Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений, навыков.
Цели урока:
- обобщение ранее изученного материала, систематизация знаний, умений навыков при решении различных задач;
- формирование уверенности в себе, в своих знаниях, углубление основ оперативного мышления, поиск своего решения задачи.
- развивать мыслительную способность учащихся, сравнивать, оценивать ответы товарищей, выделять главное.
- развивать умение работать в группах, парах.
- воспитывать внимательность, собранность, сосредоточенность, честность, принципиальность, взаимоуважение, взаимовыручку.
- прививать интерес к предмету.
Знать:
- Формулировки теорем, выражающих признаки равенства треугольников и уметь их применять.
- Определения равнобедренного и равностороннего треугольников, формулировки и доказательства теорем об углах при основании равнобедренного треугольника.
- Определения медианы, высоты и биссектрисы треугольника формулировку и доказательство свойства медианы равнобедренного треугольника, проведенной к основанию и уметь применять при решении задач.
Уметь:
- Распознавать равные треугольники, доказывать их равенство, делать вывод о равенстве некоторых элементов.
- Решать задачи с равнобедренным треугольником.
- Применять при решении задач понятий медианы, высоты и биссектрисы треугольника.
- Работать в парах, группах.
Оборудование:
- Памятки с требованиями, что надо знать, уметь.
- Листы с заданиями по темам: “Признаки равенства треугольников”, “Равнобедренный треугольник”.
- Лист с кроссвордами по теме “Равнобедренный треугольник”.
- Готовые чертежи для устного счета.
Подготовка к уроку
Всем учащимся задается домашнее задание:
а) составить кроссворд по параграфу № 3 (10–15 слов); б) №38 с.48.
Предварительно ребята на листах бумаги вычерчивают таблицу для оценивания знаний.
План урока
1. Проверка домашнего задания (самооценка). Повторить два признака равенства треугольников (статическая пара). Слайд №1. Презентация
2. Решение задач (1 признак - левая рука, 2 признак - правая рука). Слайд № 2-4
3. Физкультпауза.
4. Решение задач в 1 - № 1 лист 2,2 – № 7 лист 1, 3 – №9 лист 1, 4 – № 12 лист
Слайд № 8-9
5. Домашнее задание на следующий урок №57, стр.48. 8. Слайд №1
6. Самостоятельная работа. Задания: Слайд №5-7
А) На “3”: вариант 1.
Б) На “4”: вариант 2.
В) На “5”: вариант 3.
Индивидуальная работа учителя.
7. Эстафета “ Угадай кроссворд”. Слайд 10
8. Подведение итогов урока.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Кто с детских лет занимается
математикой, тот развивает внимание,
тренирует свой мозг , свою волю, воспитывает в
себе настойчивость
и упорство в достижении цели.
А.И.Маркушевич
Здравствуйте участники и гости интеллектуальной игры “Умники и умницы”. Спешу вам сообщить тему нашей сегодняшней игры: “Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник”.
Игра пройдет на трех дорожках: зеленой, желтой и красной.
По правилам игры на желтой дорожке возможен переход на вторую дорожку при одном неправильном ответе на поставленный вопрос, на зеленой дорожке простителен один недочет, красная дорожка без права на ошибку!
Начнем с разминки. Фронтальный опрос:
- Назовите признаки равенства треугольников.
- Сформулируйте признаки равенства треугольников.
- Какой треугольник называют равнобедренным?
- Какие углы называют смежными? Вертикальными?
- Сформулировать теоремы о смежных и вертикальных углах.
- Периметр треугольника. Как вычислить периметр треугольника.
Переходим на зеленую дорожку.
Легкость математики основана на
возможности чисто логического
построения, трудность, отпугивающая многих, - на
невозможности иного изложения.
Г. Штейнгауз
Задания на этот тур: найдите пары равных треугольников и докажите их равенство у доски (задания на готовых чертежах).
Цель – проверить ваше красноречие. Слайд №1-4
Математику нельзя изучать, наблюдая,
как это делает сосед.
А. Нивен
Задания на этот тур. (Желтая дорожка)
Разминка перед вторым туром. Отгадай кроссворд.
С последних парт передаете кроссворд вперёд. В кроссворде пять понятий, каждая парта угадывает одно слово и передает дальше. Какой ряд быстрее угадает. После эстафеты определяем места: первое место – пять баллов, второе – четыре, третье – три. Баллы выставляем в таблицу.
- Фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков попарно соединяющих эти точки;
- Если в треугольнике два угла равны, то этот треугольник …
- Перпендикуляр, проведенный из данной вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону треугольника.
- Отрезок, соединяющий данную вершину с серединой противолежащей стороны треугольника.
- Чем является медиана, проведенная к основанию равнобедренного треугольника.
Используя свойства равнобедренного треугольника найти величину угла DBA.
Слайд № 5-6
Решение задач в тетрадях, с последующей проверкой.
Баллы заносятся в оценочную таблицу.
Физкультминутка. (Танцуем “Маккарену”)
Переходим на “красную дорожку”.
Дороги не те знания, которые отлагаются
в мозг, как жир;
дороги те, которые превращаются в умственные
мышцы.
Г.Спенсер
Самостоятельная работа. Слайд №10
Итоги урока.
Домашнее задание: Ответить на вопрос: “Почему же именно треугольник используют в строительстве столбов, мостов, при установке кронштейнов, какое его свойство является главным?”, подготовить презентацию по теме “Треугольники вокруг нас”.