Жизнь является самой дорогой ценностью, которой обладает человек. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.
Самое главное для нас, взрослых – здоровье и жизнь наших детей.
Социальные проблемы современности особенно сказываются на детях.
Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствует их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив любознательность, открытость и доверие к миру, не напугав их и подготовить их к полноценной жизни. В связи с этим одной из актуальных проблем сегодняшнего времени является формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности.
«Мой дом – моя крепость, – гласит известная поговорка. Разве может случиться несчастье там, где всё так знакомо и привычно? А ведь каждый предмет таит для ребёнка незримую опасность. Основной путь в предупреждении бытового травматизма прежде всего в соблюдении двух главных «принципов» – создание «безопасного» дома для ребёнка и повседневном кропотливом труде по воспитанию детей.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения в быту у детей – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций, которые могут подстерегать их дома и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: формирование представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них.
Программное содержание:
- Расширить и закрепить знания детей о пожароопасных предметах, обучить правилам поведения, не допускающих пожара.
- Учить детей адекватно реагировать на предложения, вследствие которых может возникнуть пожар.
- Закрепить знания детей о правилах поведения во время пожара.
- Научить детей пользоваться телефоном для вызова пожарных «01» (запомнить номер).
- Развивать способности отвечать на поставленные вопросы и поддерживать беседу.
- Воспитывать твёрдость, смелость, находчивость.
- Активизировать в речи детей слова: пожар, пожарный, огонь, горит.
Предварительная работа: чтение познавательных рассказов детской художественной литературы: «Огонь – опасная игра» А. Чувилина, «Пожар» Толстого, беседы с детьми о пожаре, о причинах его возникновения. Д/ и «Телефоны помощи», «Лабиринты».
Материал: игрушки – медвежонок, Уголёк, слонёнок; иллюстрации «Чебурашка и Уголёк», «Кролик и Уголёк», иллюстрации – телефоны на каждого ребёнка, фломастеры, ведёрки, макеты «огонь» 2 шт., отрывок рассказа «Кролик и уголёк», элементы карты-памятки для коллективной аппликации, клей, кисти, клеёнки, салфетки, медали «Юный пожарник».
Ход непосредстенно-образовательной деятельности
– Здравствуйте, дорогие дети. Какой сегодня
хороший ясный день.
– Ребята, что это за шум в театре? Вы слышите?
Пойдёмте посмотрим. (Садятся на стульчики)
Кукольный спектакль «Медвежонок и Уголёк»
«Здравствуй, Медвежонок, – услышал он чей-то
писклявый голос: Какой ты хорошенький, миленький.
Медвежонок увидел маленькое черненькое существо
и спросил:
– Кто ты такой?
– Я добренький, маленький, несчастненький
Уголёк. Никто, никто меня не любит, никто не
пожалеет, никто не погладит.
– Почему вы несчастненький? – удивился
Медвежонок.
– Никто, никто мне не поможет! – плакал Уголёк –
Одно может меня спасти: если ты, добрый
Медвежонок, принесёшь мне коробочек спичек.
– Разве можно брать спички без разрешения? –
удивился Медвежонок.
– Можно, можно! – заверил Уголёк, – Это же очень
интересно: зажжёшь спичку и получится весёлый
маленький огонёк.
Медвежонок принёс спички.
– Вынимай спичку, – сказал Уголёк, – зажигай о
коробок.
Раз! И спичка вспыхнула.
– Вы злой! – заплакал Медвежонок, – Я обжёг лапу.
– Поделом тебе, плюшевая голова! – захихикал
Уголёк – Я чуть было не погас, но теперь ещё много
могу пакостей натворить. И Уголёк убежал».
Воспитатель: Ребята, как в ы думаете, хорошего ли друга нашёл себе Медвежонок? А почему? Что могло произойти, если бы Медвежонок продолжил игру со спичками?
Воспитатель: Да, верно, дело могло дойти до пожара. А что же должны делать в первую очередь те, с кем случился пожар?
Дети: Надо вызвать пожарных.
Воспитатель: Правильно. В первую очередь надо вызвать пожарных. А как? По какому номеру? Правильно.
Сам не справишься с пожаром,
Этот труд не для детей.
Не теряя время даром, «01» звони скорей.
Набирай умело, чтоб не всё сгорело!(демонстрация цифр)
Воспитатель: Вот сейчас мы поиграем в игру «Позвони по телефону» Вот телефоны, по которым мы будем вызывать пожарных. Закрасьте на них нужные нам цифры красным цветом, в нужном порядке. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы! Все справились.
Ребята, пока вы рисовали, Уголёк ещё что-то
натворил. Посмотрите. (Дети садятся на
стульчики перед мольбертом с иллюстрацией
«Чебурашка и Уголёк»
– Как вы думаете, что здесь случилось?
– А от чего случился пожар?
– Какие правила забыл Чебурашка? Правильно,
молодцы!
– Давайте, поможем Чебурашке погасить огонь.
Сейчас мы с вами станем пожарными, разделимся на
команды и посмотрим, чья команда быстрее потушит
огонь. (Проводится эстафета).
– Молодцы! Вы дружно и быстро справились с огнём.
Но к сожалению, Уголёк успел скрыться,
послушайте, что он ещё натворил. (воспитатель
читает рассказ)
«Уголёк убежал от Чебурашки сразу, как только там
начался пожар. Он спрятался и в то время услышал,
как мимо шёл и плакал Кролик.
– Кролик, а почему ты плачешь? – спросил его
Уголёк.
– Я шёл мимо дома Чебурашки, и остановился
посмотреть, как пожарные тушат пожар. Я подошёл
слишком близко к домику и весь промок.
– Ах, эти пожарные! – возмутился Уголёк – весь
бантик тебе намочили.
– И ухо,– пожаловался Кролик.
– Это не беда,– успокоил его Уголёк,–у меня есть
хорошая мысль: тебя надо высушить.
– А как? – удивился Кролик.
– Над газовой плитой. Очень быстро, р-р-раз – и
всё сухое. Бежим быстрее.
И они побежали к домику Кролика. Придя к Кролику,
Уголёк зажёг газовую плиту и скомандовал:
–Развешивай свою мокрую одежду, а сам подставляй
ухо к огню. Сейчас будешь сухой.
Кролик разделся и развесил одежду над огнём,
потом сам встал рядом, наклонив мокрое ухо.
Сначала он почувствовал тепло, а затем ухо
задымилось, вспыхнула одежда и Кролик закричал
от боли:
– Ой! Ой! Уголёк, где ты?
Но Уголёк не отзывался».
– Хорошие советы дал Уголёк Кролику?
– Почему нельзя пользоваться плитой, чтобы
обсушиться?
– Можно ли самим включать газовую плиту? Почему?
– Ребята, так что может случиться, если
пользоваться газовой плитой не по назначению?
– Что же мы должны помнить, чтобы не случилось
пожара?
– Да. И всё это можно назвать правилами
безопасного пользования огнём.
– Посмотрите, я приготовила для вас картинки.
Давайте рассмотрим их. Как вы думаете, почему все
картинки нарисованы в красном круге и
зачёркнуты? Да, потому что так обозначают
опасные, запрещающие действия. О чём говорят нам
картинки? О том, что нельзя брать спички, включать
газовую плиту, телевизор, утюг, зажигать свечки,
брать зажигалку, зажигать бенгальские огни.
– Давайте с вами сделаем карту-памятку сделаем. (Дети
выполняют коллективную аппликацию)
– Молодцы! Хорошая памятка получилась.
– Хотите узнать, чем закончилась история с
Угольком? (Воспитатель предлагает детям пройти
в «театр»)
«Уголёк встретил Слонёнка, который не
растерялся, быстро набрал полный хобот воды и
облил ею Уголька. Уголёк погас и теперь не сможет
никому причинить зла. А Слонёнку за это присвоили
звание «Юного пожарника».
– Вы, ребята, сегодня были такие молодцы и вам
тоже присваиваются звания «Юного пожарника». (Воспитатель
вручает медали)
– Молодцы! Ребята, что нового вы узнали сегодня?
Пригодятся ли вам эти знания? Молодцы. До
свидания!