Цели: Формирование навыков поведения за столом в различных ситуациях приёма пищи. Изучение формул речевого этикета, применяемых за столом.
Задачи:
- объяснить социальную значимость владения правилами столового этикета и поведения за столом;
- изучить основные формулы речевого этикета, применяемые в процессе приёма пищи;
- закрепление полученных навыков поведения за столом с помощью заданий.
Словарная работа: гарнир.
Перечень заданий:
- коллективное задание “Скульптуры в парке” для разбора плохих поведенческих привычек за столом;
- индивидуальное задание “Распутай узелки” для того, чтобы выучить в какой руке нужно держать ложку и вилку;
- игра “Команда для вилки и ложки” для закрепления информации о том, какими приборами что нужно есть;
- чтение стихотворения Ю.Шевченко “Невоспитанная белка” и беседа о правилах поведения за столом;
- физкультминутка;
- индивидуальное задание “Пластилиновая посуда” для создания положительного эмоционального настроя;
- отгадывание загадок.
Оснащение:
- перчаточная кукла “Улыбка”;
- письмо-приглашение в путешествие по парку Застолья (Приложение1);
- наглядный материал для задания “Скульптуры в парке” (Приложение 2);
- индивидуальное задание для каждого ребёнка “Распутай узелки” (Приложение 3);
- карточки с изображениями блюд для игры “Команда для вилки и ложки” (Приложение 4);
- наглядный материал для стиха “Невоспитанная белка (Приложение 5);
- пластилин для каждого ребёнка, досточки или картон.
Ход занятия
Педагог начинает занятие от имени Улыбки – сказочного персонажа в виде перчаточной куклы. Улыбка является хозяйкой города Этикетия.
Улыбка: Здравствуйте, мои воспитанные друзья! Мы с вами продолжаем прогулки по улицам нашего волшебного города. Давайте посмотрим, куда мы сегодня приглашены.
Педагог достает письмо-приглашение на прогулку в Парк Застолья (Приложение 1)
Улыбка: Почти на самой окраине нашего городка находится старый парк Застолья, который интересен своими необычными скульптурами. Они могут показаться вам смешными, и это неудивительно. Ведь на их создание скульптора вдохновляли некоторые привычки детишек, которые не умеют вести себя за столом. Вы, ребята, умеете правильно вести себя за столом? (ответы детей)
Задание: Тогда посмотрите на скульптуры в парке и скажите, какие плохие привычки они демонстрируют (Приложение 2).
Дети с помощью педагога разбирают плохие привычки, которые демонстрируют статуи.
Улыбка: Молодцы! Я уверена, что вы таких ошибок не делаете! Чтобы не стать моделью для подобной статуи, нужно запомнить несколько несложных правил и придерживаться их.
Первое, что нужно сделать, прежде чем сесть за стол, - хорошо вымыть ....
Педагог делает паузу, чтобы дети ответили сами...
...руки! А после того, как мама или бабушка поставили перед вами тарелку с ароматной едой, вы должны положить на колени тканевую салфетку, чтобы не испачкать одежду.
В нашем парке, кроме скульптур, есть веселые аттракционы, которые помогают ребятишкам вспоминать, в какой руке держать вилку, а в какой ложку и как правильно пользоваться ножом.
Выполнение задания “Распутай узелки” (Приложение 3)
Задание: Левая и правая рука на картинке держат веревочки, к которым привязана ложка, вилка и нож. Распутай узелки, чтобы понять, какой рукой что держать.
Улыбка: Самое время приступить к обеду! Для этого нам нужно узнать, какие блюда нужно есть вилкой и ножом, какие ложкой, а какие просто руками.
Суп, бульон, борщ едят ложкой, аккуратно поднося ее ко рту, чтобы не проливать обратно в тарелку. Вилкой едят рыбу, мясо и гарнир: овощи, макароны, салат. Для того, чтобы набрать гарнир на вилку, можно помочь себе ножом. Также ножом пользуются, чтобы разрезать мясо или другое блюдо на небольшие кусочки. Хлеб, печенье и фрукты берут руками.
Игра “Команда для вилки и ложки” (Приложение 4)
Педагог раскладывает на столах 2 набора карточек с изображениями различных блюд, которые можно есть вилкой и ножом или ложкой. Детей делят на 2 команды “команда вилки и ножа”, а также “команда ложки”. Задача каждой команды собрать как можно больше своих карточек и не взять чужих.
Улыбка: Здорово поиграли! Теперь мы не перепутаем, каким столовым прибором воспользоваться. А что еще нужно знать о поведении за столом... Например, можно ли читать за столом? (ответы детей) Конечно же, за столом не принято заниматься посторонними вещами: читать или играть. Это не только невежливо, но и вредно: портится зрение или можно испачкать одежду.
Улыбка: Чтобы не стеснять своих соседей по столу и не мешать им, не нужно класть локти на стол. Вы можете случайно толкнуть соседа или сбросить его приборы со стола. Покажите как нельзя складывать локти! (дети показывают локти на столе) А как правильно сидеть за столом, давайте покажем! (педагог вместе с детьми демонстрирует правильную позу за столом)
А еще нельзя говорить с набитым ртом. Так можно подавиться. Если вас спросили о чем-то, сначала нужно проглотить пищу, а затем отвечать.
А что делать, если то, что вы хотите скушать лежит на тарелочке далеко от вас? (ответы детей) Если блюдо, которое вы хотите взять, стоит далеко, нельзя тянуться через весь стол. Лучше попросить того, кто сидит ближе, положить немного или передать тарелку. Как нужно попросить? (ответы детей)
Давайте теперь попробуем вместе сказать: Передай, пожалуйста, салат! (педагог хором с детьми произносит просьбу)
Молодцы! Сколько правил мы теперь знаем. Давайте мы прочитаем стихотворение про белочку, которая не знала этих правил.
Чтение стихотворения Юлианы Шевченко “Невоспитанная белка” и беседа о поведении за столом (Приложение 5)
Невоспитанная белка
Что это у белки
На праздничной тарелке?
Колбаса и гренки,
С вишнями вареники,
Каши манной горка
И от хлеба корка.
Все она смешала,
Чем белку угощали.Посмотрела белка
На свою тарелку:
-Аппетита нет совсем.
- Я, пожалуй, все не съем!
Может быть, синица
этим угостится?Стыдно ей не знать, друзья,
Так вести себя нельзя!
Помогите, белке, дети,
Разобраться в этикете.
Юлиана Шевченко
Улыбка: Объясните, правильно ли белка поступила, сложив всю еду в одну тарелку? (ответы детей) Можно ли угощать друзей тем, что не захотел съесть сам? (ответы детей) Можно ли предлагать кому-то угоститься из своей тарелки? (ответы детей) А вы так себя за столом не ведете? (ответы детей)
Педагог ставит детей в круг для физкультминутки.
Физкультминутка
Невоспитанный Енот
Пришел к Сове под Новый год.
(кланяемся, как-будто представляемся)Где еда? - спросил Енот
(разводим руками и удивляемся)Растолкал честной народ.
(толкаемся локтями)Брал с тарелок все подряд,
Съел салат и мармелад.
(показываем большую миску и жуем )Громко ложкою стучал
Гостям общаться не давал.
(стучим воображаемой ложкой)Рассердилась Сова:
Ну-ка, где моя метла?!
(грозим пальчиком)Я такого не ждала!
И Енота прогнала!
(топаем ногами и сердимся)
Улыбка: К сожалению, Енот разбил чашку у Совы, и она очень расстроилась. Давайте поможем Сове и слепим ей новые чашки и блюдца! Я дам вам пластилин, и мы с вами сделаем для Совы яркую волшебную посуду.
Выполнение задания “Пластилиновая посуда”
Педагог совместно с детьми лепит чашечки и блюдца из пластилина.
Улыбка: Спасибо, очень красивые чашки получились!
А еще важно помнить о том, что есть и пить за столом следует бесшумно. Не нужно стучать приборами по тарелке, громко прихлебывать или дуть на слишком горячее блюдо. Размешивать сахар в чае нужно так, чтобы не стучать ложкой по стенкам чашки.
Улыбка: Мы с вами узнали сегодня много новых правил, а теперь будем отгадывать загадки.
Выполнение задания “Отгадай загадки”
Слонёнок съел в гостях не много:
Ведро варенья, бочку мёда,
Пятнадцать порций заварного...
Такого мы зовём .... (Обжора)
Ирина Оржинская
Мишка пьет горячий чай
И сосет конфетку,
Не облейся невзначай,
Не забудь ... (салфетку)
Вера Алямовская
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита:
“Ешьте! Приятного вам ...” (аппетита!)
Олеся Емельянова
Хочешь щей из овощей,
Суп или окрошку?
Что тогда ты должен взять?
Нужно взять лишь... (ложку)
Автор неизвестен
Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (Бублик)
Автор неизвестен
Улыбка: Вот и все на сегодня. После прогулки по нашему старому парку вы стали настоящими знатоками столового этикета и можешь научить этим правилам своих друзей или родителей.