном языковом опыте, о полученных сертификационных документах. В “портфолио” зафиксированы все достижения коммуникативной компетенции человека в языке, что стимулирует владельца к непрерывному языковому образованию и самообразованию.
На формирование единого общеевропейского образовательного пространства направлены усилия стран участниц Болонского соглашения. По Болонскому соглашению предусмотрены общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценки. Болонский процесс, основные цели которого ведут к гармонизации национальных образовательных систем, предусматривает:
1) Введение общепонятных и сравнимых квалификаций в сфере высшего образования.
2) Переход на двухступенчатую систему высшего и среднего образования (бакалавр, магистратура).
3) Введение оценки трудоемкости.
4) Обеспечения качества образования.
5) Повышение мобильности преподавателей, преподаватель должен провести не менее семестра в другом ВУЗЕ, за рубежом (Программа “Сократ”).
6) Обеспечение автономности вузов.
В настоящее соглашение добавилось ещё 4 задачи:
1) Введение аспирантуры в общую систему высшего образования (третий уровень), создание систем 3-5-8.
2) Ориентация образования на общеевропейские ценности.
3) Повышение конкурентоспособности, привлекательности европейского образования.
4) Развитие системы непрерывного образования (образование в течение всей жизни).
Франция, которая имеет достаточно развитую систему образования, тем не менее, ее постоянно реформирует, и является практически лидером всех передовых процессов совершенствования образования на европейском пространстве.
Современные тенденции развития образования во Франции касаются всей системы образования. В XXI веке 15миллионов человек, что составляет 25% всего населения страны, учатся в средних и высших школах Франции, два миллиона из них являются студентами, число их за последние двадцать лет почти удвоилось. В сегодняшней школе Франции зреют и получают практическое воплощение предпосылки для подготовки нового типа учащегося, профессиональная деятельность которого должна вписываться в реалии нового третьего тысячелетия.
Для французской школы сегодня характерно:
- преемственность (начальная школа- колледж- лицей), формируется единое образовательное пространство, включая и дошкольную стадию обучения (ecole maternelle);.
- увеличение срока обучения и расширение охвата обучаемых (с 2-ух лет);
- сочетание обязательного образования для всех и индивидуальный подход (etudes dirigees et encadrees) вне расписания;
- растёт соперничество между школами в борьбе за студентов, откуда поиск все новых форм обучения и организации внеучебного времени, а также всего, что могло бы заинтересовать и привлечь новых кандидатов;
- принцип единого урока для всего класса уже сегодня не работает. Улучшение технической оснащенности, повышение подготовки педагогических кадров позволяет находить новые формы работы, создаются новые методы и учебники, способные вызвать интерес у учащихся;
- для французской школы сегодня характерно обязательное включение учащегося в профессиональную деятельность, провозглашается принцип обязательного профессионального обучения вне зависимости от уровня, на котором ученик заканчивает школу, современная средняя школа должна дать каждому ученику после десяти обязательных лет обучения не только школьные знания по предметам, но и определенные профессиональные, технические навыки, которые облегчили бы ему вступление во взрослую жизнь.
- получение диплома бакалавра наибольшим количеством лицеистов законодательно закреплено на государственном уровне. Увеличение количества учащихся в колледже и лицее позволило поднять общий образовательный уровень. Соотношение бакалавров на поколение составляет 62% вместо 24% двадцать пять лет тому назад;
- качественные изменения в государственных учебных заведениях, касаются в первую очередь педагогических кадров: организуются педагогические институты при университетах, которые готовят учителей для средней школы;
- процесс децентрализации образовательной системы, всё больше полномочий передаётся на уровень регионального или местного управления (доля финансирования составляет 20%), большую свободу получили руководители учебных заведений. Растёт автономия университетов, они превращаются в собственников недвижимости, находящейся в их ведении;
- чтобы улучшить результаты учёбы: уменьшается количество студентов в группах, вводится наставничество, должность учебного консультанта, наблюдательные советы и т.д.; а также материальная помощь: социальные стипендии, уменьшение стоимости питания и проживания;
- остаются нерешенными проблемы качества университетского образования, связанные с тем, что во французские университеты нет конкурсного экзамена (прием происходит путём записи). Высшие школы, медицинские факультеты остаются недоступными для бедных и даже средних слоёв населения;
- в начале третьего тысячелетия Высшую школу ожидают дальнейшие изменения, идея создания единого образовательного пространства находит своё развитие в единой трёхуровневой структуре высшего образования: лисанс (licence) - 3 года обучения; магистратура (mastere) – 5 лет обучения; докторантура (doctorat) – 8 лет обучения; организация обучения по семестрам и учебным модулям; введение общей системы кредитов; гармонизация / унификация дипломов;
- кроме того, система модульной организации обучения и индивидуальных заданий, выполняемых преподавателем, утвержденная в 2000 году для общеобразовательных лицеев призвана способствовать развитию навыков самостоятельной работы, что должно облегчить переход к высшей школе. В высшей школе введён накопительный модуль(unite d’enseignement capitale), блок профессиональной специализации / обязательная практика(unite d’experience professionnelle), институт наставников(tutorat).
Итак, в европейских и отечественных работах последнего времени, а также, в нашем государственном стандарте образования отражены кардинальные изменения в методике преподавания иностранного языка. Во-первых изменился подход в преподавании иностранных языков. Стало очевидным, что одной коммуникации мало, должно быть не просто общение на языке, но оно должно быть познавательным, когнитивным.
Коммуникативно-когнитивный метод в преподавании иностранных языков реализуется методическими принципами. Так в книги доктора педагогических наук, профессора МГПУ А.В. Щепиловой дана схема коммуникативно-когнитивного подхода при обучении иностранных языков:
Коммуникативно-когнитивный метод | |
Когнитивная сфера | Коммуникативная сфера |
Деятельностный принцип интеркультурной направленности | |
Когнитивный принцип Сопоставительный принцип Принцип сознательности Принцип концентрической прогрессии |
Коммуникативный принцип Функциональный принцип Принцип комплексности Принцип аутентичности |
Признание единства коммуникативного и когнитивного основывается на единстве двух основных функций человеческого языка: умении строить грамматически и семантически корректные фразы, что отражает результат когнитивного процесса овладения языком, и умении использовать знания и навыки в целях коммуникации. Когнитивное направление уже получило достаточную актуализацию в современных программах, учебниках и иной методической литературе. Когнитивный подход предусматривает процесс естественного познания, - это знания добытые самостоятельно, проблемно-поисковым путем.
Итак, самостоятельное обучение нашло свое отражение в нашем государственном образовательном стандарте, в отечественных методиках, этому направлению уделяется приоритетное внимание в Европе, проблема автономии обучающегося – одна из наиболее актуальных и даже модных проблем в методике. При личностно-ориентированном подходе в образовании развитие самостоятельности ученика в учении рассматривается в качестве одной из приоритетных задач. Не просто передавать знания, но учить учеников их добывать, то есть учить их самостоятельно учиться, и применять их, получать результат – эта идея совершенно созвучна нашей педагогике. Целью обучения иностранному языку признается: развитие умений учиться самыми эффективными способами, умений управлять, организовывать свое обучение и работать на результат.
К сожалению, ученики в нашей школе привыкли к более или менее авторитарному стилю поведению учителя. Чем меньше материалов, источников использует учитель в обучении, тем меньше возможность ученика самостоятельно “выстроить” свое обучение. Ученик лучше знает, имея опыт родного языка, какой материал он запоминает лучше, в какой форме учебной деятельности он успешен, где не успешен. Иначе говоря, ученики, как правило, умеют самостоятельно применять когнитивные стратегии. Задача учителя состоит в том, чтобы учащимся самостоятельно осуществить свой выбор в пользу любимой стратегии, или показать оптимальный алгоритм выполнения задания. Например, при организации проектного мероприятия ученики вправе выбрать себе вид деятельности: подготовка сценария, разучивание песни, выпуск стенгазеты, составления коллажа, создание комиксов и т.д. Когнитивные стратегии позволяют формировать рефлексивные умения – умения видеть себя “со стороны”, самостоятельно оценивать свои возможности и потребности, способность планировать свои действия, ставить промежуточные цели, принимать решения. Рефлексия позволяет учащемуся адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны. Несомненно, перенос с обучающей деятельности учителя на познавательную деятельность ученика - процесс постепенный. При отсутствии этой постепенности может оказаться и, вероятнее всего, так и будет, что ученики не готовы принять на себя ответственность.
Приобщение к самостоятельной работе дает обучаемым гораздо больше возможностей для расширения их кругозора, поддерживает интерес к изучаемому языку, а следовательно, и мотивацию, что обеспечивает эффективность обучения. При такой организации учебного процесса учащимся многое становится более понятным и ясным, что в конечном итоге позволяет им обогатить себя теми знаниями, которые они получают только на уроке французского языка.
Поэтому эффективный учащийся, с точки зрения сегодняшнего дня – это не тот, который безупречно выполняет распоряжение учителя, но тот, который умеет организовать своё обучение. Ученик учиться подбирать материал самостоятельно. Планировать свою деятельность, оценивать, брать ответственность на себя, а учитель в свою очередь учиться тоже делиться властью, делегировать свои полномочия.
Литература
Le Notre (корреспондент Фигаро) Курс лекций на базе МИОО по теме “Современная Франция: язык, политика, образование, культура” 2012 г, Москва.
А.В.Щепилова “Коммуникативно-когнитивный” подход к обучению французскому языку как второму иностранному ”, М., ГОМЦ “Школьная книга”, 2003. -488 с.
Полат Е.С. “Метод проектов на уроках французского языка”, Иностранные языки в школе, №1, 2/2000 г.
Перкас С.В. “Организация индивидуального чтения в старших классах гуманитарной гимназии”, Ин. яз. №3, 1998. C.4-8.
Коряковцева Н.Ф. “Автономия учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель”, Ин. яз. № 1/2001, с.9-11.
Капаева А.Е. “О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам”, Ин.яз., №3 2001, C.12-17.
Сухова Л.В. “Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка”. Ин. яз., №1, 2006, C.30-33.
Ильина Л.Е. “Новый взгляд на систему оценок и рейтинговый учет знаний”, Ин. яз., №6 2006.