Как и любой нормальный человек, я выступаю против реставрации тоталитаризма в нашей стране.
Вполне естественен был и выбор темы очередного открытого урока в 11-м классе: “25-я годовщина падения Берлинской стены. Уроки для несвободных обществ”.
В нынешних торжествах по случаю 25-летия падения Берлинской стены в Германии приняли участие около миллиона человек.
В гости на проблемный урок я решил пригласить Закутаева Валерия Васильевича, несколько лет отработавшего военным переводчиком в Группе советских войск в Германии.
В самом начале урока учитель истории Волокитина С.А. и Закутаев В.В. попытались ответить на вопрос “Почему празднование падения Берлинской стены, к которому наша страна имеет самое непосредственное отношение, не стало праздником свободы и демократии в обновлённой России? Есть такое ощущение, что это не наш праздник. Согласны ли вы с этим ощущением, и если да, то почему?”
В нашей стране сегодня возобладала такая трактовка этих событий – что мы всё по-глупости сдали, и НАТО приблизилось к нашим границам. Бывшие советские республики – в НАТО, в ЕС. Это – крупнейшая геополитическая катастрофа, которая как раз и началась с падения Берлинской стены.
Мы посмотрели видеосюжет “Берлинская стена – символ двух миров”.
Вниманию присутствующих была предложена презентация “Стены не могут быть решением”.
После поражения Германии во Второй мировой войне союзники-победители СССР, США, Франция, Великобритания поделили Берлин на четыре оккупационные зоны. Высшим органом управления города стала союзная комендатура, в которую вошли представители всех четырёх государств. Позже три зоны влияния капиталистических стран были объединены в одну, и таким образом Берлин оказался расколотым на западный и восточный. Напряжённость между западным и восточным блоками нарастала. ГДР и ФРГ наращивали свои вооружённые силы. Правительства обеих сторон обвиняли друг друга в саботаже, провокациях и пропаганде.
В 1958 году Председатель Президиума Верховного Совета ССР Никита Хрущёв объявил Берлин столицей ГДР и потребовал от западных союзников вывести со всей территории ГДР свои войска. Переговоры с Западом не привели ни к каким результатам. Свободное передвижение между восточным и западным Берлином было ограничено в 1960 году. В ГДР экономическая ситуация была сложной, и потоки восточных немцев устремились через берлинскую границу на запад. Эта утечка мозгов возмущала власти ГДР.
13 августа 1961 года по решению правительства ГДР и с одобрения СССР и стран Варшавского договора началось строительство Берлинской стены. Сначала была только колючая проволока, потомм этот символический раскол на капитализм и социализм приобрёл осязаемую форму: бетонная стена в 106 километров и высотой 3 метра 60 сантиметров, металлическая сетка длиной более 66 километров, а ещё сигнальное ограждение, земляные рвы, противотанковые укрепления, сторожевые вышки. Строительство и модификация заграждения были завершены в 1975 году.
“Железный занавес”, о котором говорил ещё У.Черчилль в 1946 году, стал реальностью. К нему теперь можно было прикоснуться. Берлинская стена просуществовала 28 лет, и за это время было совершено около 5000 удачных попыток её преодолеть. Восточные немцы пытались бежать разными способами – на воздушных шарах, на машинах, по туннелям, по канализационным трубам. Внутреннее пространство между заграждениями шириной в несколько метров называли “полосой смерти”. На полосе беглец из Восточного Берлина становился лёгкой мишенью. По нему охранники ГДР открывали огонь. По данным из разных источников, при попытке преодолеть стену были застрелены в общей сложности от 98 до 136 человек.
В 1962 году раненный на “полосе смерти” охранниками Петер Фехте на глазах у жителей Берлина истёк кровью.
Падение стены началось с выступления Президента США Рональда Рейгана у Брандербургских ворот в 1987 году: “Генеральный секретарь Горбачёв, если вы хотите мира, если вы хотите процветания для Советского Союза и Восточной Европы, если вы ищете освобождения, приходите к этим воротам. Господин Горбачёв, откройте эти ворота, господин Горбачёв, разрушьте эту стену”.
4 ноября 1989 года на площади Александр-плац в Восточном Берлине состоялась самая массовая демонстрация протеста в истории ГДР. Там собрались около полумиллиона человек. 9 ноября, выступая на пресс-конференции, Гюнтер Шабовский, секретарь ЦК СЕПГ, заявил, как многие считают, по недоразумению, что “новые правила свободного выезда граждан ГДР за рубеж вступают в силу незамедлительно”. В эту же ночь тысячи восточных немцев, пешком и на машинах, пересекли границу, разделявшую Берлин. На западной стороне их встречали как давно потерянных и вновь обретённых любимых родственников.
Падение “железного занавеса” всколыхнуло Восточную Европу. В 1989 году в результате массовых волнений в Польше пришёл к власти профсоюз “Солидарность”, а в 1990 его руководитель Лех Валенса стал Президентом Польши. В Чехословакии в ноябре 1989 сотни тысяч людей вышли на улицы. 27 ноября там прошла всеобщая забастовка. На следующий день тоталитарный режим Чешской компартии пал. 29 декабря диссидент и писатель Вацлав Гавел стал президентом Чехословакии.
Когда ломали Берлинскую стену, люди со всего мира приезжали в Берлин, чтобы получить хоть маленький обломок серого шершавого бетона. Разрушение символа “холодной войны” стало одним из важных событий ХХ века.
В декабре 1989 г. американец Леонард Бернстайн дирижировал в Берлине сборным оркестром музыкантов из Восточной и Западной Германии, из Великобритании, Франции, США и СССР. Они играли “Оду к радости” из 9-й симфонии Бетховена.
В 1989 году Коммунистическая партия Советского Союза фактически утратила своё непосредственное политическое значение как главного инструмента власти. У СССР уже не было сил удерживать периферию под своим контролем. Дело не в том, что кто-то в Кремле хотел разрушить Берлинскую стену, а в том, что уже не было больше сил её латать. Ни экономических, ни военных, ни моральных.
Хотел ли Горбачёв объединения Германии? Вряд ли. Но Восточную Германию отдали так же, как в своё время отдали Аляску - потому что понимали, что не могут защитить военными и любыми иными средствами.
Улыбки и смех школьников вызвал видеофрагмент торжественной церемонии вывода Западной группы войск из Германии 30-31 августа 1994 года.
Гельмут Коль и Борис Ельцин в Трептов-парке.
Во время урока мы провели три опроса.
Скажется ли на вас, на вашей жизни возможный новый “железный занавес”, если он возникнет?
- Да.
- Нет.
Кто от кого в большей степени отгораживается?
- Россия от Запада.
- Запад от России.
- Затрудняюсь ответить.
Россию можно назвать:
- Страной, полностью политически свободной.
- Страной, становящейся свободной.
- Страной, частично свободной.
- Страной, политически несвободной.
На уроке учащиеся продуктивно сотрудничали со сверстниками и взрослыми, активно задавали вопросы. Школьников интересовало, в частности: “Должна ли была объединённая Германия оставаться в Северном Альянсе”?
Падение Берлинской стены показало, что мечты сбываются. С падением Берлинской стены изменился весь мир. И очень не хотелось бы, чтобы современная Россия стремилась уйти за новую “берлинскую стену”.