Урок на тему «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник». 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, умений, навыков.

Цели урока:

  • обобщение ранее изученного материала, систематизация знаний, умений навыков при решении различных задач;
  • формирование уверенности в себе, в своих знаниях, углубление основ оперативного мышления, поиск своего решения задачи.
  • развивать мыслительную способность учащихся, сравнивать, оценивать ответы товарищей, выделять главное.
  • развивать умение работать в группах, парах.
  • воспитывать внимательность, собранность, сосредоточенность, честность, принципиальность, взаимоуважение, взаимовыручку.
  • прививать интерес к предмету.

Знать:

  • Формулировки теорем, выражающих признаки равенства треугольников и уметь их применять.
  • Определения равнобедренного и равностороннего треугольников, формулировки и доказательства теорем об углах при основании равнобедренного треугольника.
  • Определения медианы, высоты и биссектрисы треугольника формулировку и доказательство свойства медианы равнобедренного треугольника, проведенной к основанию и уметь применять при решении задач.

Уметь:

  • Распознавать равные треугольники, доказывать их равенство, делать вывод о равенстве некоторых элементов.
  • Решать задачи с равнобедренным треугольником.
  • Применять при решении задач понятий медианы, высоты и биссектрисы треугольника.
  • Работать в парах, группах.

Оборудование:

  1. Памятки с требованиями, что надо знать, уметь.
  2. Листы с заданиями по темам: “Признаки равенства треугольников”, “Равнобедренный треугольник”.
  3. Лист с кроссвордами по теме “Равнобедренный треугольник”.
  4. Готовые чертежи для устного счета.

Подготовка к уроку

Всем учащимся задается домашнее задание:

а) составить кроссворд по параграфу № 3 (10–15 слов); б) №38 с.48.

Предварительно ребята на листах бумаги вычерчивают таблицу для оценивания знаний.

План урока

1. Проверка домашнего задания (самооценка). Повторить два признака равенства треугольников (статическая пара). Слайд №1. Презентация

2. Решение задач (1 признак - левая рука, 2 признак - правая рука). Слайд № 2-4

3. Физкультпауза.

4. Решение задач в 1 - № 1 лист 2,2 – № 7 лист 1, 3 – №9 лист 1, 4 – № 12 лист 

Слайд № 8-9

5. Домашнее задание на следующий урок №57, стр.48. 8. Слайд №1

6. Самостоятельная работа. Задания: Слайд №5-7

А) На “3”: вариант 1.

Б) На “4”: вариант 2.

В) На “5”: вариант 3.

Индивидуальная работа учителя.

7. Эстафета “ Угадай кроссворд”. Слайд 10

8. Подведение итогов урока.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание,
тренирует свой мозг , свою волю, воспитывает в себе настойчивость
и упорство в достижении цели.
А.И.Маркушевич

Здравствуйте участники и гости интеллектуальной игры “Умники и умницы”. Спешу вам сообщить тему нашей сегодняшней игры: “Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник”.

Игра пройдет на трех дорожках: зеленой, желтой и красной.

По правилам игры на желтой дорожке возможен переход на вторую дорожку при одном неправильном ответе на поставленный вопрос, на зеленой дорожке простителен один недочет, красная дорожка без права на ошибку!

Начнем с разминки. Фронтальный опрос:

  1. Назовите признаки равенства треугольников.
  2. Сформулируйте признаки равенства треугольников.
  3. Какой треугольник называют равнобедренным?
  4. Какие углы называют смежными? Вертикальными?
  5. Сформулировать теоремы о смежных и вертикальных углах.
  6. Периметр треугольника. Как вычислить периметр треугольника.

Переходим на зеленую дорожку.

Легкость математики основана на возможности чисто логического
построения, трудность, отпугивающая многих, - на невозможности иного изложения.
Г. Штейнгауз

Задания на этот тур: найдите пары равных треугольников и докажите их равенство у доски (задания на готовых чертежах).

Цель – проверить ваше красноречие. Слайд №1-4

 

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.
А. Нивен

Задания на этот тур. (Желтая дорожка)

Разминка перед вторым туром. Отгадай кроссворд.

С последних парт передаете кроссворд вперёд. В кроссворде пять понятий, каждая парта угадывает одно слово и передает дальше. Какой ряд быстрее угадает. После эстафеты определяем места: первое место – пять баллов, второе – четыре, третье – три. Баллы выставляем в таблицу.

  1. Фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков попарно соединяющих эти точки;
  2. Если в треугольнике два угла равны, то этот треугольник …
  3. Перпендикуляр, проведенный из данной вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону треугольника.
  4. Отрезок, соединяющий данную вершину с серединой противолежащей стороны треугольника.
  5. Чем является медиана, проведенная к основанию равнобедренного треугольника.

Используя свойства равнобедренного треугольника найти величину угла DBA.

Слайд № 5-6

Решение задач в тетрадях, с последующей проверкой.

Баллы заносятся в оценочную таблицу.

Физкультминутка. (Танцуем “Маккарену”)

Переходим на “красную дорожку”.

Дороги не те знания, которые отлагаются в мозг, как жир;
дороги те, которые превращаются в умственные мышцы.
Г.Спенсер

Самостоятельная работа. Слайд №10

Итоги урока.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: “Почему же именно треугольник используют в строительстве столбов, мостов, при установке кронштейнов, какое его свойство является главным?”, подготовить презентацию по теме “Треугольники вокруг нас”.